Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.


Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.
Психолого-диагностическое изучение детей с ОВЗ:
диагностика интеллектуального развития (наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т.д.);
диагностика социальной готовности на различных возрастных этапах развития (отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний);
изучение эмоционально-волевой готовности (умение подчиняться требованиям учителя, выполнять задания по образцу и словесному указанию педагога, осуществлять контроль путем сопоставления с образцом как эталоном выполнения заданий).
Специальное педагогическое изучение детей с ОВЗ.
выявление и анализ педагогом класса типичных затруднений в усвоении УУД на основе результатов контрольных срезов и итоговых работ учащихся;
клинико-педагогическая диагностика учителем-логопедом речевых нарушений школьников;
изучение учителем-дефектологом причин трудностей в усвоении программного материала, уровня и характера сформированности приемов умственной работы учащихся;
разработка форм взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогического консилиума;
определение функциональных обязанностей специалистов (психолога,учителя класса,учителя-логопеда);
оформление итогово-оценочной документации.

Создание благоприятных условий психологического микроклимата
детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
анкетирование учителей общеобразовательных классов и администрации школы с целью выявления их отношения к детям с ОВЗ;
анализ результатов анкетирования родителей детей с ОВЗ с целью выявления оценки-эффективностиобучения их детей;
динамическое психолого-педагогическое изучение учащихся;
диагностика ОУУН (общеучебных умений и навыков) учащихся;
анализ успешности коррекционно-развивающей работы, соответствующей индивидуальной комплексной программе коррекции развития школьников и предельно допустимой нагрузке на учащихся;
выбор главных направлений в воспитательной работе на основе результатов изучения личности каждого ребенка, семей, особенностей класса в целом;
включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач и их особая подготовка силами школьного консилиума;
отслеживание информации об интеграции учащихся на массовые формы обучения и ее анализ.
Работа психолого-педагогического консилиума в рамках общеобразовательной школы.
В системе коррекционно-развивающего обучения, особая роль отводится психологическому и специальному педагогическому изучению обучающихся, атакже динамическому наблюдению специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) за продвижением каждого ребенка.Работа консилиума организуется в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме (2000 г).В состав консилиума по приказу директора образовательного учреждения вводится логопед, специальный педагог, практический психолог, медицинский работник школы,учителя классов детей с ОВЗ.
В обязанности специалистов консилиума входит:
изучение состояния здоровья ребенка (медицинское обследование);
выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение);
изучение социальной ситуации развития ребенка, запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни и на начальной ступени обучения (педагогическое изучение).
Итогом изучения ребенка специалистами
консилиума является:
установление четких целей коррекционно-развивающей работы с ребенком, путей и сроков их достижения;
выработка адекватного состоянию ребенка общего подхода со стороны всех взрослых;
выявление качеств личности и особенностей ребенка, на которые можно опереться в коррекционно-развивающей работе;
анализ хода развития и оценка результатов учебно-педагогической работы, заноситься в дневник индивидуального развития ребенка с ОВЗ.
Психолого-дидактические принципы,
коррекционно-развивающего обучения, детей с ОВЗ:
введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;
использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создающих оптимальные условия для реализации его потенциальных возможностей;
коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;
определение оптимального содержания и отбор учебного материала в соответствии с поставленными задачами.
Среди коррекционно-развивающих задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:
развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
формирование общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля, самооценки;
развитие словаря, устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений детей об окружающей действительности;
логопедическая коррекция нарушений речи;
психокоррекцияповедения ребенка;
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
в классах детей с ОВЗ.
Учебно-воспитательный процесс организуется по программам для классов КРО. Для отслеживания результатов этой работы ведется психологический контроль эффективности коррекционно-развивающего обучения. С этой целью психолог знакомит учителей классов коррекционно-развивающего обучения с доступными методами диагностики психического развития обучающихся (наблюдения за деятельностью ученика в ходе индивидуальной и фронтальной форм работы и др.).
Взаимодействие школьного психологас родителями учащихся
При работе с детьми с ОВЗ необходимо проводить анализ особенностей семейного воспитания учащихся, определять типовое состояние семьи, стиль семейного воспитания, выявлять психотравмирующие факторы, находящиеся в сфере психологического контроля.
Важное внимание уделяется разработке рекомендаций по оптимизации состояния семьи, включающих:
ознакомление и согласование с родителями модели коррекционной работы;
поиск индивидуальных путей адаптации хронически болеющих детей;
апробацию и оценку эффективности коррекционной работы с семьей.
Основные принципы деятельности психолога при работе с детьми с ОВЗ.
соблюдение интересов ребенка на всех этапах обследования, а также при выборе индивидуального образовательного маршрута;
комплексное изучение ребенка как результат индивидуального обследования ребенка каждым специалистом и выработки заключения на основе их междисциплинарного взаимодействия;
системное изучение ребенка как интеграция в едином обследовании нейропсихологической оценки, психодинамического подхода и элементов психокоррекции;
целостное изучение состояний ребенка как единства когнитивного и аффективного развития, совокупности всех психических качеств личности, обусловленных мотивационными установками и психофизическими особенностями;
структурно-динамическое (по Л.С.Выготскому) изучение ребенка как оценка развития с точки зрения возрастной соотнесенности и определенной последовательности развития функций. Учет данного принципа позволяет определить причины возникновения нарушений, оценить структуру дефекта и иерархию проблем развития;
координированностъкоррекционно-развивающей работы как четкое распределение и согласованность действий специалистов.
СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ строится по следующей схеме:
Пихолого-педагогическая деятельность с родителями
-исследование родительско-детских отношений в рамках психолого-педагогического мониторинга;
-проблемное и тематическое консультирование;
-родительские проблемные семинары;
-акции для родителей и детей по профилактике наркомании:
-ролевые и деловые игры для детей и родителей; Работа с классными руководителями
- совместные досуги;
-спортивные соревнования в общешкольном празднике «День здоровья»;
занятии по пропаганде ЗОЖ;
-семейные мастер-классы;
-социальные проекты;
-классный час с психологом;
-родительские собрания в тренинговом режиме;
-психологическое консультирование учащихся по профессиональной ориентации;
-занятия с педагогами Информационно-просветительская деятельность
-родительские лектории;
-родительские собрания;
-лекции и беседы для родителей(по запросу);
-выпуск информационных листов в помощь родителям;
Система работы учителя-логопеда по коррекции речи
у детей с ОВЗ.
Содержание коррекционно-воспитательной работы.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
Устойчивость произвольного внимания.
Восприятие (зрительное, слуховое, пространственное) объектов и явлений.
Анализирующее наблюдение (особенно языковых явлений).
Способность к запоминанию (с опорой на наглядность, графические схемы).
Способность к переключению.
Навыки и приёмы контроля и самоконтроля.
Познавательной активности.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
Умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, подчинять свои действия его инструкции и замечаниям.
Умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи, соответствующей полученной инструкции.
Умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.
Соблюдение речевого этикета при общении.
Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии.
Уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе, и дальнейшее его обогащение как путём накопления новых слов, относящимся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей активного умения пользоваться различными способами словообразования. Последовательное накопление «гнёзд родственных слов».
Уточнение, развитие и совершенствование грамматически правильного оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями разных синтаксических конструкций.
Совершенствование умений и навыков отбора языковых средств, необходимых для построения высказывания в различных речевых ситуациях (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, картинки, творческие письменные работы).
I- этап.
Работа по формированию и развитиюзвуковой стороны речи (фонематического анализа, синтеза, восприятия; произношения).
Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии.
1. Активизация, уточнение и обогащение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка.
2. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов.
3. Коррекция звукопроизношения.
IIэтап.
Восполнение недостатков в области овладения лексикой и грамматикой, развитие связной речи.
1. Совершенствование звуковой стороны речи.
2. Формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова,
3. Формирование умения грамматического оформления речи.
4. Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.
IIIэтап.
Восполнение недостатков в формировании связной речи.
1. Совершенствование связной речи (центральное место занимает работа над предложением как основной речевой единицей).
2. Развитие навыков связного высказывания , включающее в себя:
установление последовательности высказывания, отбор языковых средств для построения высказывания, в зависимости от цели и вида общения;
3. Совершенствование навыка строить и перестраивать предложение по заданным образцам.
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ


Письменной(чтения и письма)
Устной(звукопроизношения)

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ


Неречевых
Мелкой моторики пальцев рук.
Психических процессов:
-внимания;
памяти;
мышления
Речевых
Фонетико-фонематических процессов. Лексико-грамматического строя речи. Нарушений процессов чтения и письма.
НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ

КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Семинары и методическиеобъединения
Сотрудничество с коллегами
Связь с психологом
Работа с родителями
Научно-исследовательская работа
Аналитическая работа
V