Доклад по теме Первые шаги реализации ФГОС ООО: от идей к практике


«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически  требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов  - это требование времени.
Процесс работы над внедрения новых стандартов ООО в нашей школе осуществлялся через изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО, составление основной образовательной программы образовательного учреждения, создания плана методической работы по внедрению ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованием к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО, информирование родителей обучающихся о подготовке к переходу на новые образовательные стандарты.
В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики.
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
В связи с этим для перехода педагогического коллектива на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей ОУ.
Для качественного осуществления образовательного процесса был подготовлен преподавательский состав: учителя прошли курсы повышения квалификации, изучили системно - деятельностный подход, нормативные документы.
Введение ФГОС нового поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Анализируя свою деятельность, хочется отметить, что проектирование образовательного пространства, реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически - требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего положениям стандарта.
Как любое новшество стандарт имеет свои минусы и плюсы. Что же мы имеем сегодня?
Плюсы ФГОС:
Во-первых, школа перестает быть учреждением, где ребенку «выдают» определенный объем знаний, а затем предлагают систему упражнений для закрепления изученного. В основе реализации стандарта общего образования лежит системно-деятельный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
Второй, не менее важный плюс – формирование у обучающихся универсальных учебных действий, то есть нужно научить ребенка выполнять какую-то работу самостоятельно, опираясь не на знания вообще, а на умение ориентироваться в разнообразных источниках информации. Искать, находить и действовать!
В-третьих, ФГОС подразумевает, что ответственность за качество образования не будет лежать на одном учителе, а поровну разделится между семьей, и учителем.
Минусы ФГОС:
Во-первых, здание нашей школы построено по устаревшему проекту - не хватает учебных кабинетов для организации работы.
Во-вторых, сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий.
В-третьих, отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;
В-четвертых, работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями.
В-пятых, перегрузки угрожают не только обучающимся, но и учителям. Количество таблиц, данных портфолио листов предметных достижений таково, что желание работать по новым стандартам заметно уменьшается при виде количества документов, требующих заполнения. Подготовка к урокам требует значительно больше времени. Сможет ли учитель качественно подготовиться к следующему учебному дню и внеклассным мероприятиям ежедневно? Где взять время на всю ту работу, которую должен выполнить учитель? Как же его семья? Он тоже человек: хочет почитать книгу, посмотреть фильм, заняться любимым делом… И конечно не нужно забывать и о здоровье учителей.
          Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение  к педагогической деятельности.
В заключении хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».