Примерный перспективный план по ознакомлению детей с творчеством Ы.Алтынсарина в классах предшкольной подготовки.


Введение.
В последние годы в казахстанской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. С каждым годом увеличивается количество комплексных программ, которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях, где затрагивается проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Поскольку чувство патриотизма многогранно, постепенно приводится в порядок системность и закономерность по содержанию программ. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатства своей Родины. Согласно положению Концепции развития дошкольного воспитания и обучения РК [1. с 1] о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеям выдающихся казахстанских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.Алтынсарина и др.) необходимо вести работу с детьми и в обозначенном направлении.
Все творчество Алтынсарина пронизано идеей органического приживления инноваций к традициям и обычаям народа. [3.с 2] Обращение к педагогическому наследию И.Алтынсарина сегодня как никогда актуально. В наше время необходимо обращение к исторической основе воспитания, ибо без осмысления исторического педагогического наследия невозможно приобщение подрастающего поколения к человеческим идеалам. Жизненный и творческий путь Ибрая Алтынсарина, отдельные страницы его биографии, отдельные аспекты его философских и педагогических воззрений вызывают особый интерес и способствуют духовно - нравственному развитию современной личности. Судьба Ибрая Алтынсарина - нравственный пример для всех, кто жил и живет после него. Это пример служения своему народу. Его педагогические идеи используют учителя и воспитатели, его стихи и проза любимы народом. Исключительно большое значение придавал Алтынсарин роли женщины-матери, отмечая, что начальное воспитание детей - в ее руках.
Кто так ласкает нежно младенца,
По ночам просыпается тревожно от сна,
Прислоняясь к люльке, кормит;
Бережно качая, усыпляет его.
Кто малыша сажает осторожно на коня,
И ребенок радостно скачет на живом скакуне.
Чтобы не беспокоил ребенка холод,
Прикрывает его мягким одеяльцем,
Бережет его в приятном тепле.
Нет ни в чем для него недостатка - все в изобилии.
Купает его в воде, надевает на него чистую рубашку.
Такую, чтобы она пахла свежим запахом цветка.
Ибрай Алтынсарин обратил особое внимание на богатейший источник - казахский фольклор. [2. с 198] . Из народного творчества он умело использует отдельные сказки, былины, пословицы, выбирая лишь то, что соответствовало воспитательным целям. Высоко ценил он выразительность народного языка - ритмичность, меткость, богатство эпитетов и сравнений.
Таким образом, в каждом произведении заложены идеи, имеющие определенное воспитательное значение.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников на основе наследия И.Алтынсарина является неотъемлемой частью организации учебно- воспитательного процесса в классах предшкольной подготовки. В процессе работы в данном направлении решались следующие задачи:- изучить влияние наследия педагога- мыслителя на формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников;- разработать и апробировать систему работы с детьми, направленную на приобщение детей к творчеству педагога- философа;- воспитывать у дошкольников такие качества, как справедливость, честность, трудолюбие, чувство ответственности и гордости за достижения Родины;- способствовать формированию навыков учебной деятельности.
1. Особенности организации нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувств. Это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.Особую группу составляют нравственные чувства. Нравственные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для нравственного воспитания. Реализация комплексных программ невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста [4.с 1], [5], в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. Патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться. В соответствии с этим неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу.
На практике приобщения детей к истокам народной культуры были определены приоритеты в предлагаемой работе:- окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого казахстанского народа;- использование всех видов фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.д.;- формирование художественного вкуса дошкольников на основе декоративно-прикладного искусства, которое обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, несет в себе понятное содержание, которое в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. 2. Воспитательный потенциал средствами наследия И.Алтынсарина.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. [6.Часть Х1].
Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается народная сказка. Сказки отображают мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Кратко и лаконично выражались идеи нравственного воспитания в народных пословицах и поговорках. Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, способствует привитию нравственных, гуманных взглядов на окружающую действительность. [7.с. 6] Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли нравственную направленность развивающейся личности.
И. Алтынсарин создал большую хрестоматию для детей. В своем творческом наследии особо подчеркивает социальное значение труда. В рассказах «Приключения Асана и Усена», «Паук, Муравей и ласточка», «Отзывчивый Атымтай» ярко раскрывается значение и воспитательная ценность труда. показывает гибельные последствия кочевого быта, сравнивает его с жизнью одной общины, перешедшей на оседлость и занявшейся хлебопашеством, доказывает положительные стороны этой жизни. В других рассказах, посвященном человеческому труду, Алтынсарин развивает мысль, что дар природы - источник богатства дается только тем, кто сумеет извлечь его упорным трудом.
Рассказы и стихотворения Алтынсарина чужды отвлеченным нравоучительным идеям. Героя, смышленого, от природы понятливого, находчивого, он всегда выводит из среды трудового народа, находит острые и меткие слова, умеет показать и осмеять моральное уродство людей из богатой среды. В стихотворении Алтынсарин высоко ценит лучшие традиции казахской семьи: он говорит о праве ребенка на родительскую любовь и ласку; задушевно рисует духовную чистоту и нежность материнской любви. Содержание многих статей прививает детям любовь к родной природе, приучает к наблюдательности, развивает мышление. К таким нравоучительным рассказам относятся следующие: «Чистый родник», «Садовые деревья», «Лиса и коза» (ложь), «Два товарища» (плохая дружба), «Кусочек ваты» (скупость и бережливость), «Чистый ручеек» (честность).
Система работы по формированию нравственно-патриотических качеств старших дошкольников через народное творчество.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Главной задачей ДОУ казахской культурной традиции -это закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного “я”, своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей в КПП КГУ «СШ № 10» реализуются следующим образом.
Работа по патриотическому воспитанию через наследство И. Алтынсарина включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т. д. Между тем наш опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.
Литература:
Проект Концепция развития дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан. Введение.
Ситдыков А. С. Педагогические идеи и просветительская деятельность Ы. Алтынсарина. - Алматы, 1979.
. «У истоков исторической правда» Виктор Верас – И.Алтынсарин.
«Педагогическое наследие Алтынсарина» Уразамбетова Г. У, кандидат педагогических наук, Костанайский гуманитарный институт, статья.
Сборник «Молодая наука 2011» ПГЛУ Статья 14 апреля 2011 года. Часть Х1.
«Художественная литература»- хрестоматия . Алматыкитап баспасы 2012г. С150-151.Ознакомление с детской литературой. Методическое пособие. Алматыкитап баспасы 2011 г.
Примерный перспективный план по ознакомлению детей с творчеством И.Алтынсарина (класс предшкольной подготовки)
Сроки исполнения Мероприятия
сентябрь
Детство поэта, его семья. Просмотр презентации об И.Алтынсарина.
Чтение «Паук, муравей и ласточка»».
октябрь Диспут- беседа по рассказу «Хитрая лиса». (Понятие коварства и жестокости. Занятие по Самопознанию «Учимся совершать добрые дела» с билингвиальным компонентом).
Выставка детских рисунков по рассказу «Муравей и ласточка».
ноябрь Коллективная работа (аппликация с использованием природного материала по сказке «Паук»).
«Приключения Асана и Усена». Толкование устаревших редко встречающихся слов. Просмотр презентации. Развитие эмоциональной сферы.
декабрь Прослушивание классической казахской народной музыки «Аксак кулан»(«Хромой кулан»). Просмотр мультфильма.
Изготовление кукол для настольного театра. Обыгрывание сказки «Лиса и коза»
январь Диспут- беседа по рассказу «Отзывчивый Атымтай» (Занятие по Самопознанию «Отзывчивость» с билингвиальным компонентом)
Составление коллажа по сказкам И.Алтынсарина.
Подготовка к инсценировке сказки «Лиса и коза» . Изготовление костюмов для сказки при активном участии родителей. Знакомство с народными музыкальными инструментами. Показ сказки для родителей и детей.
февраль Выставка работ детей и родителей «Садовые деревья»из природного материала.
Просмотр иллюстраций по сказкам И.Алтынсарина.
Сказка «Чистый ручеек». Чтение сказки, просмотр презентации. Разучивание танца для инсценировки фрагмента сказки.
апрель Инсценировка отрывков из рассказа «Два товарища» детьми и родителями.
Аппликация «Сказочная архитетура».
март Лепка мини-скульптур героев сказок.
«Мы - художники по костюмам». Конкурс работ детей и родителей.
Прослушивание фрагментов оперы «Кыз Жибек»
май Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок, посвященных биографии И.АлтынсаринИгры-забавы «Батыры» для детей и родителей (с использованием народных игр), приуроченные к Дню защитника Отечества.
Викторина «Сказка – ложь, да в ней намек» по произведениям И.Алтынсарина.