Преемственность проектной деятельности в развитии и формировании универсальных учебных действий дошкольников и младших школьников.


Преемственность проектной деятельности в развитии и формировании универсальных учебных действий дошкольников и младших школьников.

С введением ФГТ и ФГОС всё более актуальным становится использование в образовательном процессе детского сада и начальной школы приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, ставить проблемы, делать выводы и умозаключения.
Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у дошкольников и школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и конечно обновление содержания образования.
Что ни день мы слышим о проектах коммерческих, научных, образовательных, экологических и т.д. Понятие «проект» охватывает огромное количество сфер в нашей жизни и является востребованным не только в педагогике и образовании. В образовательном процессе мы рассматриваем индивидуальные и групповые проекты, монопроекты и проекты межпредметные, внутриклассные и внутришкольные. В обществе мы встречаем проекты городские, региональные, международные.
Новый рост интереса к проекту, как новому способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием и связью технологий развивающего обучения и деятельностного подхода, обеспечением активности детей в образовательном процессе. На что и направлена модернизация образования, как дошкольного, так и школьного.
Сейчас в дошкольном образовании много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. Педагогическое проектирование может стать способом развития умения существовать в поле неопределённости, пространстве, требующем освоения и исследования. Современный воспитатель и учитель должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации детской проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольников и школьников. Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), мы реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.
Значимость проектирования в детском саду весьма актуальна и связана с целым рядом важных причин.
Во-первых, помогает получить ребёнку ранний позитивный опыт в социуме, связанный с реализацией собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребёнка ещё и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия и развития, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Во-вторых, динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных решений и действий в самых разных обстоятельствах. Эта нестандартность основывается на оригинальности мышления и суждений.
В-третьих, проектная деятельность помогает познавательной инициативе выйти за пределы культуры адекватным, правильным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
В – четвертых проектная деятельность в детском саду позволяет адаптировать ребёнка к обучению в начальной школе.
Проектная и исследовательская деятельность дошкольников существенно изменяет межличностные отношения, развивает коммуникацию между сверстниками, а также между взрослым и ребёнком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать и слушать другого, умение выражать своё отношение к различным сторонам реальности. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу и активность в условиях семьи и детского сада. По мнению О.В. Моревой «педагогическое проектирование возникает в ответ на социальный заказ образованию и осуществляется на основе педагогического предвидения и прогнозирования, служит процессом и результатом разработки научно-обоснованной модели рациональных характеристик конкретных социально педагогических объектов или их состояний в плане решения определённый социально-педагогических задач ». Проектная деятельность позволяет нам:- качественно повысить профессиональный уровень воспитателей и педагогов;- сформировать профессиональное взаимодействие воспитателей и педагогов с детьми дошкольного возраста,
- развивать субъектное отношение воспитателя и педагога к каждому ребёнку;
- находить индивидуальный подход, вести учёт зоны ближайшего развития дошкольника;
- формировать мотивационный подход в образовательном процессе;
- доброжелательное отношение к ребёнку на каждом этапе проектирования;
- развивать систему продуктивного коммуникативного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании между собой общаются все участники образовательного пространства детского сада);- создавать продукты, которые можно предъявить социуму, следовательно возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию детского сада. Внедряя и развивая проектную и исследовательскую деятельность в нашем дошкольном учреждении, мы реализуем научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развиваем интегративные качества дошкольника, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы. Детский проект это сложноорганизованный процесс, осуществляемый под руководством воспитателя, который помогает решить возникшую детскую проблему в результате самостоятельных действий воспитанников, создать продукт с обязательной презентацией результатов.
Технология организации детской проектной деятельности, предложенная в методическом пособии "Проектная деятельность дошкольников" Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса основана с учётом знания психологии детей дошкольного возраста. На наш взгляд это самое лучшее пособие по организации детской проектной деятельности на сегодняшний день, именно им мы пользуемся в нашем коллективе. Попробуйте применить на практике, и вы увидите, что данная образовательная технология очень эффективна для развития детей, педагогов и родителей. Мы в этом уже убедились. Приведём пример проектной деятельности, которую начали в детском саду , а продолжили в школе. Знакомство с русскими традициями начинают ещё в дошкольном возрасте. Воспитатель знакомит детей с традициями старой Руси, примерами древнего зодчества. Объясняет детям, почему Русь называли деревянной.
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют...
Воспитатель: А почему Русь называют деревянной?
Дети отвечают.
Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда...
А сколько народных умельцев было на Руси! Назовите эти профессии.
Дети отвечают.
Воспитатель: Из обыкновенного полена могли вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы. А как красиво смотрится деревянный комод, отделанный витыми деревянными планками.
Приведите примеры изделий из дерева.
Дети отвечают.
Воспитатель: Особый разговор о старом деревянном доме. Какая русская изба и без скрипа половиц! Без разноцветных половиков, которые ткали вот на таком деревянном ткацком станке, без кружевных наличников на окнах...
Повсюду человека окружали красивые деревянные предметы, сделанные с душой и любовью.
Воспитатель: Послушайте! О каком предмете я сейчас вам расскажу?
Для кудрей и хохолков
Целых двадцать пять зубков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
Воспитатель: В старину этот предмет называли гребнем. Вот он! Он тоже деревянный. На что он похож?
Воспитатель: А вот здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле. Русские люди придумали и про них загадки:
Двенадцать деревянных коней
Одним поводом веду. (Грабли)
Блестит, сверкает,
По полю гуляет,
Всю траву срезает. (Коса)
Кто берет сено
Тремя зубами? (Вилы)
Дальнейшее продолжение работы осуществляется с помощью игровых, коммуникативных и арт-технологий. Также можно предложить родителям детей подготовительной группы организовать мини-музей предметов деревянного зодчества, выставку, съездить на экскурсию и посетить музей « Деревянного зодчества».
Для школ метод проектов оказался и оказывается актуальным вдвойне - теперь, как эффективное средство получения современного образования. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни. Применить для её решения определённые знания и умения, в том числе и новые, которые ещё предстоит приобрести, и получить в итоге ощутимый результат.
Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить и применить на практике. Внутренний результат-опыт действительности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Эту проблему в начальной школе мы пытаемся решать через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов и формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Следует отметить, что с введением ФГОС в начальной школе в образовательную программу 1 класса введены около 10 проектов с использованием современных арт - технологий и ИКТ - технологий :
-«Моя малая Родина»
-«Я умею, я люблю»
-«Моё имя»
-«Бэйджик»
-«Азбука»
-«Моя семья»
-«Пластилиновая сказка»
-«Осень под микроскопом» и т.д.
Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учителю предстоит стать генератором развития у ребёнка познавательных интересов и творческого потенциала. Его авторитет зависит от способности быть инициатором интересных творческих начинаний.
Педагогу предстоит «прожить» по ходу разработки и реализации проекта несколько ролей : энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, человек, который задаёт вопросы, координатор, эксперт.
Для педагогов начальной школы самым сложным остаётся вопрос степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Так как степень самостоятельности зависит от возрастных и индивидуальных способностей, предыдущего опыта проектной и исследовательской деятельности, сложности темы проекта и т.д.
Проект моего ученика является исследовательским. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, выдвижение гипотезы с последующей проверкой, анализ полученных результатов, а также применение методов современной науки: изготовление эскизов, чертежей, макетов.
Наша работа над проектом была направлена на разрешение конкретной социально-значимой проблемы «Как построить избу без гвоздя?». Определение темы и проблемы проекта полностью зависело от выбора ученика, его интересов, его прошлого опыта. Важным составляющим в реализации данного проекта являлось взаимодействие с семьёй. Была изготовлена карта путешествий по древним городам России. Список посещённых этой семьёй городов превышал сорок названий за три года. Большое количество информации, полученной в этих поездках, а также накопленный ребёнком опыт помогли отобрать и сформировать материал для исследования.
Дальнейшее планирование действий по разрешению данной проблемы сопровождалось пошаговой разработкой проекта:
-изготовление эскизов деталей древнего русского зодчества;
-вычерчивание плана моделей-макетов;
-приобретение материалов для изготовления макетов и т.д.
Исследовательская работа, как обязательное условие и нашего проекта включала в себя поиск информации в различных источниках: научно-познавательная литература, интернет-ресурсы, художественная литература. Информация, переработанная и переосмысленная, помогла представить и понять Даниилу глубину изучения его проблемы.
Результатом работы стал продукт, изготовленный учащимся - макет древне - русской избы и макет древне - русской часовни, изготовленные особым способом скрепления. Создание электронного портфолио проекта объединило все этапы.
Дальнейшая защита и презентация проекта была настолько эффективной и успешной, что пройдя отборочные туры - районный и окружной, ученик 4 «Б» класса ГБОУ СОШ №958 Карев Даниил стал призёром Московского городского конкурса «Открытие». Он награждён сертификатами, дипломами и похвальной грамотой комитета конкурса «За сохранение русских традиций».
Педагогический проект - это система планируемых педагогом и реализуемых в совместной деятельности педагогов, детей и родителей действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных целей. И эта система зависит от приоритетных педагогических ценностей.
Проектный метод может воспитывать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, развивающих общественные блага и само современное общество.