Методическая разработка открытого урока-игры по дисциплине: «История» на тему: «Отечественная война 1812 г.».

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Трубчевский политехнический техникум»








Методическая разработка
открытого урока-игры по дисциплине: «История»
на тему: «Отечественная война 1812 г.».





Подготовил и провел преподаватель истории Клюев А.В.
Дата проведения: 10.02.2017






Трубчевск, 2009 г.


Цель урока:  Сформировать представления у обучающихся об Отечественной войне 1812 г.
Задачи:
Образовательные:
Повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы в курсе новой истории.
Проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.
Развивающие:
Развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения.
Умение анализировать информацию, делать выводы, работать с исторической картой.
Воспитательные:
Воспитание патриотизма на примере героизма русского народа в Отечественной войне 1812г.
Создать условия для развития навыков совместной деятельности.
Формы организации деятельности учащихся: Урок-игра.
Материально-дидактическое оснащение урока:
Используемое оборудование:  персональные компьютеры, мультимедиапроектор, интерактивная доска.
Демонстрационный материал:
Презентация «Отечественная война 1812 г.» (викторина).
Презентация-контроль «Отечественная война 1812 г.»
Программное обеспечение:  программа для презентаций Power Point.
Предварительная работа:
Учебная группа делится на 2 подгруппы: «армия» - «русские» и «французы». Между двумя «армиями» происходят сражения. «Армии» проходят по маршруту «Командование, армии» (викторина) – «Сражения» (работа с картой) – «Итоги» (компьютерное тестирование).
Продолжительность урока: 2 часа.
План урока:
№ п/п
Этап урока
Время

1 час:
45

1.
Организационное начало урока.
1-2

2.
Постановка проблемного вопроса.
2

3.
Работа по теме урока.
41

3.1.
Викторина «Отечественная война 1812 г.».
20

3.2.
Память о войне 1812 г.
21

2 час:
45


Организационное начало урока.
1-2

3.3.
Работа с картой.
23

4.
Закрепление. Компьютерное тестирование.
15

5.
Подведение итогов урока.
5

Ход урока:

1. Организационное начало урока.
Приветствие. Проверка присутствующих.

2. Постановка проблемного вопроса.
К 1812 г. Наполеон завоевал и подчинил всю Европу. Франция обладала передовой армией, которая насчитывала почти 2 млн. человек. Но завоевать Россию он не смог, хотя и взял Москву.
3. Работа по теме урока.
3.1. Викторина «Отечественная война 1812 г.».
Работа по презентации «Отечественная война 1812 г.». На слайде сначала появляется вопрос, ученики отвечают и проверяют правильность своего ответа. Кто будет отвечать «русские» или «французы», показывают знаки в верхних углах слайда.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Вопросы викторины:
Кто был верховным главнокомандующим русской армией в начале XIX в.?
Кто возглавил русскую армию в начале Отечественной войны?
Кого назначил главнокомандующим Александр I?
Кто возглавил французскую армию?
Кого из маршалов Наполеона вы знаете?
Из каких родов войск состояла русская армия?
Из каких родов войск состояла французская армия?
Соотношение сил.
За счёт чего увеличилось русское войско?
Назовите женщин-героев Отечественной войны.
3.2. Память о войне 1812 г. (показ иллюстраций архитектурных памятников)
Русский народ сохранил память об Отечественной войне 1812 г. в искусстве.
- Назовите произведение об Отечественной войне 1812г., которое вы изучили на уроке литературы? (Бородино).
События 1812 г. описаны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин описывает пожар Москвы. Созданы художественные фильмы «Война и мир», «Гусарская баллада».
Отечественная война 1812г. – героическая страница истории русского народа. Ещё в XVIII веке Державин сказал: «Слава тех не умирает, кто за Отечество умрёт!». Участник и герой войны 1812г. Кульнев сказал: «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве». И они правы. Прошло много лет, в 2012 г. будет отмечаеться 200 лет Бородинской битве, событиям Отечественной войны 1812г., сменилось много поколений, но народ не забывает своих героев, чтит память и сохраняет эту память навека. Память русского народа об этих событиях нашла отражение в архитектурных памятниках. Это памятники ратным подвигам сынов России. Самые известные: Триумфальная арка в Москве, музей-панорама «Бородинская битва», Кутузовская изба в Филях, памятник М.И.Кутузову, храм Христа Спасителя и многие другие.
В середине 1814г. к торжественной встрече возвратившихся из Западной Европы после победы над Наполеоном 1 русских войск у Тверской заставы (в конце нынешней 1-й Тверской - Ямской улицы) была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной.
Составление проекта поручили архитектору Осипу Ивановичу Бове. Помощниками Бове были талантливые скульпторы Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора.
Торжественная закладка арки состоялось 17 августа 1829 г. В основании будущего памятника была доска с надписью:
«Сии триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков». Постройка Триумфальных ворот первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г., растянулась на 5 лет из-за недостатка денежных средств. Только 20 сентября 1834г. состоялось открытие этого своеобразного памятника.
У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали (бывшей улицы Горького Ленинградского проспекта Ленинградского шоссе).
Триумфальная арка была разобрана, богатое скульптурное убранство арки 38 лет хранилось в филиале Музея архитектуры имени А.В.Щусева (на территории донского монастыря).
В 1966 г. было принято решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте.
В нескольких минутах ходьбы от Триумфальной арки к центру города расположено здание необычной архитектуры из стекла, металла и камня. Оно было создано менее чем за 19 месяцев по проекту архитекторов А.Р. Корабельникова, А.А. Нузьмина, С.И. Нучанова и инженера- конструктора Ю.Е. Аврутина.
Здание музея, расположенное на Кутузовском проспекте в доме №38, было сооружено для экспонирования уникального произведения русского изобразительного искусства панорамы «Бородинская битва», созданной выдающимся художником-баталистом Францем Алексеевичем Рубо. С 1912 по 1918г. панорама демонстрировалась в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах. В связи с началом Гражданской войны демонстрация панорамы была прекращена, а деревянное, быстро ветшавшее здание вскоре снесли. Предметный план панорамы при этом пропал, а огромное полотно размером 115м по окружности и высотой 15м было навернуто на 16-метровый вал и находилось в таком состоянии не один десяток лет. В 1949г. началось восстановление полотна. Группу реставраторов возглавили П.Д. Корин и И.В. Евстигнеев. Спустя 50 лет единственный в своем роде живописный памятник был полностью восстановлен. Музей-панорама «Бородинская битва» открылся 18 октября 1962 г., в дни празднования I60-летия Отечественной войны 1812г.
В мае 1912 г. Кружок ревнителей памяти Отечественной войны возбудил ходатайство об образовании комитета для сбора пожертвований на памятник Кутузову в Москве. К 1 января 1916 г. сумма поступивших на сооружение памятника средств составила 50 653 рубля 77 копеек. Этих средств оказалось недостаточно, чтобы соорудить памятник. Начавшиеся вскоре революция и Гражданская война надолго отодвинули вопрос о создании памятника Кутузову в столице. После открытия 18 октября 1962г. на Кутузовском проспекте музея-панорамы «Бородинская битва» было решено установить памятник Кутузову возле него. 6 июля 1973г., через 160 лет со времени кончины Кутузова, перед зданием музея-панорамы памятник был открыт. Вместе с Н.В. Томским в его создании участвовали архитектор Л.Г. Голубовский, скульпторы А.А. Мурзин, Б.В. Едунов, А.И. Бельдюшкин и А.Н. Томский. Их имена выбиты на плите. Кутузов изображен сидящим на коне. Вокруг прямоугольного постамента размещена многофигурная композиция, символически раскрывающая героизм русского войска, патриотический подьём народа в Отечественной войне 1812 г. Здесь мы видим боевых соратников фельдмаршала. Это генералы П.И. Багратион, А.П. Ермолов, М.И. Платов, К.Н. Раевский, партизан и поэт Д.В. Давыдов, идущие с ними в бой солдаты с развернутыми знаменами, ополченцы, партизаны.
Идея создания в Москве храма в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812г. впервые была обнародована 25 декабря 1812 г. в Вильне в особом манифесте императора Александра «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились. Мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа... да благословит Всевышний начинание Наше. Да совершится оно. Да простоит сей храм многие века и да курится в нем пред святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием в дела их предков». Был объявлен творческий конкурс на лучший проект. В его разработке приняли участие самые знаменитые архитекторы того времени: А. Воронихин, Д. Кваренги, В. Стасов, О. Бове и многие другие. 10 апреля 1832 г. император Николай I утвердил новый проект храма, составленный архитектором Константином Андреевичем Тоном, лично избрал место для сооружения у Пречистенских ворот, на месте древнего Алексеевского монастыря. В 1831 г. К.А. Тон выполнил проект храма-памятника в «русско-византийском стиле. 10 сентября 1839 г. состоялась торжественная закладка сооружения. Храм Христа Спасителя строился почти 40 лет. Работа над скульптурами продолжалась 17 лет (скульпторы А.В. Логановский, П.К. Клодт, Н.А. Ромазанов и другие), над живописным убранством храма 23 года (художники А.Г. Марков, Ф.А. Бруни, В.И. Суриков, Г.И. Семирадский, К.Е. Маковский и другие). Композиционным открытием Тона стало создание вокруг храмового пространства круговой галереи, где был открыт первый музей Отечественной войны 1812г. В ее стены заделали мраморные доски с текстами рескриптов и манифестов императора Александра I, с описанием сражений, с перечислением отличившихся командующих и полков, с именами убитых и награжденных. 26 мая 1883 г. храм был освящен; пятиглавый собор стал крупнейшим церковным сооружением Москвы (высота до креста центральной главы 102 м; площадь 6805 кв. м; диаметр главного купола 29,87 м; площадь росписей более 22 тысяч кв. м). Он мог вместить 10 тысяч человек. Храм был взорван 5 декабря 1931 г., а на его месте началось возведение колоссального здания дворца советов. 31 мая 1994 г. правительство Москвы приняло решение о воссоздании храма в прежних архитектурных формах (за исключением видоизмененного стилобата); закладка состоялась 8 января 1995 г. А до этого, в конце 1980-х гг., возникло общественное движение за восстановление храма, было собрано более 80 тысяч подписей в поддержку воссоздания святыни. 7 января 1995 г. патриарх Алексий II совершил торжественную церемонию закладки первого камня. Главным архитектором был назначен академик Михаил Посохин, художественное убранство воссоздавали лучшие художники, скульпторы и реставраторы со всей России. Храм был полностью воссоздан всего за 4,5 года и освящен 31 декабря 1999 г., чтобы в первый день Нового года распахнуть свои врата для верующих.
3.3. Работа с картой.
Вопросы и задания:
«Русские» и «французы» показывают на карте сражения, которые они выиграли (карты в слайдовой презентации).
Схема Бородинской битвы (отвечают «французы»).
- Какое сражение изображено?
- Когда произошло сражение?
- Кто одержал победу в сражении?
3. Рассмотри внимательно карту и назови места наиболее крупных сражений армии Наполеона.
4. Покажите на карте территорию, отошедшую по решению Венского конгресса (отвечают «русские»).
4. Закрепление. Компьютерное тестирование.
Учащиеся индивидуально работают с презентацией-контролем «Отечественная война 1812 г.», фиксируя свои ответы в тетрадях.
Презентация-контроль «Отечественная война 1812 г.
Слайд 1:

Слайд 2:

Слайд 3:

Слайд 4:

Слайд 5:

Слайд 6:

Слайд 7:

Слайд 8:

Слайд 9:

Слайд 10:


Подведение итогов тестирования.
5. Подведение итогов урока.
Почему Наполеон, подчинив всю Европу, не смог завоевать Россию?
Подведение итогов урока-игры («сражения» «русских» и «французов»). Характеристика активности учащихся во время урока.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




Заголовок 315