Рабочая программа элективного курса Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2016-2017


02.21.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Колодеевская основная общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

РАССМОТРЕНО
На ШМО
Протокол № 1
от « » августа 2016г.

/Ругина В.И./
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ Едрышова Т.С.

« » августа 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Колодеевская ООШ
____________ Саратовская Л.И..

Приказ № от « » августа 2016г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

ДЛЯ 9 КЛАССА



·
·
·
· часа в неделю, 17 – в год.






Составил учитель русского языка и литературы
Саратовская Нина Ивановна
(I квалификационная категория)

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·7учебный год.

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса является авторской. Предлагаемая программа углубляет изучение базового курса русского языка и позволяет школьникам получить дополнительную подготовку для сдачи ОГЭ. Спецкурс построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.
В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее обучающимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.
Элективный курс предназначен для обучающихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 17 часов. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится сначала, а затем работа над 2 частью экзаменационной работы, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».

Цель курса:
- подготовить обучающихся к итоговой аттестации (обязательному экзамену в форме ОГЭ).

Задачи курса:
- формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,
- совершенствовать речевую практику учащихся; - совершенствовать навык работы с тестами; - совершенствовать навыки учащихся по сжатию текста; - совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; - совершенствовать технику работы с экзаменационными бланками;
- совершенствовать навыки по созданию сочинений-рассуждений и подбору аргументации.












ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные: знать/ понимать/ уметь
Знать трудные случаи правописания
Понимать их роль в общекультурном развитии человека
Объяснять языковое явление
Уметь применять знания при тестировании
Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
работать над расширением словарного запаса;
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
определять синтаксические конструкции.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Раздел 1. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Критерии оценки. (1ч.)
ГИА в новой форме – независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ГИА по русскому языку в новой форме. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Основные термины ГИА.

Раздел 2. Сжатое изложение (3 ч.)
Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Учащиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
Учащиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Основные термины по разделу: сжатое изложение, исключение, обобщение, упрощение, редактирование изложения.

Раздел 3. Сочинение-рассуждение (4 ч.)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Учащиеся должны знать:
правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Учащиеся должны уметь:
подбирать примеры для обоснования лингвистического положения;
подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;
правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы, построение сочинения-рассуждения.
Основные термины по разделу: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, содержание текста, смысл текста, фрагмент, примеры-аргументы, композиционное оформление сочинения, речевое оформление сочинения.

Раздел 4. Тестовые задания 2 - 14. ( 9 ч.)
Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень лингвистических навыков. В разделе повторяются следующие темы:
- Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
- Лексическое значение слова.
- Выразительные средства лексики и фразеологии.
- Правописание корней. Правописание словарных слов.
- Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.
- Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Учащиеся должны знать:
основные правила работы с текстом;
основные средства выразительности;
основные сведения по стилистике русского языка;
орфографические правила.
Учащиеся должны уметь:
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами;
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практические работы.
Основные термины по разделу: текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста; лексическое значение слова, выразительные средства лексики и фразеологии; фонетика, звуки и буквы, фонетический анализ слова; правописание корней, правописание словарных слов, правописание приставок; слитное, дефисное, раздельное написание; правописание суффиксов различных частей речи, правописание –Н-/-НН- в различных частях речи, правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Задания проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами. В раздел для повторения включены следующие темы:
- Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
- Словосочетание.
- Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
- Простое осложненное предложение.
- Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
- Синтаксический анализ сложного предложения.
- Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.
- Синтаксический анализ сложного предложения.
- Сложные предложения с разными видами связи между частями.
Учащиеся должны знать:
синтаксические и пунктуационные нормы.

Учащиеся должны уметь:
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практические работы.
Основные термины по разделу: лексика и фразеология, синонимы, фразеологические обороты; словосочетание, предложение, грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, простое осложненное предложение, пунктуация, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, сложные предложения с разными видами связи между частями.





























УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ раздела
П/П

Количество
часов

1
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Критерии оценки.

1

2
Часть 1. Сжатое изложение.

3

3
Часть 3. Сочинение – рассуждение.

4

4
Часть 2. Задания тестовые 2 - 14.

9


И Т О Г О:
17







































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


№П/П
Д А Т А
Т Е М А
У Р О К А
Кол-во часов
Форма занятий
Виды деятельности


план.
факт.





1
06.09

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015-2016 года. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Критерии оценки
1
Мини-лекция, практикум
Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.




Часть 1





2
20.09

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

1
Мини-лекция, практикум
Работа по текстам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ. Создание текста.


3
04.10

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёмов: исключение, обобщение, упрощение.

1
Мини-лекция, практикум
Работа по текстам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ. Создание текста.


4
18.10

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёмов: исключение, обобщение, упрощение.

1
Мини-лекция, практикум
Работа по текстам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ. Создание текста.





Часть 3





5
08.11

Задание 15.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис, аргументировать, писать вывод.
1
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов

6
22.11

Задание 15.2. Сочинение по содержанию текста.
Критерии оценки задания 15.2.
Учимся формулировать тезис, аргументировать, писать вывод.

1
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов, создание текста.

7
06.12

Задание 15.3. Сочинение по определению понятия.
Критерии оценки задания 15.3.
Учимся аргументировать, аргументировать, писать вывод.

1
Мини-лекция, практикум
Элементы сочинения, анализ текстов, создание текста.

8
20.12

Написание сочинения – рассуждения (15.1; 15.2; 15.3).


1
Практикум
Сочинение.




Часть 2





9
10.01

Понимание текста.
Целостность текста.
Извлечение информации.
Выразительные средства.
Задание 2, 3.

1
Практикум
Работа с тестами, представленными ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ; заполнение бланков.


10
24.01

Правописание гласных и согласных в корне.
Правописание приставок.
Задание 4.

1
Практикум
Работа с тестами, представленными ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ; заполнение бланков.


11
07.02

Правописание суффиксов в словах различных частей речи.
Задание 5.

1
Практикум
Работа с тестами, представленными ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ; заполнение бланков.


12
21.02

Лексический анализ слова.
Виды подчинительных словосочетаний.
Задания 6, 7.

1
Практикум
Работа с тестами, представленными ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ; заполнение бланков.

13
07.03

Грамматическая основа предложения.
Задания 8, 11.

1
Практикум
Работа с тестами, представленными ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ; заполнение бланков.



14
21.03

Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Задания 9, 10.

1
Практикум
Работа с тестами, представленными ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ; заполнение бланков.


15


Сложносочинённые, сложноподчиненные и бессоюзные предложения. Знаки препинания в них.
Задания 12, 14.

1
Практикум
Работа с тестами, представленными ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ; заполнение бланков.

16


Сложносочинённые, сложноподчиненные и бессоюзные предложения. Знаки препинания в них.
Задания 12, 14.

1
Практикум
Работа с тестами, представленными ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ; заполнение бланков.

17


Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Сложные предложения с разными видами связи.
Задания 13, 14.

1
Практикум
Работа с тестами, представленными ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ; заполнение бланков.




Итого:

17


























13PAGE 15


13PAGE 141015




15