Выступление «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка»


Педагогический совет «Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности»
Выступление «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка» Дата выступления: 07.12.2015 г.
Подготовила: Черникова С.Н., учитель русского языка и литературы
Для активизации познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка можно использовать различные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Нельзя допускать скуки и однообразия на уроках. Толчком к заинтересованности может стать эмоциональное возбуждение ребенка, которое достигается с помощью стимулов. Основные стимулы и средства их создания:
Удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи.
Удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения.
Так, например, на открытом уроке русского языка в 6 «Б» классе при изучении темы «Глаголы прошедшего времени» мы не просто закрепляли изученный материал, а посетили кафе, выпили чашечку чая, узнали о чайных церемониях разных стран.
При знакомстве с диалогом и прямой речью можно обратить внимание на то, что реплика говорящего сопровождается глаголом «сказал» или синонимами к нему. Каково же удивления ребят, когда им сообщается информация о том, что И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» использовал более 70 синонимов к глаголу «сказал». Можно предложить детям подобрать синонимы и посмотреть, сколько у них получится.
Потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей (проблемное обучение).
Чтобы добиться активной мыслительной деятельности учащихся, необходимо вызвать потребность в знаниях, которая возникает в случаях, когда на пути ученика появляется препятствие, затруднение, преодолеть которое без необходимых для него сведений он не может.
Так, например, в том году на открытом уроке русского языка в 6 «Б» классе при изучении темы «Не с глаголами», я предложила ребятам решить такую задачу: Учитель отметил в тетради следующую ошибку – небыл. Ученик не согласился и объяснил, что он заменил слово синонимом без не – отсутствовал. Кто прав? Учащиеся ищут ответ и приходят к выводу, что для правильного написания очень важно сначала определить, с какой частью речи употреблена частица не, так как разные правила регулируют правописание не с существительными и глаголами.
В 5 «Б» классе того же года на уроке русского языка была показана проблемная ситуация, созданная мыслительным экспериментом: Сначала на экран выбежали поодиночке слова. Что с ними делать? Попробовали распределить по частям речи, затем на служебные и самостоятельные. Затем стали соединять друг с другом, изменяя их форму и располагая в нужном порядке. И вот, что получилось.
В арсенале учителя множество методов повышения интереса к предмету. На мой взгляд, самый эффективный – занимательность. На уроках русского языка я провожу интеллектуальную разминку, куда включаю различные виды занимательного материала (что тоже вы могли видеть на открытых уроках).
Например, игра «Четвертый лишний», «Подскажи словечко», материал из «Русского медвежонка». Дети при проведении интеллектуальной разминки дети разного уровня развития испытывают и интерес, и удовлетворение от преодоления трудностей.
Эмоциональное оживление, вызванное сменой деятельности, переключение внимания с одного предмета на другой.
Одним из эффективных приемов. Способствующих активизации учащихся, является использование наглядности. Зрительное восприятие материала уже само по себе облегчает его запоминание. Таблицы и схемы дают возможность проанализировать языковой материал и сделать необходимые выводы. Очень любят дети работать с изобразительным материалом, который представляет большие возможности для запоминание словарных слов. Для запоминания правил мы с детьми используем равенства, которые составляем на уроке и пользуемся ими в течение его. Для переключение внимания часто использую «Звуковую няню», которая повторяет правило в веселой форме. На каждом уроке включение ИКТ.
Эмоциональное благополучие ребенка в классе (индивидуальный подход, дифференцированное обучение, доброжелательное отношение).
Учащиеся по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять запомнить. Отсюда возникает необходимость дифференцированного обучения на уроке русского языка, позволяющего реализовать творческие возможности всех учащихся.
Работа с сильными учащимися должно идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет их разнообразия. Например:
- составление текстов, словарных диктантов;
- составление обобщающих таблиц для работы на уроке;
- работа с дополнительной литературой;
- выполнение роли «консультанта» при групповой работе;
- проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют низкий уровень подготовки.
Для более слабых учеников при объяснении нового учебного материала или во время его закрепления предлагаю опорные карточки, так как им требуется зрительно-текстовая опора или на открытом уроке в 6 «Б» классе предложила детям обратиться к правилу в учебнике, если они испытывают затруднения. Хорошо используют дети данной группы памятки, составленные в начальной школе.
Для понимания и запоминания с такими детьми часто использую ассоциативный ряд. Например: при объяснении темы «Однородные члены предложения» говорю, что они похожи на двух, трех собачек с одним хозяином, а каждую грамматическую основу необходимо заключать в свои скобки, также как у каждого ученика должна быть своя пара обуви.
Самое главное, чтобы на уроке звучала похвала даже за незначительное достижение ученика. Доброжелательное отношение – это залог хорошего отношению к учителю, а соответственно и к предмету.