Рабочая программа по основам поиска работы и трудоустройства


Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
___________________________________________________________________________
ГБОУ НПО Профессиональный Лицей Технологии и Дизайна
Санкт-петербург
УТВЕРЖДАЮ
Директор лицея технологии и дизайна
_________Р.А.Пантелеенко«____»______ 2011 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПОИСКА РАБОТЫ И ТРУДОУСТРОЙСТВА.
34 часа
профессия: парикмахер


Санкт-Петербург 2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта(далее-ФГОС) по профессии начального образования ( далее-НПО), входящей в состав укрупненной группы профессий НПО 100000 Сфера обслуживания по направлению подготовки 100100 Сервис 100106.01 Парикмахер
РАЗРАБОТЧИКИ: Ерешкина Н.М. - преподаватель
Согласовано
с методической комиссией технологического цикла
«_____»_____________2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11
Тематический план 13
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы поиска работы и трудоустройства
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы на основании Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 591 – р от 16.08.2005 по профессии НПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 100000 Сфера обслуживания, по направлению подготовки 100100 Сервис:
100116.01 Парикмахер
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована после соответствующей корректировки в профессиональной подготовке по профессиям рабочих: ОКПР 16437 Парикмахер, ОКПР 13456 Маникюрша, ОКПР 16470 Педикюрша, ОКПР 13138 Косметик, ОКПР 16450 Постижер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться на рынке труда региона;
- определять требования к своей профессии, и ее конкурентоспособность;
- составлять автобиографию, резюме, сопроводительное письмо; трудовой договор;
- определять личностные достоинства и недостатки для избранной профессии;
- использовать технологии трудоустройства и применять правила поиска работы;
- соблюдать правила протокола и этикета при трудоустройстве;
- оформлять резюме, сопроводительное письмо, автобиографию, заполнять анкеты при трудоустройстве
- поддерживать внешний вид соискателя вакансии;
- применять различные средства и техники эффективного общения при ведении диалога с работодателем;
- использовать техники ведения телефонных переговоров при - трудоустройстве;
- определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих при трудоустройстве;
- производить хорошее впечатление на работодателя;
- адаптироваться на новом месте работы;
- пользоваться нормативной базой при трудоустройстве.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- общие сведения об экономической жизни общества, экономике предприятия и роли персонала в деятельности организации;
- понятие рынка труда и конкуренции на рынке труда, «конкурентоспособность» своей профессии;
- типы, виды и режимы профессиональной деятельности;
- основы законодательства РФ в области трудоустройства, обязанностей работника и работодателя, условий труда, оплаты труда;
-психологические особенности делового общения при проведении собеседования с кандидатом на замещение вакансии;
- виды собеседования и правила диалога;
- основные причины отказа в приеме на работу;
- причины, виды конфликтов, возникающих при трудоустройстве и в первые дни работы, способы их разрешения.
- роль личности в профессиональной адаптации;
- правила этикета при трудоустройстве;
- нормы профессиональной этики.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 52 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 52
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 34
в том числе: практические занятия 9
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18
в том числе: реферат, домашняя работа с дополнительными источниками информации, подготовка сообщений, презентации Итоговая аттестация в форме: зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы поиска работы и трудоустройства»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
54 Тема 1.
Основы рыночной экономики и рынок труда Содержание учебного материала:
Экономическая сфера жизни общества. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.
Экономические системы. Собственность. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение, конкуренция, факторы, влияющие на предложение конкретного товара или услуги. Роль цены.
Номинальный, реальный доход, социальная справедливость.
Рынок труда. Виды рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Конкуренция на рынке труда. Занятость населения. Безработица, виды безработицы, её экономические и социальные последствия. Роль государства в предупреждении явления безработицы и в ликвидации этого процесса. Понятие «Вакансия». Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Формирование предложений на рынке труда. Профессиональная деятельность: ее типы, виды, режимы.
Конкурентоспособность профессии. Организация и условия труда.
Вознаграждение за труд. Государственная политика в области занятости населения. Кодекс законов о труде Российской Федерации.
Трудовой договор и его разновидности. Понятие контракта в трудовом праве, права и обязанности сторон. Особенности трудовой деятельности несовершеннолетних.
19
15 2
Практическая работа № 1 Основные экономические понятия , их характеристики. 1 Практическая работа № 2 Признаки экономических систем. 1 Практическая работа №3 Обсуждение статей Трудового Кодекса РФ, порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. 1 Самостоятельная работа: Подготовка к практическим занятиям, выполнение презентаций: «Потребности и ресурсы. Проблема выбора», «Рынок труда» 6 Тема № 2
Технологии трудоустройства Содержание учебного материала:
Правила поиска работы. План поиска и подготовка к его реализации. Методы поиска работы. Подготовка документов для трудоустройства. Составление резюме, сопроводительного письма, автобиографии Межличностное взаимодействие в ситуации трудоустройства. Продуктивные приемы и способы эффективной коммуникации. Самопрезентация. Интервью с работодателем.
Конфликтные ситуации при трудоустройстве. 15
10 2
Выполнение психологических тестов:
Практическая работа №4 Выявление вакансий по предложенным вариантам СМИ
Практическая работа №5 Составление резюме»
Практическая работа №6 Составление письма с предложением услуг на замещение вакансий 1
1
1 Практическая работа №7
Ролевая игра: «Собеседование при приеме на работу» 1 Самостоятельная работа:
Выявление вакансий по специализированным СМИ. Изучение специализированных сайтов в сети Интернет. Сочинение –эссе:» Моя профессия конкурентоспособна». Выполнение Резюме и Сопроводительного письма в электронном виде по составленным алгоритмам. Выполнение реферата: «Государственная политика в области занятости населения» 5 Тема № 3
Профессиональная адаптация и основы профессиональной этики Содержание материала:
Социальная, профессиональная и психологическая адаптация. Новые жизненные и профессиональные задачи. квалификации. Психологическая совместимость. Психологическая характеристика профессии. Психологический климат в коллективе.
Вхождение в корпоративную культуру. Профессиональный этикет и правила поведения на рабочем месте. Праздники и традиции в трудовом коллективе. Планирование и реализация профессиональной карьеры. Самообразование и повышение квалификации. Зачёт.
16
9 2
Практическая работа № 8 Профессиональная этика поведения. Культура речи. Выработка правил по профессиональному общению.
1 Практическая работа № 9
Анализ собственных резервов и ограничений 1 Зачёт Самостоятельная работа: Составление личного плана развития карьеры, формулирование профессиональной цели. Презентации учащихся: «Приемы эффективной коммуникации», « Анализ качеств лидера в коллективе, понятия формальный и неформальный лидер», «Профессиональная этика» 7 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социальных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических материалов преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине, в том числе на электронных носителях;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия».2010.
Шеламова Г.М. Деловая культура взаимодействия. Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия».2008.
Шеламова Г.М. Культура делового общения при трудоустройстве Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия».2012
Трудовой кодекс РФ
Закон РФ «О занятости населения».
Дополнительные источники:
Зайцева Т.В. Зуб А.Т. Управление персоналом. –М: ИД «ФОРУМ» – ИНФРА - М.2008
Румянцева Е.В. М.:Альпина Бизнес Букс, 2008 (серия «Инструменты и методы»Интернет-ресурсы:
http://www.referent.ru – правовая система референт
Навигатор «Кодекс законов о труде РФ»
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: Ориентироваться на рынке труда региона Практическая работа № 3,4
Самостоятельные работы по темам 1,2
Определять требования к своей профессии и ее конкурентоспособность Определять личностные достоинства и недостатки, необходимые для избранной профессии; Практическая работа № 5,6,7
Самостоятельные работы по темам 1,2
Использовать технологии
трудоустройства и применять правила поиска работы Практическая работа № 5
Самостоятельные работы по теме 2
Соблюдать правила протокола и этикета при трудоустройстве Практическая работа № 9
Самостоятельные работы по теме 3
Беседа с учащимися на уроках.
Презентации учащихся
Уметь соответствовать правилам этики поведения и внешнего вида в формате официального общения. Применять различные средства и техники эффективного общения при ведении диалога с работодателем Использовать техники ведения телефонных переговоров при трудоустройстве Определять тактику поведения
в конфликтных ситуациях, возникающих при трудоустройстве Пользоваться нормативной базой при трудоустройстве Практическая работа № 6,7
Самостоятельные работы по теме 3
Знания:
Общие сведения об экономической жизни общества, экономике предприятия и роли персонала в деятельности организации Практические работы 1,2,3,4
Беседа с учащимися на уроках
Устный опрос учащихся
Самостоятельные работы по теме №1
Презентации учащихся
Понятие рынка труда и конкуренции на рынке труда, «конкурентоспособность» своей профессии Типы, виды и режимы профессиональной деятельности; Основы законодательства РФ в области трудоустройства Психологические особенности делового общения при проведении собеседования различных типов с кандидатом на замещение вакансии Практические работы 5,6,7,8,9
Беседа с учащимися на уроках
Устный опрос учащихся
Самостоятельные работы по темам №2, №3
Презентации учащихся
Основные причины отказа в приеме на работу Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих при трудоустройстве и в первые дни работы Роль личности в профессиональной адаптации Практические работы №9
Самостоятельная работа по теме №3
Презентации учащихся
Зачёт
Правила этикета при трудоустройстве Нормы профессиональной этики
Поурочно-тематическое планирование
предмет : основы поиска работы и трудоустройства
профессия: парикмахер
срок обучения : 2года 5 мес.
Номер
урока Тема Кол-во
часов теоретического обучения
Практические занятия Самостоятельные
работы
Основы рыночной экономики и рынок труда (15час)
6
№1 Экономика как система хозяйствования. Благо. Потребности 1 №2 Ограниченность ресурсов 1 №3 Проблема выбора. 1 №4 Практическая работа №1:Основные экономические понятия 1 №5 Экономические системы. 1 №6 Практическая работа №2:Признаки экономических систем 1 №7 Движущие силы рынка 1 №8 Рынок труда. Типы, виды, режимы профессиональной деятельности 1 №9 Формирование предложений на рынке труда 1 №10 Занятость населения. Безработица 1 №11 Виды безработицы 1 №12 Государственная политика в области занятости населения. 1 №13 Трудовой Кодекс РФ. Нормы времени 1 №14 Трудовой договор 1 №15 Практическая работа №3: обсуждение статей Трудового Кодекса РФ .Порядок оформления на работу 1 Технологии трудоустройства (10 часов )5
№16 Алгоритм поиска работы и подготовка к его реализации. Подготовка документов для трудоустройства 1 №17 Практическая работа №4 Выявление вакансий по печатным СМИ 1 №18 Резюме- визитная карточка соискателя 1 №19 Практическая работа №5 Составление резюме 1 №20 Сопроводительное письмо 1 №21 Практическая работа №6 Составление письма с предложением трудовых услуг на замещение вакансии 1 №22 Практическая работа №7 Составление автобиографии 1 №23 Собеседование. Типы собеседования Конфликтные ситуации при трудоустройстве
1 №24 Продуктивные приемы и способы эффективной коммуникации 1 №25 Практическая работа №8 :Ролевая игра
« Собеседование с работодателем при приеме на работу» 1 Профессиональная адаптация и основы профессиональной этики ( 9часов ) 6
№26 Новые жизненные и профессиональные задачи. 1 №27 Психологическая и профессиональная адаптация. 1 №28 Тестирование: «Наши адаптивные возможности» 1 №29 Культура речи 1 №30 Правила поведения на рабочем месте. Профессиональная этика поведения 1 №31 Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении. 1 №32 Практическая работа №9 Производственный конфликт, диагностика разрешения конфликта 1 №33 Анализ собственных резервов и ограничений. Тест: «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения» 1 №34 Зачет 1 итого 34 9 17