Мастер-класс Реализация принципа проблемности через постановку учебной задачи


Мастер-класс
Куштева Марина Васильевна
НОУ НШ «Светлана» ВоронежРеализация принципа проблемности через постановку учебной задачи
Когда ребенок идет в школу, он надеется на признание и рассчитывает на любовь и уважение со стороны учителя и учеников. Ребенок идет в школу с желанием учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Кто виноват? Школа? Учитель? Может ли учитель сформировать интерес у детей к процессу обучения?
Школа должна воспитывать человека с широким пониманием своих обязанностей, с независимыми суждениями, человека, который внедрит в жизнь свои мысли и станет успешным. И поэтому важная роль в формировании ключевых компетентностей принадлежит проблемному обучению.
В основе проблемного обучения – идея известного психолога С.Л.Рубинштейна о способе развития личности человека через решение познавательных проблем, в которых есть противоречия. Поэтому суть проблемного обучения в постановке (учителем) и решением (учеником) проблемного вопроса или задания.
Какое же значение имеет проблемное обучение для ученика?
Развивается память, мышление, речь, внимание.
Формируются свойства личности: трудолюбие, любознательность, самостоятельность.
Удерживается познавательный интерес.
Улучшается позитивная эмоциональная часть урока.
Формируются умения и навыки.
Появляется осознание себя как субъекта обучения.
Проблемное обучение играет большую роль в работе учителя.
Вырабатывается «зоркость» к проблемному материалу.
Возникает необходимость в более детальном анализе материала каждой темы.
Возникает необходимость заниматься самообразованием.
Повышается качество управления деятельностью детей на уроке.
Увеличивается осознание творческих возможностей работы учителя.
Необходимо чтобы ученики получали не поверхностные знания, а вышли на уровень осмысленного понимания. Поэтому эта технология очень интересная.
«Необходимо научить ученика летать, а для этого учитель сам должен летать – необходим полет духа, мысли, творчества и большое-большое сердце наполненное добром и любовью» [4]
Одной из проблем, которая волнует учителя, это вопрос как развивать интерес ребенка к обучению, к знанию, требованию к их самостоятельному поиску. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребительскую сферу ребенка. Дети еще не могут учиться сами для себя. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Делать из урока в урок одно и то же не очень интересно. Но, если ученики на каждом уроке могут решать посильные для себя задачи самостоятельно, - то это вызовет интерес. Эти задачи должны носить проблемный характер.
Вопрос проблемного обучения в начальной школе очень актуален на сегодняшний день. В ходе анкетирования учащихся было выявлено, что большинству детей нравится учиться, но у некоторых возникают трудности, связанные с усвоением нового материала.
Проблемная активность ученика – это одна из центральных проблем педагогики. Она была стержнем многих педагогических теорий прошлого (Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ф.Дистерверга, К.Д.Ушинского). Вопросы проблемного обучения трактуются по-разному. Но все ученые едины в том, что ядром проблемного обучения являются проблемные ситуации.
Учитель должен быть мастером своего дела, чтобы правильно создать ситуацию, которая вызвала бы интерес у ребенка. Известный русский математик и методист М.В. Остраградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников». С этим можно согласиться. Только учитель в полном объеме обладает средствами и умением осуществлять «свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивающем получения учащимися образования в соответствии с образовательными стандартами общего среднего образования; содействовать выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся…»1. Именно на этой основе зиждутся «его авторитет, профессиональное достоинство и гордость за свое действительно высокое призвание, за свою исключительно сложную и весьма нужную людям работу, которую никто, кроме него, сделать не может»
Мастерами не рождаются, мастерами становятся. Методическое мастерство приходит с годами либо не приходит совсем. В последнем случае речь идет, скорее всего, об отсутствии любви и интереса педагога к своему делу.
Технология проблемного обучения универсальна: открывать знания можно на любом предмете, в любом классе. Это творческий процесс, который состоит из четырех этапов:
- постановка проблемы;
- поиск решения;
- описание решения;
-реализация проблемы (применение в практической деятельности).
Рассмотрим методы проблемного обучения.
На уроке русского языка при изучении темы «Правила переноса».
На доске записаны слова: уголь, Алла, чайка, мороз,
Даю задание записать отгадку.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней,
Май сережки дарит ей (береза).
Пишем на строке, а слово не помещается.
-Что же делать?
Дети дают разные ответы: «начать писать с новой строки», «вместить», «перенести».
-Что значит перенести?
-Одну часть слова оставить, а другую записать на следующей строке.
Дети помогают перенести слово. Вот что у них получилось:
Бер-еза и бе-реза бере-за и берез-а
-Задание одно, а выполнили по-разному. Почему?
-Нам неизвестны правила переноса.
Сообщение темы: «Правила переноса».
Ситуация, которая возникает с удивлением.
У земляники, озимой пшеницы зимой стебли зеленые. Они не мерзнут, когда их укрывает снег.
-Что может случиться с зелеными растениями зимой?
-Они погибнут.
-При каких условиях они не погибнут?
-Если их укрывает снег.
-А какой снег наощупь?
-Он холодный.
-Получается, что снег «греет» и «снег холодный». Как же «холодный снег греет»?
А теперь давайте попробуем применить не практике полученные знания. Разделимся на группы, вытаскивая карточку определенного цвета. Даю вам задание сообщить тему нашей площадки: «Мастерами не рождаются, мастерами становятся».
-Группа с синими карточками использует прием «Додумай».
-Группа с желтыми карточками – прием «Исключение».
-Группа с красными карточками – прием «Тема-вопрос».
А мы попробуем применить исследовательский метод.
- Мастер – это человек. Человек умеет мыслить, выполнять определенные действия, говорить, делиться своими мыслями. Значит, мастерами рождаются.
-Новорожденный ребенок ничего не умеет. Человек учится чему-то на протяжении всей жизни. Значит, мастером необходимо стать.
Группы с синими и желтыми карточками займутся поиском научных фактов. А группа с красными карточками вспомнит пословицы и поговорки о труде и мастерах.
Я хочу предложить вашему вниманию следующие тезисы:
1.Тема мне понятна.
2.Я достигла цели.
3.Я знаю, как исполнять действия в этой теме.
4.Мне необходимо поработать над…
Эти тезисы можно оформить в виде таблицы и давать заполнить ее ученикам в конце урока. Таким образом, вы создаете проблемную ситуацию следующего урока.
Сегодня мы с вами еще раз подтвердили, что человеку необходимо учиться и совершенствоваться, чтобы стать мастером своего дела.
1.Харламов И.Ф. Педагогика: крат. курс: учеб. Пособие. Мн.: Выш. шк., 2005.
2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.; Педагогика.1983.
3.Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории.-М., 1975.
4.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.,1972
5. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. –Ростов-на-Дону, 1970.
6. Лейтес Н.С. Способность и одарённость в детские годы. –М., 1984