Разработка классного часа на тему Чтобы радость людям дарить, или о милосердии (3 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вязовская средняя школа» Еланского муниципального района Волгоградской области





Классный час:
«Чтобы радость людям дарить, или о милосердии»
















Подготовила:
учитель начальных классов
Иванцова Т. И.





2016г.
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания учащихся.
 Задачи:
Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознания.
Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».
Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Ход классного часа
Просмотр клипа «Дорога добра»
Задание: из букв попробуйте собрать слово. Это и будет темой нашего классного часа. (МИЛОСЕРДИЕ)
- Так о чём же мы будем сегодня говорить?

УЧИТЕЛЬ: Милосердие и доброта- .в последнее время мы все чаще обращаемся к этим словам. Ведь человек рождается и живет на земле для того, чтоб делать добро.

УЧЕНИК: Слово это серьезное, главное, важное,
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважней, чем лица красота. Догадались, что это?
Милосердие! Сердец доброта!

Тема нашего классного часа «Чтобы радость людям дарить, или о милосердии»
- Попробуйте сформулировать цель нашего занятия
Узнать о том, что
Учиться быть

- А что такое милосердие? (ответы детей)
В словаре С. Ожегова дано такое определение слову милосердие: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие»
- Кто, на ваш взгляд, является милосердным человеком? Можете назвать кого-то из знакомых, близких вам людей?
Да, как правило, это наши бабушки, мамы, папы, добрые друзья, которые заботятся о нас.
Человек может научиться милосердию.
Дело в том, что милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу. Не хочется мыть посуду – а надо пересилить себя, помочь маме. Не хочется просить прощения у товарища – но надо переступить через себя и сказать от всего сердца: «Прости». Не хочется ехать к бабушке, «лучше» поиграть в компьютер – а надо заставить себя оторваться от бессмысленной игры.

Учитель: Скажите, а какие качества вы больше всего цените в людях?

-Рассказывают, что в самом начале времён, когда только – только были созданы все твари
Земные, вышел к ним ангел с корзинкой, а в ней – чего только нет: самые разные качества, на любой вкус. Ну и стали все твари разбирать эти качества. Лиса взяла хитрость, мышь –запасливость, муравей – трудолюбие и т. д.
 А последнему, как это обычно и бывает, ничего не досталось. Знаете, кто был последним?
Правильно, человек. Тогда ангел отдал человеку опустевшую корзинку, сказав: ­ Наполни её тем, чем сам сочтёшь нужным!
-И мы с вами наполним свою корзинку теми качествами, которые нам необходимы для того, чтобы быть милосердным. (Дети выбирают слова и складывают в корзину)
щедрость, сострадание, равнодушие, доброта, жадность, отзывчивость, злость, зависть, сочувствие, жестокость, человечность, любовь, приветливость, забота, дружелюбие, счастье.

А сейчас, нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.
1) –Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка) 2)- Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось  сражаться с Людоедом. (Кот в сапогах) 3) –Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька) 4)-Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

УЧИТЕЛЬ: Всегда ли помощь можно назвать милосердием? Давайте попробуем разобраться в 2-х ситуациях. (Учитель предлагает прослушать 2-е истории из жизни, проанализировать поведение ребят и дать свою оценку их поведению). Ситуация №1. Ученик, возвращаясь домой из школы, увидел, как пожилая женщина, поставив на скамейку тяжелую сумку, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свою помощь. Мальчик помог женщине донести сумку, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него уже не оказалось. Ситуация № 2. Соседка – одинокая пожилая женщина, попросила мальчика сходить в магазин за хлебом. Он согласился, но сказал, что она должна чем-то отблагодарить его.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, проанализируйте эти ситуации и скажите, по каким мотивам совершалось доброе дело?
(возможные ответы детей: в первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя).
УЧИТЕЛЬ: Творить добро нужно ради самого добра, будьте в этом бескорыстны. Милосердие желательно подкреплять конкретным делом, поступком. Оно проявляется в помощи кому-то.
Милосердие всегда строится на уважении и чувстве сострадания, сопричастности к человеку. Есть такая закономерность. Когда случается отдавать последние деньги на милостыню, они почти всегда сторицей возвращаются. Причем чаще всего тогда, когда ждать их совершенно неоткуда. В духовной литературе написаны интересные притчи о милостыне:
« Иной сыплет щедро, а ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же, беднеет. Благотворительная душа будет насыщена; и кто наполняет других, тот и сам наполнен будет».

УЧИТЕЛЬ:: Человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро. А сейчас я предлагаю вам проверить себя : добрый ли ты человек.
ТЕСТ
Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».
Вопросы:
У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять им настроение?
Часто ли ты используешь злые шутки?
Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?
Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы:1,2,3,4,7,11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.
Результаты:
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Какой из этого можно сделать вывод:
Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто обделен вниманием.

Игра «Сад Добра» (выполняется стоя)
Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы -деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята.
Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками.
Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.
- поздороваться при встрече
- уступить место в автобусе пожилому человеку
- жаловаться на всех подряд
- смастерить скворечник
- перебивать взрослых, которые разговаривают
- приготовить маме подарок на 8 Марта
- помочь полить летом грядку на огороде
- сорить в классе и в других общественных местах
- помочь товарищу решить задачу

УЧИТЕЛЬ: А теперь я хочу послушать вас, какие вы добрые поступки совершали в своей жизни. (дети рассказывают)

Отгадайте загадку.
День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук. (сердце)

УЧИТЕЛЬ: Где же в человеке спряталась доброта? (в самом СЕРДЦЕ)
- Приложите свои ручки к сердцу.
- Что вы слышите? (стук)
- Скажите, а что хочется сделать, когда мы слышим стук в дверь? (открыть её)
- Так же и сердцем Мы его должны чаще открывать друг для друга, делиться добротой, делая добрые дела.

Классный руководитель предлагает каждому закончить предложение: «Если бы я был волшебником, то я...» (Кому и в чем помог бы?). Дети высказываются, передавая друг другу игрушечное сердечко.

УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте с вами немного поразмышляем на тему «Чем я богат». У меня в руках две шкатулки: в одной лежат красивые украшения, а также деньги. Это – богатство. Его можно потрогать руками, полюбоваться на эти вещи. Что можно сделать с этим богатством?
(Ответы детей.)
А в другой шкатулке – радость, доброта, честность, вежливость. Это тоже богатство, богатство человеческого сердца. Но его нельзя потрогать руками. Может это и не богатство вовсе? Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатства из первой шкатулки или из второй?
(Ответы детей, обсуждение, обмен мнениями.)
Вывод:
Прочнее и ценнее то богатство, которое находится в нашем сердце, его можно почувствовать и подарить другим людям как родным , так и окружающим тебя посторонним.

Работа в группах. Собрать пословицы.
*Доброе слово лечит, а злое калечит.
* За добро добром плати. *Жизнь дана на добрые дела. *Сделаешь худо, не жди добра. * Добрые дела красят человека.
* Доброе слово и кошке приятно.
* Доброе слово дороже богатства.
- Итак, что у вас получилось?
- Какое же самое главное слово во всех пословицах?
- Молодцы, конечно, это ДОБРО.

РЕФЛЕКСИЯ
ИГРА-ТРЕНИНГ “ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК ДОБРА”
УЧИТЕЛЬ: А теперь, я прошу вас встать в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас буду говорить. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, что радостно становится вашей душе...Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Участники выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...
 Не забывайте, что в этом огромном мире многие люди нуждаются в доброте ваших сердец.

УЧИТЕЛЬ: - Наш классный час подошел к концу.
- Как вы думаете, удалось ли нам достичь поставленных целей?
- Подведём итог нашего занятия. Перед вами цветы
-если классный час понравился, берём красный цветок
- если после занятия кто-нибудь захотел измениться, стать добрее –желтый
- если занятие не понравилось – синий
Каких цветов больше?
Я благодарю всех за работу. У каждого человека – большого или маленького- свой путь к доброте . Путь к доброте – нелёгкий , долгий путь. На котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередования добра и зла. Научиться быть по – настоящему добрым трудно .Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Помните:
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады .
Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарасти сорняками , наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
В заключение классного часа я хочу предложить вам
Спеть всем вместе песню кота Леопольда «Если добрый ты».

Заголовок 1 Заголовок 215