Выступление на МО. Формирование универсальных учебных действий через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Основная школа находится на этапе подготовки к работе по стандартам второго поколения, поэтому пытаюсь переосмыслить свой опыт с точки зрения системно - деятельностного подхода и рассматриваю проектно-исследовательскую деятельность как средство формирования УУД обучающихся.
Приобщение к началам проектной деятельности осуществляется комплексно: через уроки, кружковую и индивидуальную совместную работу обучающихся и педагога, с учётом возрастных особенностей и интересов. Посмотрим, каким образом формируются четыре блока основных видов универсальных учебных действий.
Начало работы - выбор темы. Общая тема отражается в рабочей программе по предмету, а частная рождается из интересов детей. Пример: 5 класс. Литература Вологодской области. Тема: Александр Яковлевич Яшин. Рассказы. Каждый обучающийся вносит традиционные предложения на заключительный урок: пересказы, рисунки, викторины и т.д.. Обращаю внимание на портрет и дату рождения – 1913 год. Столетие. И возникает общая идея – подготовить групповой проект - очередной номер «Березниковского вестника», который можно распространить среди детей из других классов. Таким образом происходит развитие целеполагания.
Обсуждаем, что должно получиться в итоге? Делаем на доске набросок - Прогнозирование. Составляем план действий. А дальше – самостоятельная работа, помощь с моей стороны и со стороны родителей, коррекция. Составление самого проекта. Представление, оценка, рефлексия.
Вот что у нас получилось. (Показываю. межпредметный проект: литература+изо). Пришлось преодолеть немалые трудности, мобилизовать все свои способности – то есть присутствовал элемент саморегуляции. А первый вестник – в 2010г был посвящён 155-летию В. Гиляровского.
На этом примере я попыталась показать работу над развитием регулятивных учебных действий. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Общеучебный комплекс компетенций обеспечивают познавательные УУД. (Слайд)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Работа над исследовательскими проектами позволяет научиться чётко и конкретно формулировать самое сложное - познавательные цели . Пример. В преддверии юбилея школы рассматриваем старые фотографии, документы и находим спортивные грамоты шестидесятых годов. У ребят возникает мысль - подготовить исследование о спорте. Соглашаюсь, тем более перед зимней олимпиадой – тема актуальна. Начинаем собирать материал (день, другой, неделя), что-то уже есть. И вдруг один из восьмиклассников говорит: «А в конце концов цель-то исследования какая?» «Вот. С этого и надо было начинать», - говорю.
Совместно обдумываем цель: проследить за историей развития (чего?) физической культуры и спорта (Где?) в Березниковской школе (очень узко, хотя возможно), (а интереснее) на территории Березниковского сельсовета, за (какой период?) 50 лет.
Что получилось? Цель: проследить за историей развития физической культуры и спорта на территории Березниковского сельсовета Вологодского района за 50 лет.
Цепь конкретизируется в задачах, которые также совместно продумываем.
Задачи этого исследования на слайде.

Работая над исследовательскими проектами, обучающиеся учатся поиску и выделению необходимой информации, работать с текстами различных видов, применяя методы информационного поиска; анализу и синтезу, выбору оснований и критериев для сравнения; классификации объектов;
Обычно материала на тему собирается много, а нужно уложиться в определённый объём - 10 страниц. А как же самые интересные факты? Стали оформлять брошюрки. Это можно назвать отдельным проектом. Так, к исследованию А. Асташина «Связь организационно-технических мероприятий и социально-экономических условий развития сельского хозяйства на примере Березниковского поселения Вологодского района (1910 – 2010)» (на районном уровне с этим исследованием выступить не успели, работали 2 года, обучающийся поступил в колледж) подготовили брошюру «Сельское хозяйство Березниковского поселения в цифрах и фактах».
Листая книжечку, вы можете увидеть, с какими источниками информации и как работал обучающийся. Материалы архивов сведены в таблицы (стр.3, 10, 18). Из районных и областных газет выбраны самые значимые статьи: (стр.4,стр.17 «Красное знамя», стр.28. «Вологодский комсомолец», стр. 29. «Маяк»). Из книги памяти Вологодского района включён материал об аресте доярки колхоза «Восход» (стр.14). Фотографии и наградные документы (стр.27) из семейных архивов иллюстрируют яркие события жизни тружеников сельского хозяйства. Из дневника жителя Березниковского с-с сделана выписка «Что такое трудодень?» (стр.23). На стр.24 помещены ксерокопии документов по учёту трудодней колхоза «Красный пахарь» (из школьного музея). По паспортам совхоза «Березниковский» и СХПК «Ильюшинский» составлены графики (в приложение к исследованию - таблицы).
Материал выстроен в логическую цепочку - по годам.
Если в эту брошюру не вошли воспоминания респондентов, то книжечка «Большое в малом» ц
·еликом построена на рассказах жителей Вологодской
области «Образ домового в рассказах, повериях и обычаях жителей Вологодской области» (просто показываю). 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
При работе над этим проектом определяющими стали коммуникативные умения слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Эти учебные действия отрабатываются обучающимися, когда они работают в группах. В 5 классе по русскому языку (программа В. Бабайцевой) на тему «Лексика» отведено 22 часа. Уверена, что во всех школах готовят самые разные проекты. Наш групповой проект «Березниковские диалекты» готовили 3 группы (в классе 8 человек). Какие? 1гр. Теория. 2гр. Изучение материала полевых экспедиций предшественников. 3гр. Проблема влияния местных диалектов на письменную и устную речь обучающихся. А все проведут наблюдения над речью родственников и соседей. При работе над групповым проектом во избежание конфликтов необходимо чётко спланировать работу (буквально по шагам).
На слайде План действий 2-ой группы, в котором прописаны шаги,
Что будем делать?
Когда?
Как? – способ действия
Кто?

Вот один пункт:
4.
Проведём наблюдения над речью жителей деревни

Записи сдадим на проверку
В выходной во дворе дома
Подойти, поздороваться, принять участие в разговоре.
Диана – говорить
Лера – задавать вопросы
Таня - записывать


На уроке защиты проектов каждый должен был задать по одному вопросу выступающим, обучающиеся загадывали и отгадывали загадки, при этом были задействованы музейные экспонаты, из отдельных листов А-4 составили альбом, а уже позднее – брошюрку, в которой даётся объяснение каждого слова, указано, где оно было записано, приведён пример, отксерокопированы детские рисунки, фотграфии.
Какова моя роль на уроке? Тоже пришлось отчитываться (сочиняла, как могла) и задать свои вопросы: 1)Какие диалектные слова спрятались в стихотворении? 2) С какой целью они используются? А вы посчитайте, сколько таких слов?
Деревенька моя родная,
Снова вижу тебя во сне:
Вот усталая вышла мама,
Помахала рукою мне.
Вот отец в звездовые ворота
Бросил сена охапки две,
И соседка баская что-то
С налитушкой идёт к избе.
Вот одна заглянула, другая,
Сальник, губники на столе.
Вспоминают, что жизнь непростая
Пронеслась, как на резвом коне.
Что зимусь было, летось, весною,
Не заметили, как серебро
Уж не спрятать под новой фатою,
В сундуки не запрёшь добро.
Тороватились, чай попивали,
Слушал россказни старый дом.
Деревенька моя родная
Отразилася в слове том. (11 слов)

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько личностное развитие школьников, определение своего места в обществе и жизни в целом.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Ещё один пример. Исследование «Традиции народного мужского костюма северных и южных регионов России 19 – начала 20 века (На примере русского мужского костюма Березниковского сельсовета Вологодского района и лезгинского костюма жителей Дагестана - селения Касумкент, Цинит, Ашага-Сталь)». Ценностные ориентиры ребёнка сформулированы в актуальности исследования. Ученик 6 класса обеспокоен тем, что существуют российско-кавказские проблемы во взаимоотношении, поэтому необходимо «взаимное сближение, понимание  друг друга». А как понять друг друга? Хотя бы по народным костюмам, как в пословице: «По одёжке встречают». На защите проекта представляет модели костюмов (показываю), находит различие и сходство (функциональность и конструктивность) традиций мужского костюма двух народов, делает маленький шаг к взаимопонимании. Как видите, этот проект получился тоже межпредметный: истоки +технология.
Общий вывод: проектно-исследовательская работа создает благоприятные условия для саморазвития личности школьника, формированию у нее универсальных учебных действий, а на выпуске высокую мотивацию учебной деятельности.
(В качестве примеров я взяла наиболее яркие межпредметные долгосрочные и средней продолжительности проекты. Есть у нас и минипроекты, выполняемые на материале одного предмета: литературные исследования, пособия по русскому языку. «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Мини-проект – «Слитное и раздельное написание не с местоимениями»- готовится 2-3 минуты)
Проектно-исследовательская деятельность является обоюдонаправленной: она позволяет развиваться и ученику, и учителю, приносит радость от совместного поиска решения поставленных задач.


































13PAGE 15


13PAGE 14615




Заголовок 115