Аналитический отчёт учителя начальных классов


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Большекалтайская основная общеобразовательная школа
Аналитический отчет
участницы муниципального этапа конкурса
«Учитель года - 2017»
Болотниковой Ирины Леонидовны,
учителя начальных классов
с. Большой Калтай, 2016

Информационная справка
Я, Болотникова Ирина Леонидовна, в 2012 году окончила «Алтайскую государственную педагогическую академию» по специальности «педагогика и методика начального образования» с присуждением квалификации учитель начальных классов.
В 2010 – 2011 учебном году работала воспитателем в группе кратковременного пребывания в МКОУ Большекалтайская основная общеобразовательная школа. С 2012 года работаю учителем начальных классов. Педагогический стаж работы 6 лет, категория – первая.
Мое педагогическое кредо: «Будь рядом с ребенком, а не над ним». Это значит, что, будучи педагогом, ты не должен быть авторитарным и строго зажимать в рамки учеников и себя. Люби своих учеников, будь им старшим товарищем, и дети ответят тем же.
1. Результаты учебных достижений обучающихся за 3 последних года.
1.1. Моя профессиональная позиция: личностно-ориентированный подход представляет педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированный подходы. Все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой-либо одной части влечёт изменение всего целого. Поэтому систематическое и регулярное совершенствование своего педагогического мастерства и использование на занятиях новых эффективных методов обучения и методических приёмов, которые активизируют умственную деятельность обучающихся, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний, являются неотъемлемой частью моей работы.
1.2. Основная цель моей педагогической деятельности - воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у обучающихся умение и желание самосовершенствования и самообразования, иными словами, овладение универсальными учебными действиями (УУД).
1.3. Следуя цели, я поставила перед собой задачи:
обеспечить условия для развития мотивации учебной деятельности школьников;
организовать учебную деятельность для овладения универсальными учебными действиями.
1.3.1. Формирование мотивации к обучению
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Поэтому, одной из задач своей деятельности считаю обеспечение условий для развития познавательной мотивации учебной деятельности школьников.
Уровень развития мотивационной сферы (8 человек).
Уровень мотивации 1, 3 класс (2015 г) 2, 4 класс
(2016 г.)
Высокий 2 4
Средний 4 3
Низкий 2 1

Из анализа видно, что большая часть детей имеет высокий уровень мотивации.
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности. На уроках я создаю такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Школьники становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом, ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.
1.3.2. Формирование универсальных учебных действий
Формируя регулятивные УУД, обеспечиваю возможность учащимся организовать свою учебную деятельность. Моя задача состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной формулировке целей, задач и прогнозированию результата, побудить учеников составить план работы и контролировать свою работу самостоятельно. При самооценке работ учащихся предлагаю различные приёмы рефлексии (прием «Смайлики», приём «Солнышко», приём «Радостный тигр» - всё хорошо, «грустный тигр» - грустно или «весёлый мишка» - «грустный мишка», приём «Лист самооценки», приём «Кластер», приём «Таблица готовности к уроку», приём «Дерево успеха», приём «Яблоня»,  прием «Лестница успеха», прием «Светофор», приём «Одним словом», прием «Утверждение», приём «Анкета», прием «Цепочка пожеланий», метод «Острова», приём «SMS», прием «Оцени себя на уроке», прием «Кластер», прием «Синквейн» и др. ).

Формируя коммуникативные УУД, обеспечиваю возможность сотрудничества, благодаря использованию на занятиях групповой и парной форм работы, взаимооценке.
Считаю, что в обучении детей весьма эффективен групповой метод. В первом классе я чаще всего использую работу в парах. Она является самой комфортной формой учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах формирует у детей умение принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения цели, соотносить свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности, принимать участие в сравнении цели и результата работы. Начиная со второго класса, я ввожу в свою практику групповой метод обучения. Решая совместно поставленную задачу, ученики занимаются сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает, вносит свой посильный вклад в общую копилку, идёт обмен знаниями и идеями. Совместная деятельность дает возможность ребенку почувствовать свою нужность, заинтересованность в конечном результате.
Использую приемы и методы: учебное сотрудничество, создание проблемных ситуаций, частично-поисковые и исследовательские методы, ИКТ, создание ситуации успеха, сравнение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией.
Такая форма обучения, как игра, представляет из себя «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, является средством развития умений продуктивно сотрудничать. «В поисках безударных гласных», «Путешествие в страну Математики», «Тайны экологии», «Удивительное рядом» учат детей аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения, опровергать или поддерживать других. После окончания игр дети анализируют и обсуждают полученный опыт, что позволяет сделать процесс увлекательным и интересным.
Формируя личностные УУД, обеспечиваю возможность сделать учение более осмысленным, увязывая его с реальными жизненными ситуациями, что позволяет сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Формируя познавательные УУД, обеспечиваю возможность поиска, отбора необходимой информации, моделирование. Подбираю задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературе есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более наглядно оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.
Использование ИКТ на уроках, позволяет мне разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Использую электронные приложения к учебникам.
На итоговом тестировании ученики показали следующие результаты.
Метапредметные результаты (2, 4 классы – 8 человек)
Группы метапредметных умений Повышенный, высокий (V-VI) Базовый (IV)
Недостаточный, пониженный, низкий
(I-III)
чел. % чел. % чел. %
Умение учиться 4 50 4 50 0 0
Учебное сотрудничество 7 88 1 12 0 0
Грамотность чтения информационных текстов 6 75 2 25 0 0

Из анализа видно, что большая часть детей имеет повышенный уровень сформированности метапредметных результатов.
Эффективность использования современных образовательных технологий и разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся подтверждается диагностикой результатов качественной успеваемости за последние 3 года.
Динамика учебных достижений обучающихся
Показатели 2013-2014 г. 2014 – 2015 г. 2015 – 2016 г.
Общая успеваемость (%)100% 100% 100%
Качество обученности (%)83% 82% 85%

Всероссийские проверочные работы (3 человека)
первичный балл, средний по классу
Название предметов 2015 г. 2016 г.
Русский язык 22,7 37
математика 6,7 13
Окружающий мир - 21


2. Результаты работы с ребёнком с ОВЗ.
Четыре года я работала в классе, где обучался ребёнок с ОВЗ. За это время я получила определённый опыт работы с ребёнком ЗПР (7 вида). 
В работе с учеником ОВЗ применяла следующие подходы:
 1. Индивидуальный подход.
2. Предотвращение наступления утомляемости.
3. Активизация познавательной деятельности.
4. Проведение подготовительных занятий.
5. Обогащение знаниями об окружающем мире.
6. Коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
7. Проявление педагогического такта.
В апреле 2016 года прошла курсы повышения квалификации в КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» по теме «Подготовка к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».
При прохождении курсов мой практический опыт подтвердился теоретически.
Динамика учебных достижений учащегося с ОВЗ
Показатели 2013-2014 г. 2014 – 2015 г. 2015 – 2016 г.
Общая успеваемость (%)100% 100% 100%
Качество обученности (%)45% 47% 48%


3. Результаты внеучебной деятельности.
Ученики ежегодно принимают активное участие и занимают призовые места в школьных, муниципальных и районных олимпиадах, участвуют в федеральных конкурсах «Классика», «Мозаика», «ИРШО», «Центр дистанционной сертификации учащихся» становясь призёрами и победителями.
Команда учащихся награждена грамотой победителя муниципального этапа олимпиады учащихся 2 – 6 классов «Вместе к успеху» (2015 г.).

Уже пятый год я являюсь руководителем «танцевального кружка». Мои ученики радуют танцами, участвуя в школьных и сельских мероприятиях.

Разработала рабочую программу по курсу «Ритмика».

4. Результаты деятельности в качестве классного руководителя и активная социальная направленность.
В настоящее время являюсь классным руководителем 1и 3 классов. Развитию творческой и познавательной активности учащихся способствует привлечение учеников к участию в общешкольных и классных мероприятиях. Результатом этой работы являются призовые места, которые класс занимает в общешкольных мероприятиях. Активно организую внеклассную работу, обеспечиваю постоянное участие детей в творческих мероприятиях. Особое внимание уделяю нравственному воспитанию учащихся, стараюсь создавать в классе атмосферу добра и справедливости. Через теоретическую информацию, практические занятия и игры знакомлю детей с навыками доброжелательного отношения, правилами поведения в школе, в столовой, в гостях, друг с другом. Дети хорошо знают правила, но не всегда их придерживаются. Разработанный и проведённый с учащимися цикл классных часов нравственной направленности помогает решать задачу воспитания духа, ума и воли, а это значит учить:
различать добро и зло;
видеть возможные варианты решения проблемы, стоящей перед человеком, предвидеть результаты своего выбора;
понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека и других людей;
умению прощать, сопереживать, сочувствовать;
уважать и почитать родителей;
быть патриотом своей Родины.
Задуматься о своём поведении ученики могли на классных часах: «Жалобщики и ябеды», «Хорошо с друзьями в школе», чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Синие листья».
Одной из основных форм работы считаю КТД: Новогодние газеты, театральные постановки, выставки рисунков, мастерская Деда Мороза и праздники. Важное место в своей работе отвожу проектной деятельности. Мини – проекты «Весёлая азбука», «Новогодняя открытка», выставка рисунков «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Встречаем пернатых», выставка поделок из природного материала «Здравствуй, Осень». С 1 класса ввожу элементы самоуправления. Это изучение своих прав и обязанностей, совместное составление плана работы, выполнение различных поручений, отражение деятельности в классном уголке. Учащиеся в классе чувствуют себя хозяевами, сами составляют график дежурства и следят за его соблюдением, принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий, оформлении кабинета, поддерживают чистоту и ухаживают за цветами. Классный руководитель только направляет их деятельность.
Как классный руководитель считаю важным формирование эмоционально- положительного отношения учащихся к учебному труду. Это выражается не только в ежедневном контроле за успеваемостью, но и в проведении интеллектуально - развивающих классных часов.
В воспитательном процессе использую индивидуальный и дифференцированный подход в работе с учащимися, родителями и педагогами. За время работы мной создано множество методических разработок воспитательных мероприятий и классных часов. Воспитательную работу выстраиваю в системе, в тесном контакте с родителями. Считаю, что проведение совместных мероприятий для родителей и учащихся является эффективным способом взаимодействия семьи и школы, помогает родителям лучше узнать особенности своих детей и регулировать уровень своих требований и ожиданий.
Показателями эффективности воспитательной деятельности можно считать удовлетворенность родителей воспитательной работой в классе и удовлетворенность учащихся школьной жизнью.
Удовлетворенность родителей воспитательной работой в классе.

Удовлетворенность учащихся школьной жизнью

Рассматривая данные показатели в динамике можно сделать вывод, что и родители, и дети удовлетворены организацией воспитательного процесса.
Показатели эффективности деятельности в качестве классного руководителя:
1. Стабильный уровень качественной успеваемости учащихся класса.
2. Сформированность мотивации учащихся к учебной деятельности, которая подтверждается наличием в классе 1 отличника и учащихся, окончивших учебный период на «4» и «5» - 5 человек, а также активное участие учеников класса в предметных олимпиадах и наличие призовых мест.
3. Высокий уровень активности учащихся в общешкольных мероприятиях и наличие призовых мест.
4. Отсутствие правонарушений среди учащихся и детей, стоящих на всех видах профилактического учёта.
5. Охват учащихся внеурочной занятостью и общественной деятельностью составляет 100%.
5. Работа в качестве заместителя по воспитательной работе.
В текущем учебном году выполняю обязанности заместителя директора по воспитательной работе. В своей работе большое внимание уделяю развитию толерантных взаимоотношений в коллективе, созданию обстановки комфортности, атмосферы уважительного отношения друг к другу.
Организуя процесс воспитательной работы в школе:
- выстраиваю единую систему с учётом современных требований социума;
- планирую деятельность педагогического коллектива по воспитательной работе;
- осуществляю контроль над качеством воспитательного процесса, над работой кружков и различных объединений;
- организовываю культурно-массовую и спортивно-массовую внеклассную работу;
- составляю расписание досуговой деятельности учащихся;
- обеспечиваю своевременную подготовку установленной отчетной документации;
- оказываю помощь коллективу учащихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий.
Кроме того, являюсь руководителем организации «Школьная служба примирения».
Работаю с семьей и ребёнком, которые находятся в СОП (исполняю обязанности Инспектора по охране прав детства).

6. Уровень моих достижений (награды).
1. Сертификат комитета по образованию Залесовского района за участие в полевой практике (2013 г.);
2. Грамота администрации школы, за творческие успехи в работе, за добросовестное отношение (2014 г.);
3. Диплом Института Развития школьного образования за организацию сверхпрограммного общероссийского конкурса «Логическое мышление»
(г. Калининтрад) (2014 г.);
5. Благодарность ГАОУ ЦПМ за участие в проведении и проверке всероссийских проверочных работ 4 классов по математике, по русскому языку (2015 г., 2016 г.);
6. Благодарность за организацию и проведение Всероссийской олимпиады (естественнонаучный цикл) ФГОС тест (2015 г.);
7. Удостоверение о повышении квалификации в КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» по теме «Подготовка к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» 36 часов. (2016 г.).

Разработала рабочие программы по математике, русскому языку, литературному чтения 1-4 классы. Своим опытом делюсь с коллегами.
Я веду активную жизненную позицию и занимаюсь творчеством не только в рамках школы. На протяжении многих лет я активный участник сельской самодеятельности при Доме Культуры. Я с удовольствием пою, читаю стихи и монологи, участвую не только в концертных, но и конкурсных программах и имею награды:

Благодарственное письмо комитета по культуре Залесовского района за участие в районном фестивале самодеятельного народного творчества «Мы с Алтая» (2014г.);
Грамота администрации Большекалтайского сельсовета за активное участие в творческой жизни Большекалтайского СДК (2015 г.);
Грамота МКУК «Залесовская ЦБС» библиотека – филиал № 3 - «Читатель 2015-2016» (2016 г.).
Веду активную спортивную жизнь и имею награды:
-889053340Грамота комитета по народному образованию за занявшее 3 место в районных соревнованиях по технике пешеходного туризма (команда педагогов);
Грамота отдела по физической культуре и спорту за 1 место в 28-ой районной летней Олимпиаде в соревнованиях среди спортивных семей с девочкой
(2014 г.);
Грамота отдела по физической культуре и спорту за 3 место в 29-ой районной летней Олимпиаде в соревнованиях среди спортивных семей с девочкой
456311096520(2015 г.).
Имею персональный сайт (https://infourok.ru/user/bolotnikova-irina-leonidovna1), на котором помещаю методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, рабочие программы и др.

7. Актуальные проблемы. Пути решения.
Отмечая определенные достижения, могу отметить также ряд проблем, над которыми предстоит работать:
развитие регулятивных УУД;
совершенствование диагностического инструментария для мониторинга УУД.
Исходя из перечисленных проблем, в перспективе ставлю следующие задачи:
формировать учебные действия планирования, контроля хода решения, поиска разных способов решения поставленной задачи;
совершенствовать систему мониторинга образовательных достижений учащихся на уровне сформированности УУД;
продолжить работу по использованию и внедрению современных педагогических технологий в своей образовательной деятельности.
Анализируя результативность своей педагогической деятельности, я пришла к следующим выводам:
Веду активную деятельность по формированию устойчивого интереса к изучаемым предметам.
Владею различными методами, приемами обучения и воспитания обучающихся и применяю их в практической деятельности.
Использую педагогические технологии проблемно-ориентированного, развивающего обучения.
Считаю, что необходимо продолжить работу дальнейшего повышения качества знаний, создавая ситуации успеха, повышая самооценку, стимулируя обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться и быть раскритикованным. Необходимо также продолжить работу по использованию различных мультимедийных средств обучения и информационно-коммуникативных технологий, стараться поддерживать уровень позитивной мотивации обучающихся к участию в общешкольных и внеклассных мероприятиях.
Учитель начальных классов
МКОУ Большекалтайская ООШ _______ /Болотникова И.Л./
«14» ноября 2016 год