Конспект урока чтения в 3 классе. Тема: «Трус» Л.Пантелеев


Конспект урока чтения (3 класс).
Тема: Л.Пантелеев «Трус»
Цели: познакомить с рассказом Л.Пантелеева «Трус»; формировать технику правильного, беглого, выразительного чтения; обогащать и активизировать речь; корректировать недостатки речи; формировать умение рассуждать, , устанавливать связи, делать выводы, анализировать поступки героев; воспитывать интерес к книге и самостоятельному чтению.
Оборудование: выставка книг Л.Пантелеева, портрет Л.Пантелеева, отдельно напечатанный текст для пересказа для каждого ученика.
Ход урока
Орг.момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Речевая зарядка.
УЗ - Будем учиться читать целыми словами правильно, выразительно, для этого проведем речевую зарядку.
Открывается доска:
ЧТОБЫ СОСНЫ, ЛИПЫ, ЕЛИ
НЕ БОЛЕЛИ, ЗЕЛЕНЕЛИ,
ЧТОБЫ НОВЫЕ ЛЕСА
ПОДНИМАЛИСЬ В НЕБЕСА,
ИХ ПОД ЗВОН И ГОМОН ПТИЧИЙ
ОХРАНЯЕТ ДРУГ – ЛЕСНИЧИЙ!
(В. Степанов)
- Прочитайте стихотворение на доске про себя.
- Про кого это стихотворение? (Про лесничего)
- Кто такой лесничий? (Человек, который охраняет лес от браконьеров, помогает животным кормом зимой).
УЗ - Научимся читать это стихотворение хорошо.
С указкой отчитывается хором 2-3 раза, пока не получится хорошо.
- Какая строчка требует особой интонации?
- Какое чувство надо выразить в этом предложении?
- Давайте попробуем прочитать это стихотворение с вопросительной интонацией.
- Какая интонация лучше подходит к этому стихотворению?
Зарядка прочитывается 1-2 учениками целиком.
IV. Подготовка к восприятию текста (5 мин.)
Знакомство с автором.
Л Пантелеев (на доске) портрет
УЗ - Прочитаем фамилию, имя, отчество автора, с которым познакомимся на уроке, узнаем какие произведения написал этот писатель.
Когда Леонид Пантелеев был ребёнком, вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте, его авантюрная натура постоянно требовала чего-то, чего-то большего… Лишь одному он никогда не изменял – литера-турному творчеству. Первые его «серьёзные произведения» - стихи, пьеса, рассказы и даже трактат о любви - относятся к 8-9-летнему возрасту. За свою жизнь попал в школу для беспризорников и занимался самым настоящим бродяжничеством. Писатель был вынужден голодать в осаждённом Ленинграде, не однажды оказываясь на грани смерти. Но он не оставил литературу. Леонидом написаны рассказы «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии Рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты», книги «Живые памятники» («Январь 1944»), «В осаждённом городе», воспоминания о писателях – М. Горьком, К. Чуковском, С. Маршаке, Е. Шварце, Н. Тырсе. Написал книгу «Наша Маша», дневник о дочери, который Л.Пантелеев вёл в течение многих лет. Она стала своеобразным руководством для родителей, а некоторые критики даже поставили её в один ряд с книгой К.Чуковского «От двух до пяти». Писатель завоевал извест-ность: его произведения не только печатают, но и экранизируют.
2. Работа с заглавием.
- Прочитайте название произведения, с которым будем знакомиться на уроке («Трус»)
- Как вы думаете, о чем этот рассказ? (О плохом поступке – трусости)
- А вас когда-нибудь называли трусом? Почему?
- Итак, как называется рассказ, с которым мы будем знакомиться на уроке?
- Кто автор?
V. Первичное чтение текста учителем (3мин).
УЗ - Давайте познакомимся с этим рассказом. Закройте книги. Слушайте внимательно. После чтения ответите на вопрос: Где произошел случай с героем?
Учитель начинает читать рассказ, еще раз назвав автора и произведение.
- Итак, где же произошел случай с героем рассказа? (На берегу моря, в Крыму)
- Кто знает, где находится Крым? (Если дети не знают, сказать: на берегу Черного моря)

VI. Чтение трудных слов (3 мин)
УЗ - Сейчас будем учиться читать рассказ и разбирать его. Встретятся трудные слова, прочитаем их отдельно. Когда будете читать текст читайте эти слова правильно и целиком.
ПРИЕЗЖИЙ, ПРИТВОРЯТЬСЯ, РАССЕРДИЛСЯ, ПОЖАЛУЙСТА.
- Прочитайте слова про себя.
- Теперь прочитаем эти слова вслух. (Отчитываем хором до уровня целых слов).
- Что значит слово ПРИЕЗЖИЙ ? (Человек, который приехал из другого города)
VII. Чтение текста про себя.
УЗ - Теперь прочитайте текст про себя внимательно, подготовьтесь читать вслух. Непонятные слова подчеркните карандашиком. (Дети читают шепотом или жужжа. Учитель ходит и слушает.)- Кто прочитал рассказ, перечитывать не надо.
(Учитель останавливает тогда, когда дети 1, 2 группы прочитали текст)
- Какие слова было трудно прочитать? Какие слова были не понятны?
VIII. Чтение по частям.
УЗ - Сейчас будем читать текст по частям и разбирать его содержание. Читая текст по частям мы научимся разговаривать с автором.
- Итак, первую часть читает Семён, остальные следят. (Читает сильный ученик).
После чтения вопросы по первой части.
- Где произошел случай? ( в Крыму)
- Зачем пошёл мальчик на море? (Ловить удочкой рыбу)
- Что случилось с мальчиком, когда он начал спускаться? Прочитайте. (Увидел под собой огромные острые камни и испугался. Ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится).- Что происходило в это время на море? (Рыбак ловил рыбу, с ним была его дочка, которая поняла, что случилось с мальчиком, поэтому смеялась и показывала на него пальцем).
- Как чувствовал себя мальчик? (Ему было стыдно, он стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко)
- Как он притворялся? Прочитайте. (Он даже снял кепку и стал ею махать около своего носа.)
- Продолжаем читать. Вторую часть читать начнет Алена, остальные следят. (Читает несколько слабых детей)
Разбор по вопросам второй части.
- Что случилось, когда подул ветер? (Ветер вырвал у мальчика из рук удочку и бросил ее вниз)
- Что сделал мальчик? Прочитайте. (Он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло)
- Что сделала девочка, когда увидела упавшую удочку? Прочитайте. (Она сказала об этом отцу, который что-то сказал ей. Потом она спрыгнула в воду и зашагала к берегу, взяла удочку и пошла обратно к лодке.)- Как повел себя мальчик, когда увидел, что девочка взяла удочку? (Рассердился, забыл всё на свете, и кубарем покатился вниз)
- Что он сказал девочке? Прочитайте с выражением. ( Эй! Отдавай! Это моя удочка!)- Что и как ответила девочка. (На, возьми, пожалуйста. Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно взяла, чтобы ты слез вниз).- Дочитаем наш рассказ. (Читает сильный ученик)
Разбор третьей части.
- Чему удивился мальчик? (Откуда девочка знала, что он слезет)
- Что ответила девочка? Прочитайте. (Папа сказал: если трус, то, наверно, и жадина).
- Какова главная мысль рассказа? (Если трус, то наверно, и жадина).
- Ребята, посмотрите на картинку в учебнике на с.94. Найдите отрывок в рассказе, который подходит к иллюстрации и прочитайте.
Физкульминутка.
Руки за спину, головки назад
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим – на парту гляди.
(Вниз.)
И снова наверх – где там муха летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.
IX. Чтение текста целиком.
УЗ - Ещё раз читаем текст. Читаем правильно целыми словами, выразительно. (Один читает, остальные следят).
- Чтение будет эстафетой. Один ученик читает, я останавливаю, затем читающий передает эстафету кому захочет.
Дается качественная оценка чтения каждого ребенка.
X. Заключительная работа по прочитанному.Обучение пересказу. (Текст пересказываемого напечатан для каждого ученика отдельно на листочках) Дело было в Крыму. Один приезжий мальчик пошёл на море ловить удочкой рыбу. А там был очень высокий, крутой, скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался. Остановился и с места не может сдвинуться. Ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится.
А внизу, в море, в это время какой-то рыбак ловил рыбу. И с ним в лодке девочка, его дочка. Она всё видела и поняла, что мальчик трусит. Она стала смеяться и показывать на него пальцем.
Мальчику было стыдно, но он ничего не мог с собой сделать. Он только стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко. Он даже снял кепку и стал ею махать около своего носа.
УЗ - Сейчас мы будем учиться пересказывать отрывок из этого текста.
- Что произошло с мальчиком, когда он спускался к морю? Прочитайте в первом абзаце третье предложение.
- Так что же произошло с мальчиком, когда он спускался к морю? (ответы детей)
- Кто находился в это время в море? Прочитайте второй абзац «А внизу…»
- Так кто же находился в тот момент в море? (ответ детей)
- Как чувствовал себя мальчик? Давайте прочитаем третий абзац.
- Так, как же чувствовал себя мальчик? (Ответы детей)
- Дети мы пересказали отрывок из рассказа по вопросам, а сейчас попробуем пересказать без вопросов.
Пересказ отрывка.
XI. Домашнее задание.
Повторное чтение текста: научиться читать целыми словами, не по слогам;
1,2 гр.- пересказ текста.
XII. Итог урока.
- Как называется рассказ, который сегодня читали? Кто автор?
- Какой эпизод, герой понравился? Кто не понравился?
- Чему учит рассказ?
Оценка детей ( Как работали, как читали, как вели себя.)
Самоанализ урока.
Многократность чтения текста на уроке:
На этапах: чтение про себя, чтение текста по частям, чтение текста целиком, частично при заключительной работе по прочитанному.
Приемы: 1) при чтении текста про себя дети выбирают слова трудные для чтения и непонятные; 2) при чтении текста по частям дети отвечают на вопросы, находя ответ в тексте (читают); 3) при чтение текста целиком использую прием – эстафета, где читающий ребенок сам передает эстафету (кому захочет); 4) пересказ прочитанного (отвечаем на вопрос, после прочитанного)