РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Живая математика» для учащихся 7 классов 2015 — 2016 учебный год. Составитель: Томалова Елена Алексеевна — учитель математики высшей квалификационной категории


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 7 " г.п. ТалинкаРассмотрено на заседании МО
Руководитель МО
_________/Рыбакова Т.В./
«___» _________2015__г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______ /Булыгина В.К./
«___» _________2015__г.
«Утверждено»
Директор МКОУ «СОШ № 7»
/Фаттахова Н.И./
«___» _________2015__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
математического кружка
«Живая математика»
для учащихся 7 классов
2015 - 2016 учебный год
Составитель: Томалова Елена Алексеевна - учитель математики высшей
квалификационной категории
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений.
Пояснительная записка
В век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека и для жизни в этом обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особенно в начале обучения в основной школе являются математические кружки.
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования. Это математический кружок спланирован для учащихся 7 классов. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по данной программе принимаются все желающие учащиеся седьмых классов.
Каждое занятие проводится 1 раз в неделю. Всего 35 часов.
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и  трудовой деятельности каждому члену современного общества.Для активизации познавательной деятельности учащихся и  поддержания интереса к математике вводится данный курс. Математический кружок позволяет ученикам утвердиться в своих способностях. Учебные занятия по данной программе позволяют желающим развить свои интеллектуальные и творческие способности.В процессе занятий формируются УУД, развиваются коммуникативные свойства личности учащихся, воспитывается стремление к взаимопомощи в процессе работы.
Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ОГЭ в 9 классе.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.
Цель курса: Углубление и расширение знаний по математике;
расширение возможностей обучающихся в решении задач.
Задачи данного курса:
Пробудить желание каждого заниматься изучением математики.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения математики.
Создание условий для формирования и развития практических умений учащихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы.
Повышение математической культуры ученика.

Общая характеристика
Программа содержит материал занимательного характера, одновременно дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе  уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой  (математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач, решению олимпиадных задач, выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения. 
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии. В работе кружка используются творческие работы, проектная деятельность и другие инновационные технологии, которые направлены на развитие у учащихся интереса к предмету, творческих способностей, навыков самостоятельной работы.
При отборе содержания и структурирования программы использованы обще-дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности. От эффективности использования задач в обучении математике в значительной мере зависит не только качество, воспитания и развития учащихся, но и степень их практической подготовленности к последующей деятельности в будущем. В процессе решения задач имеется возможность наиболее ярко продемонстрировать политехнический характер математики, её прикладную направленность. Поиск красивых, изящных решений математических задач способствует эстетическому воспитанию учащихся и повышению их математической культуры.
Разнообразны и по тематике, и по форме, и по способам решения задачи повышенной сложности - нестандартные задачи. Данный курс позволит учащимся научиться некоторым методическим приёмам, способам решения нестандартных задач.
Каждое занятие включает себя:
-приемы устного счета;
-рассказ на математическую тему;
-«золотые мысли» математиков и о математике;
-решение логических задач.
-решение задач повышенной трудности;
-игру (играя, проверяем, что умеем и знаем);
- занимательные задачи, стихи;
-биографические миниатюры.
Методы и приёмы обучения
1.Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
2.Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
3. Иллюстративно-наглядный метод как основной метод всех занятий.
4. Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
5.Дидактические игры.
Предполагаемый результат - проведение и успешное участие в математических соревнованиях, олимпиадах, повышение качества обученности обучающихся, а также пополнение банка нестандартных задач для учащихся 7 класса, где будут собраны задачи по темам всего курса и рекомендации к их решению.
Литература для учителя:
1. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 144 с. – (Школьные олимпиады). 2. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2010. С.208. 3. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2009. С.128. 4. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы. (500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В. Заболотнева - Волгоград: Учитель, 2012. 5. Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах / сост. В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 2009.
Литература для учащихся:
И.Я. Депман, Н.Я.Виленкин «За страницами учебника математики» / М., «Просвещение», 1999 г.
Ф.Ф. Нагибин «Математическая шкатулка» / М., «Просвещение,2011г.
В.А. Володкович «Сборник логических задач» /М., «Дом педагогики», 2010 г.
Задачи международных олимпиад «Кенгуру».
«Я познаю мир» / Детская энциклопедия. Математика. / М., АСТ, 2012 г.
В работе кружка используются материалы сайта http://www.smekalka.pp.ru/
Материально-техническое обеспечение программы:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Комплект презентаций по математике, истории математики.
Медиатека учителя.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия Содержание Количество часов Дата проведения
1. Организационное занятие. Из истории математики: Древний Восток (Египет, Вавилон, Китай), Древняя Греция, Индия, страны Ислама. Выбор тем для творческих и проектных работ. 1 2. История развития понятия числа. Числа – карлики. Числа – великаны. Запись цифр и действий у других народов. 1 3. Приемы устного счета. Умножение двузначных чисел на 11. Решение логических задач с помощью таблиц. 1 4. Решение логических задач. Знакомство с принципом Дирихле и решение задач на его применение. 1 5. Приемы устного счета. Интересный способ умножения. Решение логических задач, решаемых с конца. 1 6. Метрическая система мер. Решение олимпиадных задач. Литературная страничка. Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм. 1 7. Считаем устно. Лабиринты. Решение логических задач матричным способом. Старинная восточная притча. 1 8. Приемы устного счета. Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающих на 25. Графы. Круги Эйлера. Решение логических задач с помощью графов. 1 9. Приемы устного счета. Простые числа. Решение задач на переливание. 1 10. Приемы устного счета. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Решение задач на взвешивание 1 11. Тренировка памяти и внимания. Биографическая миниатюра. Архимед (презентация). Числовые ребусы и головоломки 1 12. Приемы устного счета. Задача-сказка «Иван Царевич и Кащей Бессмертный, умевший считать только до 10» Математические мотивы в художественной литературе. Задачи в стихах. 1 13. Приемы устного счета. Умножение на 155 и 135. Геометрия на клетчатой бумаге: рисование фигур на клетчатой бумаге, разрезание фигур на равные части, игры с пентамино. 1 14. Приемы устного счета. Умножение двузначных чисел, близких к 100. Оригами. 1 15. Считаем устно. Биографическая миниатюра. И.Ньютон (презентация). Решение олимпиадных задач прошлых лет. 1 16. Приемы устного счета. Деление на 5 (50), 25 (250). Составление и решение математических кроссвордов. 1 17. Решение задач на проценты. 1 18. Решение задач на смеси, сплавы. 1 19. Приемы устного счета. Еще один способ сложения многозначных чисел. Задачи на части и соотношения. 1 20. Приемы устного счета. Умножение на 9, 99, 999. Задачи со спичками. 1 21. Некоторые особые случаи счета. Решение олимпиадных задач прошлых лет. 1 22. Приемы устного счета. Умножение на 111. Биографическая миниатюра. Н.И. Лобачевский. Из истории интересных чисел. Число П. 1 23. Приемы устного счета. Биографическая миниатюра. П.Л.Чебышев. Простые числа. Решение олимпиадных задач. Число Шехерезады. Поэтическая страничка. 1 24. Приемы устного счета. Мгновенное умножение. Конкурс презентаций по теме: «Математика вокруг нас». 1 25. Приемы устного счета. Умножение крестиком. Распространение десятичных дробей. Решение олимпиадных задач. 1 26. Приемы счета. Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел. 1 27 Устный счет. Признаки делимости. Решение задач с использованием признаков делимости. 1 28. Биографическая миниатюра. Эйлер. Топология. Построение фигур одним росчерком пера. 1 29. Приемы счета. Умножение однозначного или двузначного числа на 37. Решение олимпиадных задач прошлых лет. 1 30. Логические задачи. Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. 1 31. Считаем устно. Решение логических и нестандартных задач. 1 32 Решение логических и нестандартных задач. 1 33 Жизнь и деятельность Я.И. Перельмана и его занимательные задачи. 1 34 Праздник математики. Конкурс творческих и проектных работ. 1 35 Заключительное заседание. Подведение итогов работы кружка. Блицконкурсы на знание проблемного материала, сообразительность, быстроту счета. Награждение самых умных, способных, активных. 1