РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Тестовые задания с использованием ИКТ» для 11 класса на 2015 -2016 учебный год.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. им. 25 Октября»
Лаишевского района Республики Татарстан.
«Рассмотрено»
руководитель ШМО
_______/Карпова Л.Н./
протокол № _1__________
от «28» августа 2015г. «Согласовано»
зам. директора по УВР
МБОУ «СОШ
пос. им. 25 Октября»
________ / Чихаздинская С.А./
«____»______________2015г.
«Утверждаю»
директор
МБОУ «СОШ
пос. им. 25 Октября»
_______/ Трифонова Ю.Г/
Приказ № ____________от«____»_____________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Тестовые задания с использованием ИКТ»
для 11 класса
на 2015 -2016 учебный год.
Составитель программы:
Карпова Лидия Николаевна
учитель первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе«Тестовые задания с использованием ИКТ»
рассчитана на 34 часа.
Цель курса: повышение интереса к гуманитарному образованию, эффективная подготовка Части 1 ЕГЭ.
Задачи курса: быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в основной школе и подготовить учащихся к экзаменам, используя при этом информационно – коммуникативные технологии.
Программа охватывает разделы русского языка, представленные в «Спецификации экзаменационной работы по русскому языку Единого Государственного Экзамена». Данный курс акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации. Традиционные школьные правила часто заменяются альтернативными, более легкими для понимания и запоминания. Практика показывает, что времени на повторение теоретического материала не хватает. В течение учебного года приходится несколько раз обращаться к одному и тому же материалу. Чтобы наиболее продуктивно использовать его, целесообразней наряду с учебниками использовать электронные пособия, а также ресурсы сети Интернет.
Задания ЕГЭ имеют сложную структуру: кроме орфографических и синтаксических заданий, они содержат задания по теории языка, требуют знаний по различным разделам языкознания – от фонетики до текста. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.
Подготовка к тестированию требует особого подхода. Прежде всего, это постепенное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов, что удобнее выполнять, используя ИКТ.
Форма организации работы учащихся в рамках данного элективного курса - практические знания, на которых обучающиеся 11 класса повторяют все разделы лингвистики, а также тренировки в выполнении разных тестов.
На уроках основная работа ведется с демонстрационными версиями теста ЕГЭ, вариантами заданий ЕГЭ (блоками), материалами ЕГЭ предшествующих лет, а также различными пособиями, содержащими материалы для подготовки к ЕГЭ. Предполагается по мере необходимости выход в Интернет.
Основную часть данных уроков необходимо посвятить разбору тестовых заданий, выполненных учащимися дома, и подготовленных вопросов по соответствующим разделам языкознания. Учитель комментирует выполненные задания, анализирует допущенные ошибки.
Учащиеся, выполняя тестовые задания на компьютере, могут в краткое время проверить себя, поскольку в компьютерных программах заложена оценка деятельности пользователя.
Необходимый для комментария теоретический материал можно также найти в электронных и интерактивных пособиях, что сэкономит время урока и обеспечит наглядность.
Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои возможности и подготовиться к тестированию по русскому языку.
Курс предполагает освоение глубоких теоретических познаний в области языка, что способствует восприятию русского языка не как свода правил, а как живого организма, системы, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться.
Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения.
Содержание программы 
Речь. Текст.
Лексика и фразеология.
Речь. Нормы орфографии.
Речь. Нормы пунктуации.
Речь. Языковые нормы.
Речь. Выразительность русской речи.
Работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте 8 заданий (1–3, 20–24)
Работа с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений16 заданий (4–19)
За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 1, 7, 15 и 24) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.
Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа.
Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4-х баллов.
Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.
За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущено 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
Выполнение заданий на тренажере ЕГЭ.
Цель: подготовка к экзаменам, отработка процедуры ЕГЭ на лингвистическом тренажере.
На данных уроках проводится тестовый контроль. Имеющиеся демонстрационные и примерные варианты ЕГЭ в электронном виде позволяют объективно и быстро проверить знания учащихся.
После ее выполнения компьютерная программа оценивает работу учащегося.
Орфография
Гласные в корнях слов, проверяемые и непроверяемые ударением
Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
 Группы корней с чередование гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг- // -лож-, -бир- // -бер-, -тир- //-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст- // -рос,
-скак- // - скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-,
-клан- // -клон-, -зар- // -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло // ла, оро // ра, ере // ре, ело // ле.
 Корни-омофоны.
Соединительные гласные в сложных словах
Гласные в приставках. Правописание соединительных гласных -о- и -е-. Сложные слова без соединительной гласной: сумасшедший, аквапарк; с первым корнем а) числительным: шестигранник, б) существительным на -мя: семядоля.
Морфологический принцип написания приставок. Приставки не-и ни-; раз- (рас-) и роз-(раз-) Роль смыслового анализа при различении приставок пре- и при-.
Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий
Гласные в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий. Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Различие окончаний – е – и – и – в именах существительных. Ударные окончания в словах в забытьи, на острие.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: -о- и -е- после шипящих и -ц- в суффиксе и окончании; правописание -и- и -ы- после -ц- .
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -тель-, -ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- и другие. Суффиксы  -ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их значение –оват- (-еват-), -лив-, -чив-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-.
Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и их форм
Типичные суффиксы глагола и их написание : -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-,  -ирова-, -ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов – ова- ( -ева-) и  –ыва- . написание суффикса - а – или  -и- в глаголах с приставкой – обез- ( обезлесить – обезлесеть ); - ться и –тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании  причастий прошедшего времени ( посеять - посеявший – посеянный ).
Согласные в корнях, приставках, суффиксах
Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый).
Приставки на  з (с )- фонетический принцип. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица ;  -к- и –ск- в именах прилагательных
Правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях
Н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных , образованных от существительного и от глагола.
Употребление -ь- и -ъ-
Употребление разделительных ъ и ь . Написание сочетаний чн , щн ,нч , нщ, рщ, рч, чк,  внутри отдельной морфемы и на стыке морфем ; употребление ь   для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке  морфем. Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Слитное, раздельное, дефисное написание слов
Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме  служебного слова и морфемы.грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Образование и написание сложных  слов ( имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний ( многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».
Правописание не с разными частями речи.
Уметь применять на практике правила написания не с разными частями речи.
Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных слов.Синтаксис и пунктуация
Простое предложение
Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Обособленные члены предложения
Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота.
Способы обособления предложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительными в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж , как же, что же).
Знаки препинания при прямой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в ССП
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Знаки препинания в СПП
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Знаки препинания в БСП
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов Содержание, форма занятия Домашнее задание Дата проведения
По плану фактически
1 Работа с языковымиявлениями,
предъявленными в тексте 8 заданий
(1–3, 20–24) 1.(А-27)
Информационная обработка
письменных текстов различных
стилей и жанров 1 Лекция, практикум. Определение функционального стиля текста.
Работа со смысловыми типами речи.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. 7.09 2 2.(А-8)
Средства связи предложений в тексте 1 Языковые средства, обеспечивающие связность текста.Практикум. 14.09 3 3.(А-12)
Лексическое значение слова 1 Разнообразие словарей, работа со словарной статьёй. Практикум. 21.09 4 20. (А-28)
Текст как речевое произведение.
Смысловая и композиционная
целостность текста 1 Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки. Стили речи (разговорные и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).
Практикум. 28.09 5 21.(А-29) Функционально-смысловые типы речи 1 Работа со смысловыми типами речи(повествование, описание, рассуждение).
Мини-лекция, практикум. 5.10 6 21. Функционально-смысловые типы речи. Закрепление. 1 Тестирование 12.10 7 22.(А-30)
Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты..1 Группы слов по происхождению и употреблению.
Мини-лекция, практикум 19.10 8 22.Закрепление. Лексика и фразеология. 1 Тестирование. 26.10 9 23.(А-11, В-7)
Средства связи предложений в тексте 1 Средства связи предложений в тексте.Мини-лекция, практикум 9.11 10 23. Средства связи предложений в тексте. Закрепление. 1 Тестирование 16.11 11 24.(В-8)
Речь. Языковые средства
выразительности 1 Языковые средства выразительности, тропы. Мини-лекция, практикум 23.11 12 24.Речь. Языковые средства
выразительности.Закрепление. 1 Тестирование 30.11 13 Выполнение заданий на тренажере ЕГЭ. 1 Тестирование 7.12 14 Работа с отобраннымязыковым
материалом,
представленным ввиде отдельных слов,
словосочетаний или
предложений16 заданий
(4–19) 4.(А-1)
Орфоэпические нормы
(постановка ударения) 1 Ударение, особенности произношения гласных и согласных звуков. Деление слова на слоги. Морфологические нормы знаменательных частей речи. Тестирование. 14.12 15 5.(А-2)Лексические нормы
(употребление слова в соответствии с точнымлексическим значением и
требованием лексическойсочетаемости) 1 Нормы лексической сочетаемости слов. Мини-лекция. Практикум.
21.12 16 5.Лексические нормы
1 Тестирование 11.01 17 6.(А-3)Морфологические нормы
(образование форм слова) 1 Ошибки в образовании форм различных частей речи. Мини-лекция, практикум. 18.01 18 7.(А-5, А-6)Синтаксические нормы. Нормы согласования.
Нормы управления. 1 Грамматические ошибки. Мини-лекция, практикум. 25.01 19 7.Синтаксические нормы.
1 Тестирование 1.02 20 8.(А-14)Правописание корней
1 Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Корни с чередованием. Тестирование. 8.02 21 9.(А-15)Правописание приставок
1 Приставки на гласную и согласную. Тестирование. 15.02 22 10.(А-17)Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) 1 Суффиксы существительных, прилагательных, глаголов. Мини-лекция, практикум 22.02 23 11.(А-16)Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий 1 Тестирование 29.02 24 12.(А-18)
Правописание НЕ и НИ 1 Мини-лекция, практикум 7.03 25 13.(А-19)
Слитное, дефисное, раздельное
написание слов 1 Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания разных частей речи. Практикум. 14.03 26 14.(А-13)
Правописание -Н- и -НН-
в различных частях речи 1 Мини-лекция, практикум 4.04 27 14. Правописание -Н- и -НН-
в различных частях речи 1 Тестирование 11.04 28 15.(А-20)
Знаки препинания в простомосложнённом предложении(с однородными членами)
Пунктуация в сложносочинённомпредложении и простом
предложении с однороднымичленами 1 Простое предложение. Однородные члены предложения.
Практикум. 18.04 29 16.(А-21) Знаки препинания
в предложениях
с обособленными членами
(определениями, обстоятельствами,приложениями, дополнениями) 1 Обособленные члены предложения. Мини-лекция, практикум. 25.04 30 17.(А-22)Знаки препинания
в предложениях со словами
и конструкциями, грамматически
не связанными с членами предложения 1 Водные слова, словосочетания, предложения. Обращение.
Тестирование. 2.05 31 18.(А-25)Знаки препинания
в сложноподчинённом предложении 1 Сложноподчиненное предложение. Виды СПП. Практикум. 16.05 32 19.(А-26)Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи 1 Сложное предложение. ССП, СПП, БСП.
Практикум. 16.05 33 Выполнение заданий на тренажере ЕГЭ. 1 Часть 1 ЕГЭ. Практикум. 23.05 34 Выполнение заданий на тренажере ЕГЭ. 1 Часть 1 ЕГЭ.
Практикум. 23.05 Список рекомендуемой литературы
Литература для учащихся:
Гостева Ю.Н. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 302 с.
Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону: «Легион, 2015.
Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты:36 вариантов. М. :Издательство «Национальное образование», 2015.-368 с. - ЕГЭ. ФИПИ - школе)Дополнительная литература
Бисеров А.Ю., Маслова И.Б. ЕГЭ 2015. Русский язык. Сдаём без проблем. - Москва: Эксмо, 2014. – 528 с.
ВалгинаН.С.,Розенталь Д.Э. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002. 528 с. (электронный вариант)
Ведишенкова М.В. Русский язык: ЕГЭ в примерах и комментариях. Учеб.пособие.- Казань: Магариф, 2009. – 139 с.
ФИПИ http://www.fipi.ru/Сайт Захарьиной Елены Алексеевны - http://www.saharina.ru/