Способы формирования метапредатных компетенций на уроках социально-гуманитарного цикла


(Слайд1)
Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные. И, естественно, одна из главных задач педагога на настоящий момент – помочь формированию и развитию предметных и метапредметных компетенций.
(Слайд2)
Что значит метапредметные компетенции? «Мета» - за, над – общий для всех предметов. Метапредметные - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Вот некоторые наиболее важные из них:
(СлайдЗ)
 регулятивные - управление своей деятельностью; контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;  коммуникативные - речевая деятельность, навыки сотрудничества;  познавательные - работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие. Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста.
Мы как и многие учителя школ заняты поиском путей для решения задач повышения качества образования учащихся с самыми различными способностями к обучению. Сегодня хотели бы предложить вашему вниманию отдельные наработки по развитию метапредметных компетенций учащихся. Метапредметные связи в изучении отдельных дисциплин в школе можно увидеть на уроках, элективных курсах и в проектно - исследовательской деятельности учащихся. Одним из эффективных способов, формирующих метапредметные знания, являются интегрированные уроки, на которых развивается кругозор учащихся,интеллект, а также формируется в сознании целостная картина мира.
Я на уроках в 5-6 классах предоставляет детям возможность побыть в роли исследователей. Создаю образовательную ситуацию: сравнить страны Месопотамию и Египет по фрагментам культурнойдеятельности (архитектура, письмо, скульптура). Для этого дети анализируют этифрагменты и делают свои выводы. На таких уроках формируются и развиваются такие учебно - познавательные умения как составление схем и вычленение частного и общего, составление системы опорных сигналов, по которым школьники могут составить рассказ на тему: «Как управлялось Персидское государство». Ученики 5 класса представляют свои цветные схемы по данной теме.
(Слайд 4).
На уроке истории по теме «Средневековое представление о мире» знакомлю детей с готической записью исторических событий, что способствует развитию кругозора и интеллекта учащихся.
(Слайд )
Интегрированную форму урока в своей деятельности использую с учителем русского языка и литературы , где ученики применяют знания по истории и литературе. Например, при изучении Жития Александра Невского в 8 классе. Об Иване Грозном ученики узнают не только из учебников по истории, но и читая художественные тексты. При изучении произведения «Песня про купца Калашникова», Сопоставляя представления об образе царя в живописи, истории, литературе, учащиеся 7 класса учатся обосновывать свою позицию, свой взгляд на историческую личность. Интеграция в уроки истории литературы, сведений по географии, живописи, архитектуре, музыке, театру, кино дает такие результаты обучения, которые проявляются в:  умении понимать проблему, выдвигать гипотезу;  подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;  выявлять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;  умение работать с разными источниками информации. Одним из эффективных методов, формирующих метапредметные компетенции учащихся, является метод исследования. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.
(Слайд )Урок-исследование отвечает критериям современного урока:  урок открытия нового;  самореализация  урок коммуникаций;  урок-создание образовательного продукта: правило, алгоритм, сочинение, изложение и т.д.
(Слайд )Метод исследования успешно использовала как форму работы урок-дебаты при изучении темы «Реформы Петра I - благо или зло для России?». Перед учащимися была поставлена проблема, и для её решения им необходимо было изучить первоисточники с разными точками зрения на этот вопрос, проанализировать, сделать выводы.
Приведу свой пример работы с текстом на уроке английского языка
(Слайд )Учащимся предлагается внимательно ознакомиться с критической статьей. Образовательным продуктом, который они презентуют в конце урока, является таблица. Уроки истории и обществознания способствуют развитию коммуникативной, учебно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроках являются: выделение главной мысли текста, заключение в схемы, таблицы. Работа с текстом строится на интерпретации , алгоритмизации, презентации. Одной из составляющих программы по истории и обществознания является формирование словарного запаса учащихся. Работа по формированию лексического запаса учащихся ведется следующим образом. Во-первых, это подготовка детей к восприятию классических текстов. Ученики работают со специальными карточками, где они выясняют значения устаревших слов.
(Слайд )(Такая работа обогащает словарный запас учащихся, подготавливает языковой материал. Происходит экскурс в прошлое языка, тем самым познается история и традиции нашей страны. Также ведется работа с фразеологизмами и разными крылатыми выражениями. В правую колонку ученики вписываю крылатое выражение, угадывая его по описанию из левой.
(Слайд)
Данный вид деятельности выводит учащихся на совершенонной интеллектуальный уровень. Таким образом, исследовательская деятельность на уроках английского языка формирует метапредметные умения:  работать со справочной литературой;  анализировать и делать выводы;  оформлять свою речь;  организовывать собственную деятельность. (Слайд )Для формирования метапредметных компетенций успешно применяю не только исследовательский метод,но метод проектов. Проектная деятельность (пример)включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме.
(Слайд)
Благодаря методу проекта в ходе подготовки к этому уроку и в процессе урока удается решить все поставленные задачи. А также способствовать развитию у учащихся класса таких метапредметных компетенций как навыки сотрудничества, умение работать с информацией, использовать знако-символические средства. Успех подобных уроков заключается в том, что в деятельность включены все ученики класса независимо от разного уровня самооценки в отношении к учебному предмету и способностей к учению. (Слайд)
Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.