Методическая разработка урока на тему Отечественная война 1812 года


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Куйбышевского района Новосибирской области
«Отечественная война 1812 года».
(методическая разработка урока.)
Выполнила: учитель истории
Гутова Елена Александровна.
Цели:
1. На основе анализа документального и учебного материала
а) выяснить почему эта война называется Отечественной;
б) выявить причины поражения армии Наполеона в войне с Россией;
в) дать оценку военно – организаторской деятельности Александра 1,
М. И. Кутузова, Барклая де Толли;
г) определить историческое значение Отечественной войны 1812 года.
Работать над развитием умения анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал.
Создать условия для понимания героизма русского народа, воспитывать чувство патриотизма у учащихся.

Оборудование:
Карта: «Отечественная война 1812 года.» (настенная, в учебнике).
Схема Бородинского сражения.
Журнал «Родина» № 6 – 7 1992 г. (стр. 61).
Портреты: Кутузова, Барклая де Толли, Багратиона.
Юбилейная медаль к столетию Отечественной войны 1812 г. (из фондов школьного краеведческого музея).
Плакат со словами Даля: «Отечество - ...»Хрестоматия по истории России 19 в.
Учебник «История России. 19 в.»
Пакет документов для учащихся.
Репродукции картин: «Бородинская битва», «Крестьяне ведут пленных французов».
Книги: М. Ю. Лермонтов «Бородино», Л. Н. Толстой «Война и мир».
На доске:
эпиграф – вопрос:
«Гроза 12-го года настала,
кто нам тут помог -
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?»
А. С. Пушкин. «Воспоминания в Царском селе».
проблемный вопрос (закрыть): «Почему непобедимая армия Наполеона, покорившая всю Европу потерпела поражение в войне с Россией?»
даты:
12 июня 1812 г. - начало Отечественной войны;
26 августа 1812 г. - Бородинское сражение;
25 декабря 1812 г. - окончание Отечественной войны.
Ход урока
1.Организация класса.
- Добрый день!
У каждого из вас на столе учебник, тетрадь, лист с отрывками из документов, проблемными задачами и словарем – все это нам понадобится для работы в ходе урока.
2.Определение темы и цели урока (постановка проблемы):
- Сегодня на уроке мы будем изучать событие из истории государства Российского о котором писали Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин – это Отечественная война 1812 года (запишите тему в тетрадь).
Об этой войне А. С. Пушкин написал: «Гроза 12- го года настала, кто нам тут помог – остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог?»
Что хотел выяснить Пушкин?
Почему непобедимая армия Наполеона, покорившая всю Европу, потерпела поражение в войне с Россией?
На этот вопрос мы должны будем ответить в ходе урока, а в тетрадях у вас появится запись:
Причины поражения армии Наполеона в войне с Россией:
1)
2)
3)
4)
5)
3. Изучение нового материала:
- В ночь на 12 июня 1812 года войска Наполеона вторглись в пределы России. Возглавлял «великую армию» сам император и его прославленные полководцы.
Наши армии были расположены на трех направлениях. И русское командование до последнего момента не знало, на каком из них Наполеон нанесет главный удар. В 1811 году Барклай де Толли докладывал Александру 1, что главными объектами нападения станут Вильно и Киев, поэтому русская армия была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием военного министра Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия, под командованием Багратиона. Еще южнее 3-я армия Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев. Но 3 июня 1812 года Барклай получил донесение своего тайного агента лейтенанта прусской армии Фридмана, что Наполеон поведет наступление в трех стратегических направлениях, но главный удар нанесет по 1-ой армии. К тому же, согласно документам, хранящимся в Военно – историческом архиве, в западных губерниях России к лету 1812 года сосредоточилось около 320 тыс. солдат (на доску).
В тоже время первый эшелон армии Наполеона, по французским данным, насчитывал 448 тыс. солдат. Общее численное превосходство, да еще из – за неудачного расположения русских войск Наполеон собрал почти 300 тыс. солдат против 120-тысячной 1-ой армии Барклая де Толли, тем самым обеспечив себе подавляющий перевес на главном, виленском, направлении. Быстрое продвижение французской армии опрокинуло планы русского командования задержать ее силами армии Барклая и ударить во фланг силами Багратиона. Требовалось скорейшее соединение двух армий, а это заставляло отступать. К отступлению русской армии в 1812 г. ее командующие относились по разному: одни его оправдывали, считая вынужденным и необходимым, другие осуждали. Кто из них был прав по – вашему и почему?

Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокомандующим был сам Александр – человек далекий от военного дела. Вскоре он уезжает из армии в Петербург и и общее руководство войсками передает военному министру Барклаю де Толли. Он стремился любой ценой сохранить войска и, не вступая в генеральное сражение соединить силы 1-ой и 2-ой армий. Планировалось, что армии должны были соединиться в районе Витебска, но это не удалось, к тому же потери русской армии были велики.
Необходимо было решить вопрос о срочном пополнении армии. И Александр 1 решился на необычайный шаг. 6 и 18 июля были изданы Манифесты о сборе земского ополчения (читаем отрывок, документ № 1).
Как вы думаете почему народ откликнется на призыв императора?
Прочтите слова Даля. Что пойдут защищать жители России?
И народ откликнулся на призыв царя. В городах шло формирование ополчения и сбор средств для нужд армии. Только в Петербурге в ряды ополчения (словарь) вступило 13 тыс. человек. По всей России шел сбор материальных ценностей для армии. Сумма пожертвований превысила доходную часть ежегодного бюджета страны. Посмотрите на карту сколько городов охватил патриотический подъем.
В Смоленске царь встретился с местными дворянами, которые просили разрешения вооружиться самим и вооружить крестьян. Александр одобрил это ходатайство, что узаконило партизанскую войну.
А что же Наполеон? (задача 2).
Теряя солдат в быстрых маршах и стычках с партизанами «великая армия» становилась все меньше и меньше, к Смоленску подошло только 200 тыс. французских солдат, казалось бы... (текст задачи).
Прочтите еще раз задачу, ответьте на вопрос. Работаем в парах, помогаем друг другу. (Ответы учащихся).
А вот как объяснил отказ Наполеона отменить крепостное право в России генерал наполеоновской армии А. Дедем: «Я полагаю, что император мог бы возбудить восстание в русских губерниях, если бы он хотел дать волю народу..., но Наполеон был уже в то время не генерал Бонапарт, командовавший республиканскими войсками. Для него было слишком важно упрочить монархизм во Франции, и ему трудно было проповедовать революцию в Европе.» /Французы в России. 1812 год по воспоминаниям современников – иностранцев. М., 1912 г., Т.1, с.81/
Во второй половине июля 1-я и 2-я русские армии встретились в Смоленске. Тем самым первоначальный план Наполеона был сорван. Вначале августа под Смоленском произошло крупное сражение. Французы потеряли под стенами города около 20 тыс. солдат, но удержать город не удалось. Русские войска продолжали отступать, а вместе с ними ушло и население Смоленска, не оставив французам ни продовольствия, ни фуража, на которые те рассчитывали. Это отступление породило еще большее недовольство главнокомандующим русской армии Барклаем де Толли. Встал вопрос о назначении другого главнокомандующего.
Прочтите задачу №1.
Кто был назначен командовать русской армией? (поставить портрет М. И. Кутузова)Прибытие Кутузова в армию было встречено всеобщим ликованием, его любили офицеры и солдаты, надеялись на его опыт. Но, вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия Барклая были вполне верными, и отступил еще ближе к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону. Это было крупнейшее сражение войны, оно началось 26 августа 1812 г. (запись)
Прочитайте материал учебника о бородинском сражении, рассмотрите схему, картину и дайте ответ на вопрос: Почему Кутузов на совете в Филях принял решение без боя оставить Москву?
Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим солдатам. В соборах Кремля были устроены конюшни. Грабежи и насилие над остатками населения носили невиданный характер. Разворованы были даже захоронения русских царей в Архангельском соборе Кремля. Пожар в Москве, на который Наполеон вначале не обратил внимания, опустошил весь город: сгорели продовольственные склады, баржи с фуражом на Москве – реке.
Русская армия, отступив по рязанской дороге на восток, внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутино, перекрыв пути возможного продвижения неприятеля к Калуге и к Туле (показать на карте).
Как вы думаете, почему?
Наполеон начал всерьез сомневаться в успехе своего похода в Россию, солдатам нечего было есть, а война все больше приобретала народный характер, партизаны совершали смелые рейды в тыл противника, окружали и брали в плен наполеоновских солдат. Возглавлял партизанское движение адьютант Багратиона – Денис Васильевич Давыдов. К тому же приближались холода, и Наполеон понял, что зимовать на московских пепелищах было бы безумием. Его попытки начать переговоры о мире были безуспешными. Тогда император решил выйти из Москвы и двинуть остатки армии на юг России, но на их пути встала окрепшая и увеличившаяся численно русская армия. Поражения, нанесенные французам под Тарутином и Малоярославцем, вынудили Наполеона повернуть войска на им же самим разоренную смоленскую дорогу. Ранняя суровая зима стала еще одним бедствием для французов.
Прочтите документ «Из воспоминаний французского офицера», рассмотрите картину и ответьте на вопрос: Что представляла из себя французская армия в конце войны 1812 г.?
Сам император бежал в Париж, бросив остатки своей армии. В конце декабря 1812 года генерал – фельдмаршал М. И. Кутузов докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля».
25 декабря царь издал Манифест об изгнании врага из России и окончании войны. Участники военных действий были отмечены различными наградами (показать иллюстрации). В честь 100 – летия победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. была изготовлена юбилейная медаль, которой награждались потомки воинов, участвовавших в боевых действиях.
4. Итог.
- А теперь давайте ответим на вопрос (на доске): Почему непобедимая армия Наполеона, покорившая всю Европу, потерпела поражение в войне с Россией?
Причины поражения армии Наполеона в войне с Россией:
1) героизм и мужество солдат;
2) партизанское движение;
3) умелые полководцы;
4) ранняя суровая зима;
5) патриотизм русского народа.
Почему эта война называется Отечественной?
В чем по вашему историческое значение Отечественной войны 1812 года?
а) война ускорила процесс сплочения (консолидации) русского народа, русской нации;
б) возвысила значение Москвы как духовного центра России;
в) Россия отстояла свою независимость и территориальную целостность.
И закончить наш урок мне бы хотелось словами Л. Н. Толстого: «...Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью.»5. Домашнее задание.
- Из дополнительной литературы найти факты из истории Отечественной войны 1812 года, о которых не упоминается в тексте учебника.
Приложение.
В твой словарь:
Адьютант – офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения его поручений.
Бюджет – роспись количества доходов и расходов государства, организации или отдельного человека.
Инфантерия – пехота.
Консолидация – складывание, сплочение нации.
Ополчение – войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.
Флеши – земляные укрепления.
Фураж – корм для лошадей.
2. Документы:
«Манифесты о сборе земского ополчения 6 и 18 июля 1812 года.»«...Неприятель вступил в пределы наши и продолжает нести оружие свое внутрь России, надеясь силою и соблазнами потрясть спокойствие великой сей державы... С лукавством в сердце и лестию в устах несет он вечные для ней цепи и оковы... не можем и не должны скрывать от верных наших подданных, что собранные им разнодержавные силы велики и что отважность его требует неусыпного против нее бодрствования. Сего ради, при всей твердой надежде на храброе наше воинство, полагаем мы за необходимо – нужное: собрать внутри государства новые силы, которые, нанося новый ужас врагу, составляли бы вторую ограду и подкрепление первой, и защиту домов, жен и детей каждого и всех.»Как вы думаете: почему народ откликнется на призыв царя?
«Из воспоминаний французского офицера.»«Своеволие и беспорядок достигли крайних пределов; всякая мысль о команде и послушании стала невозможностью, исчезла разность в чинах – мы представляли собой шайку обрюзглого люда. Когда несчастный после долгой борьбы падал, наконец, подавленный всеми бедами, все вокруг него, уверенные в том, что это конец и ему уже не подняться, прежде чем он испускал последний вздох, бросались на несчастного как на настоящий труп, срывали обрывки одежды – и он, в несколько секунд оказавшись голым, оставался в таком виде умирать медленной смертью...»Что представляла из себя французская армия?
3. Проблемные задачи:
Задача №1 (биографическая).
Ученик и соратник Суворова, он обладал широким стратегическим мышлением, большим жизненным и военным опытом. Ему 67 лет. Глаз он потерял во время взятия Очакова, а в 1788 году, во время кампании против турок, вновь ранен в голову.
Александр 1 держит его в «почетной ссылке» - отправляет его дипломатом в Стамбул, боясь, что ему известны подробности убийства Павла 1. Он никогда не был любимцем царя. Александр не мог простить ему поражения под Аустерлицем, самостоятельности, а самое главное – популярности в народе. В 1809 году он – военный губернатор в Вильно, в 1811 командует Дунайской армией, выполняет задачу – заключить с Турцией мир, что ему удается.
Кто это?
Задача №2 (событийно – проблемная).
Казалось бы, освободи Наполеон крестьян в России от крепостной зависимости, и они станут союзниками французов в борьбе против Александра Первого. Но Наполеон, несмотря на попытки убедить его, не пошел на это.
Почему? Ведь он терпел поражение, но за эту «соломинку» не ухватился?