Деловая игра, как элемент деятельностных технологий в образовательном процессе.


Деловая игра, как элемент деятельностных технологий в образовательном процессе.
Для повышения эффективности образовательного процесса необходимо использовать такой элемент деятельностных технологий, как деловая игра. Преимущество деловых игр состоит в том, взяв на себя ту или иную роль, участники игры выступают во взаимоотношения друг с другом, при этом их интересы могут не совпадать. В результате создаётся проблемная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряжённостью, что создаёт повышенный интерес к игре.
Участники показывают не только профессиональные знания и умения, но и общую эрудированность, решительность, коммуникабельность. В деловую игру обязательно вводить следующие элементы: дидактическая учебная задача, учебно-производственная игровая задача, наличие роли, различие ролевых целей, игровая ситуация, правила игры, коллективный характер игры, состязательность. Приведу пример деловой игры при проведении практического занятия по теме «Решение проблемных ситуаций с помощью «мозговой атаки» дисциплины «Менеджмент».
Цель занятия: овладеть методом «мозговой атаки» для разрешения сложных проблем и ситуаций.
Исходные данные: набор производственных и организационно-управленческих ситуаций; технология подготовки, принятия и реализации решения о проведении «мозговой атаки», производственно-финансовые планы и годовые отчёты хозяйства, хозрасчётные задания внутрихозяйственных подразделений и итоги их выполнения, материалы хронографии работы руководителей и специалистов.
Методика выполнения: до обучающихся заблаговременно (за 5-8 дней) довожу конкретную ситуацию и дополнительные материалы. «Мозговую атаку» провожу по следующей схеме: студентов разделяю на две группы: эксперты и интеграторы. В первой группе распределяю должностные роли экспертов: руководители хозяйства и подразделений, главные специалисты, специалисты.
Технология проведения «мозговой атаки» включает следующие этапы:
- определение состава участников;
- постановка цели перед участниками и ознакомление их с проблемой;
- распределение ролей;
- ознакомление со сценарием и правилами игры;
- мозгоатакующий процесс и фиксация идей, мнений экспертов;
- систематизация идей и выдача их списка экспертам;
- дополнение списка идей экспертами и возвращение их руководителю;
- окончательная доработка идей и передача их интеграторам;
- оценка идей, их систематизация, ранжирование и идентификация вариантов - участниками-интеграторами;
- выбор интеграторами лучших идей для реализации;
- составление проекта решений и обсуждение его интеграторами;
- формулирование и выдача решения интеграторами.
При проведении «мозговой атаки» обязательно соблюдаются ранее утверждённые правила поведения. В результате анализа проблемы участники–эксперты делают выводы, определяют причину проблемы, цель действия. Эксперты выдвигают предложения, идеи, мнения.
Проводимые игры помогают обучающимся приобретать профессиональные навыки. У них формируется творческая активность, возникает устойчивый интерес к дисциплине.
Автор - Соколова Юлия Леонидовна; методист, преподаватель
СПб ГБПОУ «Ленинградский машиностроительный техникум им. Ж.Я.Котина»