Аналитический отчет учителя начальных классов


Аналитический отчет
учителя начальных классов
Куприяновой Татьяны Николаевны
Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем.
Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество.
Важным в своей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
Основными целями своей педагогической деятельности считаю: целостное гармоничное развитие личности младшего школьника, создание условий для формирования учебной деятельности как желания и умения учиться, для развития познавательных интересов и готовности к обучению в среднем звене, для сохранения индивидуальности ребёнка, его самовыражения.
В основе реализации данных целей лежит технология системно – деятельностного подхода, которая предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий.
Для осуществления учебно - воспитательного процесса использую различные формы и методы работы, их эффективность подтверждается стабильными результатами учебных и внеучебных достижений моих учеников.
Владею основами информационно - коммуникационными технологиями, дифференцированного обучения, проблемного обучения, игровыми технологиями.
Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология дифференцированного обучения, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности, способности.
Для понимания и более глубокого усвоения учениками материала урока использую игровые технологии. Полученные навыки в ходе игр, помогают школьникам успешно выполнять учебные задачи на всех преподаваемых мною предметах.
Использование технологии проблемного обучения позволяет создавать на уроке проблемные ситуации и управлять деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому нахожу, конструирую полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекаю школьников к их обсуждению и решению. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают интерес либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно, что соответствует требованиям ФГОС НОО.
В своей работе широко использую возможности Интернет-ресурсов. При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. К. Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи. Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Организую на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.
Выполняя домашнее задание к урокам, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение работать с различными источниками информации.
Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.
Использую в учебном процессе проектный и исследовательский методы обучения и эффективно применяю их в своей практической деятельности в рамках внедрения ФГОС.
Проектно-исследовательскую деятельность учащиеся осваивают с 1 класса. Конкретные дела в условиях школы всегда значимы. Дети любят что-то делать своими руками и показывать окружающим. Это способ самовыражения и желание что-то создать. В период разработки проекта учащиеся читают книги, обращаются к справочной и специальной литературе. Коллективная проектная деятельность создает особую атмосферу в классе. У детей, родителей и учителя появляется ощущение коллектива, формируется благоприятный микроклимат в коллективе. Дети учатся уважать взгляды товарищей и находить компромиссы, осваивать различные формы общения, сотрудничать и создавать вместе интересные работы. Использую различные приемы: самостоятельный поиск информации учащимися, добывание знаний из разных источников; дети не просто решают, обсуждают, а сравнивают, группируют, делают выводы, определяют закономерности, высказывают свое мнение, выступают в роли исследователей. В результате дети на уроках активно работают, развиваются, самореализуются. На уроке ученику предлагается идея, а для ее реализации он раскрывает лучшие стороны своего интеллекта, получает новые полезные знания, умения и навыки. Испытав вместе чувство успеха, победы над трудностями в поисках нового, дети проявляют желание и готовность решать все более трудные задачи. В процессе обучения провожу дискуссии или коллективный диалог. Дети учатся общаться друг с другом, вести дискуссию, доказывать свою точку зрения: Деловые игры; решение творческих задач; викторины, решение и составление кроссвордов: работа в парах помогает самореализации и развитию личности. Все эти приемы помогают мне организовать проектно-исследовательскую учебную деятельность, как особую форму активности ребенка, направленную на изменение самого себя как субъекта учения. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. Реализую исследовательскую деятельность детей не только через урок, но и во внеурочной деятельности. Учащиеся моих классов ежегодно готовят исследовательские работы, выступают на школьных практических конференциях и участвуют в районном конкурсе, где неоднократно являются победителями.
На своих уроках я стараюсь создать атмосферу сотрудничества и сотворчества ученика и учителя, формирую у учеников качества необходимые каждому современному человеку: умение думать и критически осмысливать информацию, оценивать ситуацию, уметь воплощать свои идеи, отстаивать свою позицию, опираясь на аргументы и факты.
Использование данных технологий способствует повышению мотивации учащихся к изучению предметов, что в свою очередь позволяет мне достигать желаемых результатов в обучении. При 100% успеваемости качество знаний по предметам следующее:
предмет 2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год 2015-2016 учебный год
Русский язык 71% 71% 72%
Литературное чтение 85% 86% 86%
Математика 71% 71% 72%
Окружающий мир 78% 80% 86%
Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и качества процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. Поэтому в своей работе я выделяю несколько путей, позволяющих отследить качество образовательного процесса. Прежде всего, это проведение и анализ промежуточных контрольных работ. Входной срез провожу в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний учащихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза дает возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию учеников; назначить дополнительные занятия для неуспевающих. Промежуточный срез, позволяющий оценить успешность продвижения учащихся по предмету; подвести промежуточные итоги обучения; оценить успешность выбора методики обучения; корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения. Итоговый срез, позволяет сделать анализ результатов обучения; оценить успешность освоения учащимися предмета; оценить успешность выполнения учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, тестирование.
Учащиеся моих классов подтверждают свои знания и в дальнейшем обучении на
уровнях основного общего образования и среднего общего образования. На ступени
основного общего образования эти показатели не снижаются: успеваемость 100%,
качество – свыше 60%. Мои выпускники обладают коммуникативными навыками,
способны к самооценке, умеют определять цель своей работы, планировать свои
действия, анализировать, работать самостоятельно.
Учащиеся моего класса не только активно участвуют в конкурсах различного уровня, но и становятся призерами:
- краевой заочный конкурс сочинений «Что такое доброта» – 3 участника награждены сертификатами;
- краевой заочный конкурс - викторина «В лесу родилась елочка» (2 участника).
Участие учащихся в районных конкурсах:
- конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я - исследователь» - группа учащихся заняла 1 место с выполненной работой по теме «Влияние света, тепла и воды на рост репчатого лука» (2012год);
- конкурс «Стихотворения о маме», посвященный празднику День матери – 2 победителя: 1место, 2 место (2012 год);
- конкурс декоративно-прикладного творчества «Круг жизни» - 2 победителя: 1 место, 2 место (2012 год);
- конкурс листовок «Помоги птицам зимой» учащаяся заняла 2 место (2012 год);
- конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я - исследователь» - участник с выполненной работой по теме «Мой друг – школьный портфель» (2013год);
- конкурс творческих работ «Радуга профессий - 2013» - призовое 3 место;
-детско-юношеский тематический конкурс «Пожарная ярмарка - 2013» - победитель 2 место;
- конкурс декоративно – прикладного и изобразительного творчества «Рождественская звезда» - победитель 2 место (2013 год);
- конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я - исследователь» - группа учащихся заняла 1 место с выполненной работой по теме «История возникновения и развития села Михайловка» (2014год);
- конкурс детского рисунка «Осторожно, тонкий лед!» - участник (2014 год)
- детско-юношеский тематический конкурс «Пожарная ярмарка - 2015» - победитель 3 место;
- конкурс декоративно – прикладного искусства «Сибириада» - участник (2015 год);
- конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я - исследователь» - ученик 2 класса занял 1 место с выполненной работой по теме «Влияние шоколада на организм человека» (2016год);
- детско-юношеский тематический конкурс «Пожарная ярмарка - 2016» - ученица 2 класса заняла 1 место.
Мои ученики являются участниками заочных всероссийских и международных конкурсов: заочный всероссийский конкурс «Кит - 2012»; заочный всероссийский конкурс «Кит - 2013» - учащийся награжден дипломом победителя; заочный всероссийский конкурс «Инфознайка - 2013», заочный международный математический конкурс - игра «Кенгуру - 2013»; всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа - 2013» (диплом победителя); заочный всероссийский конкурс «Русский медвежонок - 2013» и другие. Я - классный руководитель. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности. Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности. В классе каждый ребенок выполняет определенные функции. Ежедневное дежурство, работа по оформлению классного информационного уголка, подготовка и проведение классных мероприятий, участие в школьной жизни формируют у детей навыки самообслуживания, организационные способности, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручку, готовят ребенка к жизни за стенами школы. Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность. Совместно с учащимися провели открытые классные часы: «День народного единства», «Умей сказать: «Нет!» практикум с элементами тренинга», «Сам себе я помогу, и здоровье сберегу» и другие. Учащиеся моего класса активно и успешно участвуют в жизни школы. Многие мероприятия в начальной школе и нашего образовательного учреждения проходили с активным участием моих учеников.
В рамках ФГОС все учащиеся заняты во внеурочной деятельности различного направления. Мною разработаны для учащихся начальных классов по следующим направлениям программы внеурочной деятельности: духовно-нравственное направление «Я – гражданин России», общеинтеллектуальное направление «Учусь создавать проекты».
Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённые родители, тем дружнее дети. Организуя работу с родителями, использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: родительские собрания, тренинги, индивидуальные и тематические консультации. Родители учеников - мои первые помощники в подготовке внеклассных мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми.
Как следует из моего педагогического кредо, не наступит такого момента, когда я скажу себе: «Достаточно, ты сделал всё, что хотел, больше нечего достигать, не к чему стремиться». Прекрасно понимая то огромное поле работы, которое ещё предстоит сделать, тем не менее, могу подвести некоторые итоги собственного профессионального развития, тем более что без оценки сделанного нельзя понять того, что ещё предстоит сделать.
Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяю собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания. Результатами своей работы охотно делюсь с коллегами на методических консультациях, конференциях, открытых уроках, семинарах. На районном методическом объединении начальных классов выступила по теме: «Организация внеурочной деятельности в начальных классах». Выступала на педагогических советах в школе по вопросам « Проектная деятельность, как средство формирования УУД», «Системно – деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты», «Работа с одаренными детьми», «Самореализация ученика и учителя», «Развитие одаренности в детях» и другие. В рамках методической недели в школе поделилась с коллегами следующими наработками по темам самообразования: «Развитие интереса к чтению у младших школьников», «Формирование нравственной компетентности младших школьников», «Повышение орфографической зоркости как условие формирования орфографического навыка». В 2014-2015 учебном году на базе нашей школы состоялся районный методический семинар по теме «Реализация компетентностного и системно – деятельностного подхода на уроках и во внеурочное время». Во время семинара я проводила открытое занятие по внеурочной деятельности духовно – нравственного направления по теме «Поговорим о доброте» в 1,2 классах.
Создала свой персональный сайт https://infourok.ru/user/kupriyanova-tatyana-nikolaevna1, на котором помещаю свои авторские разработки и разработанные рабочие программы по преподаваемым предметам в рамках обмена опытом в профессиональной среде.
Считаю крайне важным в работе педагога не останавливаться на имеющихся достижениях и постоянно вести работу по самообразованию и росту профессиональных и личностных качеств. Регулярно прохожу курсы повышения квалификации. Была участником и слушателем вебинаров: «Роль предмета «Технология» в достижении планируемых результатов ФГОС НОО», «Стартовая диагностика детей на входе в начальную школу и оценка их прогресса в течение первого года обучения», «Планируемые результаты и оценка их достижения как структурообразующий элемент ФГОС ООО» и другие. Постоянно слежу за новейшими разработками в области образования, перенимаю опыт передовых учителей, использую его в своей работе.
Принимаю активное участие в различных выставках и конкурсах разного уровня:
- краевой конкурс методических разработок по теме "По страницам Красной книги Алтайского края" (участник, 2012 год);
-  муниципальный этап XI Всероссийской акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам» (участник номинации «Ведущие за собой», 2014 год);
- участник муниципальной выставки в составе школьной группы на августовской конференции по теме «Внедрение ФГОС в школе» (2015 год);
-участник муниципальной выставки в составе школьной группы на августовской конференции по теме «Инновационная деятельность образовательного учреждения, инновационный опыт педагогов образовательной организации» (2016 год).
Шестой год являюсь руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов. Главной целью работы школьного объединения считаю усовершенствование профессионализма педагогов через курсовую переподготовку и самообразование. Совместно с коллегами своего объединения ежегодно проводим семинары для педагогов школы с целью обобщения своего педагогического опыта. Подготовили и провели следующие семинары: «Методические приемы организации деятельностного подхода в повышении качества образования», «Формирование ключевых компетенций как средство реализации ФГОС второго поколения» и другие.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны, и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.