Пояснительная записка по русскому языку. 4 класс. УМК ПЕРСПЕКТИВА



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КОРОЛЁВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ №12
___________(Богачёва Т.А.)
Приказ №…
от 29 августа 2014 г.

М.П.

Рабочая программа
по русскому языку
4 Б класс
Составитель: Крым В.А.
учитель высшей категории


2014 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 Б класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Л.Ф.Климановой, Т.В. Бабушкиной (Русский язык. Рабочие программы. Серия «Перспектива» М.: Просвещение, 2011), рассчитанной на 170 часов в год (5 ч. в неделю).
Выбор указанной авторской программы, рекомендованной Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, мотивирован следующим:
программа соответствует ФГОС ООО, раскрывает и детализирует содержание стандартов,
программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности,
программа реализует деятельностный подход в обучении русскому языку в 4 классе
программа способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций,
программа обеспечивает условия для реализации практической направленности обучения,
программа учитывает возрастные психологические особенности, возможности и потребности обучающихся 4Б класса,
программа учитывает образовательные запросы родителей обучающихся 4Б класса.
Форма организации учебного процесса – классно-урочная система.
При изучении программы используются следующие инновационные технологии: здоровьесберегающая технология, технология деятельностного метода, игровая технология, информационно – коммуникационная технология.
Календарно – тематическое планирование разработано в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №12, в котором на уроки русского языка в 4 классе отводится 5 часов в неделю (всего 170 часов в год).
Используемый учебно-методический комплекс:
Л.Ф.Климановой, Т.В. Бабушкиной. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2ч. М.: Просвещение, 2014.
.
Цель обучения:
– формирование личности ребенка
– развитие универсальных учебных действий
– развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
Задачи программы:
развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое представляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Общая характеристика курса
Отличительной особенностью курса «Русский язык» является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом «Литературное чтение». Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:
коммуникативного;
познавательного;
принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Реализация названных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только инструментальную основу компетентности учащихся (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Место курса в учебном плане
Данная рабочая программа для 4 Б класса рассчитана на 5 недельных часа учебного плана МБОУ СОШ № 12, всего 170 часов. 34 учебных недель
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Учащиеся должны иметь представление о речевом этикете и особенностях речевого поведения в различных ситуациях общения.
уметь практически использовать знания алфавита при работе со словарем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;
соблюдать орфоэпические нормы;
передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике, писать изложение;
владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.).
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
Формирование российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Понятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности, личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Развитие этических чувств, понимание и сопереживание чувствам других людей. Миролюбие, терпимости, доброжелательности.
Формирование этических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов, выходить из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия, в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения поставленной задачи.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
Умение включиться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
Умение понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанное выстраивание речевого высказывания.
Овладение следующими логическими действиями:
Сравнение;
Анализ;
Синтез;
Классификация и обобщение;
Установление аналогий и причинно-следственных связей;
Отнесение к известным понятиям.
Готовность вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения.
Готовность конструктивно разрешать конфликты.
Овладение базовыми межпредметными понятиями.
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.
Понимание того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения. Осознание значения русского языка для межнационального общения.
Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка, представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной функции языка.
Овладение первоначального представления о нормах русского языка и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практический и коммуникативных задач.
При работе с первым разделом «Речевое общение. Повторяем — узнаем новое»
--- закрепить представление детей о речевом общении и языке как основном средстве коммуникации,
--- углубить знания учащихся о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения.
--- познакомить с основными правилами ведения диалога,
--- продолжать формировать представление детей о культуре устной и письменной речи, речевом этикете, уметь поддерживать разговор с партнером, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение,
--- наблюдать за функционированием языковых единиц в речи, постепенно приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с существующими культурными нормами,
--- продолжать работу по формированию орфографической зоркости учащихся,
--- систематизировать знания детей об орфографических правилах.
Раздел «Язык – главный помощник в общении»
--- познакомить детей с особенностями данных языковых единиц,
--- показать, что словосочетание, предложение и текст — это не случайные образования. Каждое из них имеет свою четкую структуру,
--- сопоставить сначала словосочетания, а затем предложения с разным лексическим наполнением, но построенных по одной модели (схеме),
--- познакомить с композицией текста, определить, что данная структура свойственна не какому-либо одному тексту, а всем синтаксическим единицам данного уровня,
--- продолжить работу со словарями различного типа: орфографическим, орфоэпическим, толковым, энциклопедическим, словарями синонимов и антонимов.
Раздел «Состав слова».
Лексической работе со словом, его значением в новой системе отводится значительное место. Начиная с периода обучения грамоте формируется представление детей о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звуко-буквенную) форму и внутреннюю форму (значение). Осознать и удержать в памяти информацию о двух сторонах слова учащимся помогают простейшие структурно-семантические модели слова. Такие модели помогают глубже осознать особенности многозначных слов, омонимов, синонимов и антонимов.
--- учащиеся соотносят слова, которые создаются для наименования целой группы однородных предметов (нарицательные имена), слова, называющие единичные, конкретные предметы (имена собственные), слова, служащие для замещения других слов (местоимения),
--- при изучении состава слова существенное внимание уделяется значению, которое приносит в слово каждая из морфем,
--- знакомятся с понятием основы слова, с элементарными способами словообразования. Знание морфемного состава слова позволяет, с одной стороны, лучше понять его семантику, с другой стороны, организовать эффективную и осмысленную работу над орфографическими правилами.
--- для формирования орфографической грамотности учащихся особое значение имеет задание сравнить форму и значения родственных слов. Выполнение этого задания помогает избежать ошибки, когда к однокоренным относят слова, которые имеют одинаково звучащие части, но различны по значению (вода — водитель, вор — ворона и др.). Знания о составе слова служат залогом орфографически верного написания приставок и суффиксов (простые случаи).
В разделе «Части речи»
--- углубить и расширить знания учеников об имени существительном, глаголе, имени прилагательном,
--- вводится определение местоимения,
--- при изучении грамматических понятий (род, число и падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении этих категорий для общения, для верного построения словосочетаний, предложений, текстов.

Основное содержание курса 4 класса
Повторяем — узнаём новое (24 ч)
Речевое общение.
Речь устная и письменная (2 ч)
Цель речевого общения (3 ч)
Речевая культура. Обращение (7 ч)
Текст как речевое произведение (10 ч)
Язык как средство общения (40 ч)
Средства общения (9 ч)
Предложение (4 ч)
Главные и второстепенные члены предложения (6 ч)
Предложения с однородными членами (4 ч)
Простые и сложные предложения (3 ч)
Словосочетание (2 ч)
Слово и его значение (10 ч)
Состав слова (20 ч)
Слово как часть речи (86 ч)
Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении (4 ч)
Имя существительное (22 ч)
Имя прилагательное (10 ч)
Местоимение (6 ч)
Глагол (30 ч)
Имя числительное (4 ч)
Наречие (3 ч)
Служебные части речи (2 ч)
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебники и рабочие тетради:
1.Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2ч. М.: Просвещение, 2014.
2. Рабочая тетрадь. Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс. Пособие для общеобразовательных организаций. В 2ч. М.: Просвещение, 2014.
Методическая литература:
«Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. М.: Просвещение, 2011 г.
Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. «Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. М.: «Просвещение», 2013 г.
1. Дополнительная литература.Асмолов, А. Г., Стандарты второго поколения. Формирование универсальных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А, Володарская. - М. : Просвещение, 2010.
И.В. Щеглова. Русский язык. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. М.: «Экзамен», 2013
Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В. Бабушкиной. «Русский язык». 4 класс (CD)
2. Интернет-ресурсы.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school- collection.edu.ruОфициальный сайт УМК «Перспектива». - Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per- spcktiva/info. aspx?ob_no= 12371
Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: www.festival.l sep- tember.ruНаглядные пособия.Таблицы:
Русский язык 4 класс.
Технические средства обучения.Компьютер.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Музыкальный центр.
Принтер, копир
Учебно-практическое оборудование.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц карт.
Модуль для крепления таблиц.
Специализированная учебная мебель.Ученические столы
Компьютерный стол.
Модуль
Приложение
Планируемые результаты по курсу «Русский язык»
Личностные результатыОбучающийся научится:
уважительно, с гордостью относиться к своей стране, её людям, родному языку;
проявлять интерес к изучению родного языка;
стремиться применять полученные знания в практике речевого общения;
осознавать язык как главное средство речевого общения, знать вспомогательные средства общения (мимика, жесты, выразительные движения, интонация);
осваивать духовно-нравственные ценности, заложенные в языке и выражаемые с помощью языка;
понимать зависимость культурного уровня человека от степени его владения языком;
доброжелательно относиться к собеседнику; уважать чужое мнение; иметь потребность обращаться к справочной литературе; понимать эстетическую ценность произведений мастеров слова;
стремиться к созданию собственных речевых произведений, вызывающих чувство прекрасного, точных по содержанию, ёмких информативно;
стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка.
Метапредметные результатыОбучающийся научится:
систематизировать и обобщать полученные знания;
оценивать свои успехи в учебной деятельности;
контролировать и корректировать свои действия;
ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий;
анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью;
работать в паре, в группе, соблюдая определённые правила совместного труда;
работать со знаково-символической формой представления учебного материала;
работать со справочной лингвистической литературой;
понимать значение правильно организованного общения для достижения поставленных целей.
Предметные результаты Развитие речи. Речевое общениеОбучающийся научится:
использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения;
определять цели, тему, способы и результаты общения;
контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации;
расширять представление о речевом общении: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и её словесное оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится);
составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета;
использовать формулы речевого этикета, употребляемые в устной и письменной речи, в различных сферах общения (в школе, клубе, театре, дома и т. д.);
составлять тексты определённого типа (описание, повествование, рассуждение) с учётом цели общения;
писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием в них элементов рассуждения и описания;
списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты (75—80 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных, безударные личные окончания глаголов).
Обучающийся получит возможность научиться:
определять недостатки устного речевого общения;
развивать диалогическую и устную монологическую речь.
Система языкаФонетика, графика, орфография, лексикаОбучающийся научится:
объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека;
понимать роль письменности в истории человечества;
систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова);
делать звуко-буквенный анализ слов;
находить в слове орфограмму и определять алгоритм её проверки;
находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, многозначные слова;
объяснять специфику устройства слова с помощью модели слова;
пользоваться лингвистическими словарями (толковым, орфографическим, орфоэпическим, синонимов и антонимов).
Состав слова (морфемика)Обучающийся научится:
разбирать слова (в том числе и сложные) по составу, выделяя корень, приставку, суффикс и окончание;
объяснять написание частей слова.
МорфологияОбучающийся научится:
различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог; выделять их признаки (грамматические);
доказывать принадлежность слова к определённой части речи.
Имя существительное
Обучающийся научится:
определять 1, 2 и 3-е склонение имён существительных;
верно писать падежные окончания имён существительных, применяя алгоритм (кроме существительных на -ия, -ие, -ий);
разбирать имя существительное как часть речи, т. е. определять его начальную форму, род, склонение, падеж, число.
Обучающийся получит возможность научиться:
употреблять в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род.
Имя прилагательное
Обучающийся научится:
выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным;
верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя алгоритм;
разбирать имя прилагательное как часть речи, указывая его начальную форму, род, падеж, число.
Местоимение
Обучающийся научится:
определять лицо, число и падеж личных местоимений;
верно образовывать падежные формы личных местоимений;
верно писать местоимения с предлогами;
употреблять местоимения в собственной речи.
Глагол
Обучающийся научится:
определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм;
грамотно писать безударные личные окончания глаголов;
определять время и число глагола, его род в прошедшем времени и лицо в настоящем и будущем;
изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени;
верно ставить глагол в начальную форму;
обосновывать написание -шея и -ться в глаголах;
писать мягкий знак (ъ) после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа;
верно писать окончания -о, -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени;
разбирать глагол как часть речи, указывая начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, число, лицо в настоящем и род в прошедшем времени.
Имя числительное
Обучающийся получит возможность научиться:
объяснять различия функций количественных и порядковых числительных;
употреблять числительные в речи.
Наречие
Обучающийся получит возможность научиться:
определять грамматические особенности наречий (неизменяемость);
находить наречия в предложении;
распространять предложения наречиями.
Служебные части речи
Обучающийся научится:
объяснять различия предлогов, союзов и частиц (элементарные примеры);
верно писать их с другими частями речи.
СинтаксисСловосочетание
Обучающийся научится:
выделять словосочетание в предложении;
определять связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова в словосочетании.
проводить разбор предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения;
находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания;
сравнивать простые и сложные предложения;
ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить в предложении обращение, ставить знаки препинания при обращении.
Обучающийся получит возможность научиться:
составлять словосочетания разных типов;
распространять предложения словосочетаниями.
Предложение
Обучающийся научится:
проводить разбор предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения;
находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания;
сравнивать простые и сложные предложения;
ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить в предложении обращение, ставить знаки препинания при обращении.
Текст
Обучающийся научится:
распознавать типы текста: повествование, рассуждение, описание;
определять принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи;
озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль;
составлять план текста, делить текст на части, составлять собственные тексты разных типов.