Развитие этнокультурного образования в МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Д. Жанаева» на примере реализации проекта МИК «Наследие


Развитие этнокультурного образования в МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Д. Жанаева» на примере реализации проекта МИК «Наследие»
Автор статьи: Сергей Васильевич Силантьев, учитель истории и обществознания
МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Д. Жанаева», horschl1@mail.ruСистема образования нашей страны является поликультурной и многоязычной. Проведенная в 2010 году перепись населения показала, что в Российской Федерации проживает 204 национальности, в Республике Бурятия более 160 национальностей. Не исключение, и наш, Хоринский район, на территории которого проживают: русские, буряты, татары, украинцы, белорусы, молдаване, армяне, азербайджанцы и другие народы. В этой связи встает вопрос о том, как воспитать человека, знающего и развивающего культуру своего народа и умеющего успешно строить взаимоотношения с людьми иных национальностей.
К сожалению, происходящий в современном мире процесс глобализации несёт в себе разрушительные действия: унификация культур, замена национальных культур всеобщей массовой культурой, духовная деформация личности в обществе потребления. Наблюдаются тревожные тенденции и в межнациональных отношениях, порождающие напряжённость между народами на территории России и в частности у нас в Республике Бурятия. Примерами могут служить: дискуссия, развернувшаяся особенно на просторах сети интернета по вопросу установки памятника казакам-первопроходцам в столице РБ, горячие споры по учебнику истории г. Улан-Удэ и законе о бурятском языке. Особую обеспокоенность вызывает одностороннее углубление в моноэтническую традицию, что приводит порой к росту национализма, «замыканию» воспитуемых в рамках определенных этнокультурных ценностей, а это, в свою очередь, приводит к усложнению и дисбалансам целостного образовательного пространства России.
Поэтому с каждым годом становится всё более очевидным: необходимо развивать этнокультурное образование. Именно оно должно стать возможным инструментом разрешения всех противоречий, противовесом всех негативных процессов современного мира.
В своей статье А. Б. Афанасьева определяет этнокультурное образование «как целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия (материального, духовного, социального), процесс становления и воспитания личности на традициях культуры этноса, сочетающий моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту» 1.
В основе этнокультурного образования лежит позитивное восприятие учащимися исторического прошлого своего и других народов, мирно и дружно проживающих на одной территории, осмысление собственных национальных корней, возрождение и развитие лучших народных традиций дружбы, гостеприимства, внимания и заботы в отношении ко всем людям. Этнокультурные воспитательные традиции любого народа представляют собой систему ценностей, традиций, отношений, которые являются составной частью общероссийской культуры. В связи с этим, главная задача этнокультурного образования - сплочение этнически разноаспектного в единое образовательно-воспитательное пространство, объединяемое общими ценностями высокой духовной национальной и мировой культуры, основанной на принципах гуманизма и дружбы народов.
Отсюда вытекает необходимость проектирования такой образовательной системы, которая бы учитывала не только традиции одного народа, но и этнокультурные ценности представителей других народов обучающихся в образовательном учреждении, живущих в одном селе, районе, республике, стране.
В 2007 г. на базе нашей школы был разработан инновационный сетевой проект по созданию Межшкольного исследовательского комплекса «Наследие», объединивший учащихся всего района по изучению родного края.
За сравнительно короткий срок учащимися школ района была проделана большая работа. В ходе реализации этого проекта был систематизирован собранный за многие годы поисковый материал по истории родного края. В дальнейшем на основе реализованного проекта в тесном сотрудничестве с известным картографом, доктором технических наук, профессором, директором Центра космических услуг Иркутского государственного технического университета Пластининым Л. А. были созданы «Административно-природохозяйственная карта с объектами культурно-исторического наследия Хоринского района Республики Бурятия» и «Карта природного и культурного наследия Хоринского района Республики Бурятия» (2013 г.). По мнению учёного: «Такая карта на сегодня первая не только в Сибири, но и во всей РФ. Её уникальность в том, что на ней не только представлена природа в виде высотных поясов – гольцы, тайга темно-хвойная, светло-хвойная, пойма реки, сельскохозяйственные земли, но и нанесены границы поселений, границы лесничеств, лесоучастков, все природные, культурные, исторические памятники и уникальные места, целебные источники, все населенные пункты, включая гурты и охотничьи избушки, сооружения, хозяйства, даже охотничьи тропы…»2 На карте много полезной и интересной информации и мы её используем как средство обучения и воспитания наших учащихся.
Один из интереснейших объектов карты – Худакский заказник. Он уникален своими природными комплексами и объектами. Чего стоит целый комплекс скал останцев, гора Красный камень (Каменые ворота), аршан… Поэтому не случайно там расположен школьный лагерь труда и отдыха Хан-Жаргалан, где наши ребята летом не только отдыхают, но и занимаются научно-исследовательской работой.
Реализация проекта МИК «Наследие» способствовала решению задач этнокультурного образования:
- помочь учащимся разных национальностей преодолеть их отчуждение от культурно-исторического наследия своего этноса;
- способствовать усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем;
- формировать толерантную личность, способную на основе диалога активно взаимодействовать с представителями других культур.
Я согласен с А. Б. Афанасьевой, Т. К. Солодухиной, что «проблематика этнокультурного образования предполагает постижение моноэтнической глубины и полиэтнической широты, вопросов межкультурного взаимодействия» 3. Главное найти «золотую середину».
Думаю, что развитие этнокультурного образования актуально. И мы находимся пока только в начале сложного и длительного пути. Многое зависит от позиции государства, от системы образования, от личности учителя. В Концепции модернизации российского образования продекларировано: «Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации…»4
Литература
1. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: как проблема современной педагогической науки// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007.
2. Стрекаловская Л. Г. Уникальная карта готова/ ст. в газете Удинская Новь/ ноябрь 2013 г.
3. Солодухина Т. К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе (На материале Республики Бурятия): М., 2005.
4. Концепция модернизации российского образования