Пояснительная записка по математике УМК Планета знаний (3 кл)


Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса создана на основе:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО и Н РФ от 6.10.2009 №373);
3. Примерной программы по математике;
4. Программы образовательной системы «Планета знаний» авторов М. И. Башмакова и М. Г. Нефёдовой (М.: Астрель./ Учебник, 2013 г.)5. Локального акта МБОУ «СОШ №19» - «Положение об утверждении порядка разработки рабочих программ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»;
6. Учебного плана МБОУ «СОШ №19» на 2015/2016 учебный год
Рабочая программа по математике ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. Математика. 3 класс: учебник в 2 частях М., АСТ., Астрель., 2013г.
М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. Математика: 3 класс: Рабочая тетрадь: в 2 частях. М., АСТ., Астрель., 2014г.
Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по математике. Учебник включён в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2015/2016 учебный год.
Изучение математики во 3 классе направлено на достижение следующих целей:
Математическое развитие младшего школьника, образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач …
Освоение начальных математических знаний - формирование первоначальных представлений о математике;
Развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Для достижения поставленных целей изучения музыки в 3 классе необходимо решение следующих практических задач:
Курс разработан в соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. В 2015/2016 учебном году на изучение математики во 3-м классе отводится 4 часа в неделю, 35 учебных недель. Всего за год – 140 часов. Материал курса «Математика» представлен такими содержательными линиями, как:
«Числа и величины» - 15 часов.
«Арифметические действия» - 50 часов.
«Текстовые задачи» - 46 часов.
«Пространственные отношения. Геометрические фигуры» - 9 часов.
«Геометрические величины» - 10 часов.
«Работа с информацией» - 10 часов.
Содержание предмета:
1. Числа и величины (15 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 10 000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни), разрядный состав трехзначных чисел. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Масса, единицы массы (тонна, грамм). Метрические соотношения между изученными единицами массы.
Время, единицы времени (секунда, сутки, неделя, месяц, год). Метрические соотношения между изученными единицами времени.
Скорость, единицы скорости.
Арифметические действия (50 ч)
Распределительный закон. Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 10 000.
Письменное умножение на однозначное число в пределах 10 000. Деление с остатком. Письменное деление на однозначное число в пределах 1000.
Нахождение неизвестного компонента арифметических действий.
Рациональные приёмы вычислений (вычитание числа из суммы и суммы из числа, умножение и деление суммы на число).
Приёмы контроля и самопроверки результата вычислений (определение последней цифры результата сложения, вычитания, умножения; определение первой цифры результата деления и числа цифр в ответе).
Текстовые задачи (46 ч)
Моделирование условия текстовой задачи. Решение задач разными способами.
Решение текстовых задач: кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены и стоимости; определение доли числа и числа по доле.
Геометрические фигуры и величины (19 ч)
Круг и окружность (радиус, диаметр). Построение окружности с помощью циркуля.
Единицы длины (дециметр). Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Работа с данными (10 ч)
Чтение, заполнение таблиц, интерпретация данных таблицы. Работа с таблицами (планирование маршрута). Знакомство с диаграммами (столбчатая диаграмма, круговая диаграмма).
Важную роль в обучении в 3 классе играет целенаправленная работа по развитию общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий с использованием величин.
Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире.
Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умений находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
Сравнение разных приёмов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.
Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
Поиск, обнаружение и устранений ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых опросов (без использования компьютера).
Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе.
Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека.
Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
В 3 классе в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами изучения математики являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способностьхарактеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач; умения использовать символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
Личностные УУД:
- Самоопределение - анализировать свои переживания и поступки, ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. 
- Смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
- Контроль процесса и результатов деятельности
- Самоконтроль процесса
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- структурирование;
- построение речевых высказываний в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Универсальные логические действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
Коммуникация как кооперация (распределение работы с соседом по парте)
Коммуникации как взаимодействие (учет позиции собеседника)
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.
А. Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он:
при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться; производит вычисления правильно и достаточно быстро; умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи); правильно выполняет практические задания.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ, в основном, соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: ученик допускает отдельные неточности в формулировках; не всегда использует рациональные приемы вычислений. При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя.
Б. Письменная проверка знаний, умений и навыков.
Письменные работы по математике могут состоять из задач, примеров или быть комбинированными. Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось во 2 и 4 классах - до 35-40 минут, причем за указанное выше время ученики должны успеть не только выполнить работу, но и проверить ее.
При проверке письменных работ по математике следует различать грубые и негрубые ошибки.
К грубым ошибкам относятся: вычислительные ошибки в примерах и задачах;
ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
неправильное решение задачи (пропуск действий, неправильный выбор действий, лишние действия);
недоведение до конца решения задачи или примера.
Невыполненное задание считается грубой ошибкой.
К негрубым ошибкам относятся:
нерациональные приемы вычислений;
неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
неверно сформулированный ответ задачи;
неправильное списывание данных (чисел, знаков);
недоведение до конца преобразований.
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:
Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно; 1 исправление;
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки;
Оценка «3» ставится, если в работе допущены 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 более негрубых ошибок;
Оценка «2» ставится, если в работе допущено 4 и более грубых ошибок;
При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка «5» ставится, если задачи решены без ошибок;
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки;
Оценка «3» ставится, если допущены 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки;
Оценка «2» ставится, если допущено 2 и более грубых ошибок;
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если задачи решены безошибочно;
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки при этом грубой ошибки не должно быть в задаче;
Оценка «3» ставится, если в работе допущены 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, но при этом ход решения задачи должен быть верным;
Оценка «2» ставится, если в работе допущено 4 грубые ошибки;
Примечание. 1. За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. Эти ошибки принимаются во внимание учителей при оценке знаний по русскому языку.
2. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже оценки «3».
В. Итоговая оценка знаний, умений и навыков.
1. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все и большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.
Литература и средства обучения:
1. Учебник «математики» для 3 класса в двух частях (авторы – М.И.Башмаков, М.Г. Нефёдова). (авторы - М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова)-М.,2013.
2. Рабочие тетради по математике (авторы — М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова). М.,2013.
3. Методическое пособие «Обучение во 3 классе по учебнику «Математика» М.И. Башмакова, М.Г.Нефёдовой (авторы - М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова).
4. Поурочные планы по учебнику М.И.Башмакова /автор-составитель Н. В. Лободина.- Волгоград:Учитель,2012
Материалы сайтов:
www.numi.ru(http://numi.ru/2562)
www.pedsovet.org.(http://pedsovet.org/forum/member37316.html)
www.proshkolu.ru(http://www.proshkolu.ru/user/chermo-vadim/)
www.rusedu.ru (http://www.rusedu.ru/member2597.html)
www.it-n.ru (http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=142440)
http://www.openclass.ru/users/59633
pedsowet.su Сообщество взаимопомощи учителей