Тема: «В гостях у Хозяйки каменной горы»


Конспект СОД
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «В гостях у Хозяйки каменной горы»
в разновозрастной группе (4-6 лет)
МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи
Дата проведения: 2017г.
Совместная образовательная деятельность.
2.Возрастная группа:разновозрастная (4-6 лет).
3.Образовательная область «Познавательное развитие».
4.Тема: «В гостях у Хозяйки каменной горы».
5.Тип деятельности: тематическое, творческое.
6.Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, личностно – ориентированные, экспериментирование, ИКТ, здоровьесберегающие технологии (стретчинг).7.Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа).
8.Форма обучения на занятии: лаборатория
9.Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
- учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;-совершенствовать умение детей наблюдать, выделять сходство и различие признаков в предметах;
- учить анализировать и синтезировать части конструктора, систематизировать объекты как совокупность части и целого.
Развивающие:
- развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности;
- развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объем памяти;
- формировать навыки речевого общения с окружающими;
- развивать эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира.
Воспитательные:
-воспитывать дружелюбие, сопереживание, желание помогать друг другу;
- воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная, познавательная, конструктивно – модульная, опытно - исследовательская.Методы: наглядные (просмотр презентации), словесные (вопросы проблемного характера, краткая беседа, обсуждение); практические (моделирование из каменного конструктора, экспериментирование). Словарная работа:самоцветы, лаборатория.
Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, презентация «В гостях у Хозяйки каменной горы», каменная гора (макет), аудиозапись, столы, весы, перышко, разноцветные камни разной породы, шарики марблс, бижутерия, сделанная из цветных камней, костюм Хозяйки каменной горы и Феи камней, конфеты.Средства обучения для детей:камни разного размера, формы, цвета; листы бумаги, емкости с водой; конструктор из камней (крашенная галька) и схемы.
Предшествующая работа:проект «Удивительные камни», создание конструктора из цветных камней, чтение сказки П.П. Бажова «Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», просмотр презентаций «Какие разные камни», «Эти удивительные камни».
Предполагаемые результаты:
- приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека;- формирование  познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения и экспериментирования; - выполнение детьми естественно-научных и творческих заданий (опыты, наблюдения, конструирование);
- обогатится словарный запас и расширится кругозор;
- сформируются дружественные отношения между детьми, появится сопереживание, желание помогать друг другу.
Ход:
(Хозяйка Каменной горы сидит на троне, дети входят в зал).
Х: Здравствуйте, дети! Я - хозяйка горы. Узнала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Может вы сможете помочь моей беде. Злой маг превратил все мои камни самоцветы в обычные камни, и пока мы не узнаем главную тайну камней, какие у них свойства, колдовство не рассеется. Ребята, а вы знаете, что такое камни самоцветы?
Д:Ответы детей.
Х:Ребята, посмотрите на волшебный экран.Что изображено на экране? (ответы детей.Это самоцветы. Самоцветы – это драгоценные камни, разной формы, цвета, размера, из которых делают украшения.У меня остались украшения, которые Злой маг не успел превратить в камни. Я предлагаю посмотреть какие же украшения делают из камней самоцветов (дети рассматривают украшения)
Ну что, ребята, вы готовы помочь мне расколдовать мои камни самоцветы?
Д: Да!
Х: Ребята, мы с вами отправляемся в волшебную лабораторию, которая находится в моей горе. Познакомьтесь с моей помощницей Волшебной феей камней, она работает в лаборатории.
Ф: Здравствуйте ребята! Я – Фея камней. Ребята, а вы знаете, какие правила существуют в лаборатории?
Д:В лаборатории нужно внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.
Ф:Ребята, вы готовы помочь нам расколдовать наши камни самоцветы?
Д: Да.
Ф: Ну тогда мы с Хозяйкой Каменной горы приглашаем вас пройти к нашим рабочим местам.
(Дети проходят к столам. На столах лежат разные камни)
Игра «Цвет форма и размер»
Х: Ребята, посмотрите, что лежит на столах?
Д: На столах лежат камни.
Х: Ребята, возьмите камень, который вам больше всего понравился? Какого он цвета? Какой он формы?
Ф: Значит, ребята, какие же бывают камни по цвету и форме?
Д: Камни по цвету и форме бывают разные.
Ф: Ребята, положите камни на стол. Посмотрите еще раз на них внимательно. Покажите мне самый большой камень. Покажите самый маленький камень. А есть ли среди камней средние по величине?(вопросы индивидуально)
Х: Ребята, так какие же бывают камни по размеру.
Д: Камни бывают разного размера.
Дыхательная гимнастика.
Х: Ребята, возьмите пожалуйста, камни в руку. Я предлагаю вам сделать дыхательную гимнастику вместе с камнями.Ребята, давайте подышим на камень, делаем вдох носом, выдох ртом прямо на свой камень (3-4 раза).
А теперь пощупайте свой камень, какой он стал? Холодный или теплый?
Д: Камень стал теплый.
Х: А какой он был, перед тем как мы на него подышали?
Д: Камень был прохлодным.
Х: Значит ребята, камни могут нагреваться и охлаждаться. Давайте вместе еще раз повторим, чтобы запомнить. (Вспомнить как летом ходили по нагретым на солнце камешкам)
Опыт № 1 «Вес»
(Фея показывает детям весы)
Ф: Как вы думаете, что это?
Д: Это весы.
Ф: А что делают при помощи весов?
Д: Взвешивают.
Ф: Как ещё можно взвесить камни? (Дети высказывают свои предположения)
Д: Взвесить можно в ладонях.
Ф: Правильно. Возьмите в одну руку самый большой камень, в другую самый маленький. А в какой руке самый тяжелый камень? В какой самый – легкий камень?
Х: А теперь попробуем взвесить на весах перышко и камень. Что тяжелее: камень или перышко?
Х: Так какие камни бывают по весу?
Д: Камни по весу бывают легкие и тяжелые.
Ф: А теперь я предлагаю вам построить гору, а поможет нам в этом…….(технология стретчинг)
Стоит гора старушка (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Ее ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)
Ее дождик поливает(встряхивают кистями рук)
Стоит гора страдает,
Камешки теряет (прикладывают руки к щекам, качают головой)
И каждый день, и каждую ночь(воспитатель дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки)
Катятся, катятся камешки прочь(часть детей отходят в сторону)
Раскатились камешки с той горы
Ничего не осталось от нашей горы (показывают руками пустое место)
Х: Ребята, давайте вернемся в нашу лабораторию. Ребята, а что будет с камнем, если его положить в воду?
(Дети высказывают предположения)
Опыт № 2 «Тонет – не тонет»
Х: Ребята, у вас на столах есть емкости с водой, я предлагаю вам опустить первой подгруппу в ёмкость бумагу и камень, второй подгруппе камень и дерево, третий подгруппе камень и перо в воду. Понаблюдайте за ними, что случилось с камнем?
Д: Камень утонул.
Х: А с бумагой, дерево, перо?
Д: Нет.
Х: А почему камень утонул, а остальные предметы нет?
Д: Камни тяжелее воды, они тонут в воде, а другие предметы легче воды.
Ф: Вот сколько интересного мы узнали о камне. А зачем они нужны?
Д: Из них строят дома, могут сделать дорогу, крепость.
Ф: Может ли камень быть конструктором?
(Ответы детей).
Опят №3
На столе перед детьми расположеныкамень и пластилин.
Ф:В правую руку возьмите камень, а в левую пластилин, сожмите. Что изменилась?
Д: Пластилин изменил форму а камень нет. Пластилин пластичный, а камень твердый.
Ф:Вы хотите поиграть в волшебный каменный конструктор?
Д: Да
Ф: Я предлагаю 1 подгруппе выложить из каменного конструктора каменные фигуры (моделирование из цветной гальки по схемам), 2 подгруппе построить постройку из камня и пластилина.
( в процессе работы:Х: Ребята, посмотрите, а какие у вас камешки по цвету?
Д: Разноцветные.
Х: А как они стали разноцветные.
Д: Мы их раскрасили красками.
Ф: Почему дом из каменей прочный.
Д: Камень прочный, не пропускает ветер воду.) Х: Ребята, посмотрите, что за чудо! Колдовство исчезло, и моя дорожка к Каменной горе вся усыпана камнями самоцветами, а это значит, что мы узнали все свойства и качества камней. Ребята, давайте подойдем и посмотрим, на что похожи камни – самоцветы.
Игра с использованием шариков марблс «Ассоциации»
Х: Я буду называть слова, а вы попробуете найти самоцветы, которые на них похожи.
Слова: крыша (треугольный), василек (голубой), солнце (желтый), окно (квадратный).
Молодцы! Теперь мы все знаем о свойствах и качествах камней. Давайте еще раз их вспомним.
Ф:Покажите и назовите какие камни бывают по цвету и форме?
Д: По цвету и форме камни бывают разные (показывают)
Х:Покажите и назовите какие камни бывают по размеру?
Д: Камни по размеру бывают разные(показывают)
Ф: Могут ли камни нагреваться и охлаждаться?
Д:Камни нагреваются и охлаждаются.
Х: Покажите и назовите, какие камни бывают по весу?
Д: Камни бывают тяжелые и легкие (показывают)
Ф: Что происходит с камнем в воде?
Д: Камень в воде тонет.
Х: Что такое камни - самоцветы?
Д: Это драгоценные камни разные по цвету, размеру, форме.
Ф: Что изготавливают из камней самоцветов?
Д: Украшения.
Хозяйка Каменной горы и Волшебная фея камней благодарят детей за помощь и угощают их конфетами (в виде камней).
Х:Нам пора уходить, но мы еще встретимся!