Исследовательская работа Искусство канзаши

Исследовательская работа

Искусство канзаши – что это!?



Автор: Филиппова Анастасия,
7 класс,
МБОУ СОШ с.Бишкаин
Руководитель:
Афанасьева Надежда Григорьевна,
Учитель технологии,

МБОУ СОШ с.Бишкаин

2016 год.
Содержание


Введение3

1. Основная часть.4-9

1.1 Теоретические аспекты изучаемой проблемы.4-5
1.2 Опытно-экспериментальная работа.6-9
1.3 Виды техник «Изготовление розы из атласной ленты»

Заключение10

Список использованной литературы..11

Приложения12-18

Введение


Вы знаете, что такое канзаши?
Буквально недавно я услышала интересное словосочетание «искусство канзаши». «Что это такое?» - подумала я и решила в этом разобраться. В чём именно заключается искусство, откуда оно к нам пришло, что интересного в себе таит.
Поэтому тема нашего исследования формулируется как «Искусство канзаши – что это!?».
Цель исследовательской работы: изучить особенности возникновения и использования техники канзаши.
Задачи:
Изучить литературу по данной проблеме
Провести исследование по теме.
Практическим путём ознакомиться с данной техникой.
Развивать познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться дополнительной литературой, расширять кругозор и практические умения.
Объектом нашего исследования является особенности техники канзаши.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме;
Опрос;
3. Практическая работа;
4. Методы арифметической и математической обработки информации.
Основная часть
1.1 Теоретические аспекты изучаемой проблемы.
Поиск литературы в печатном варианте не дал результатов, но зато ресурсы интернета позволили ещё раз убедиться в актуальности изучения данной темы. Это может быть обусловлено тем, что эта техника распространена в Японии, но, однако и у нас, в России, она начинает приобретать известность.
Кандзаси (Kanzashi) - украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах [5].
женские булавки, заколки, гребни и шпильки, носимые в причёске вместе с кимоно [1].
Часто кандзаси выполнены в том же стиле, что и кимоно. Причёску майко справа украшает букет шёлковых цветов хана-кандзаси.
Украшения Хана-кандзаси кандзаси с шёлковыми цветами и нитками, на которые насажены мелкие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]шёлковые цветочки, свисающие примерно на двадцать сантиметров.
Примерно 400 лет назад, в Японии изменился стиль женской прически: женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме, длинные прямые волосы стали укладывать в затейливые и причудливые. Для укладки волос использовали различные предметы – шпильки, палочки, гребни. Именно тогда простая расческа-гребень превращается в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который становится настоящим произведением искусства. Японский женский традиционный костюм не допускал наручных украшений и ожерелий, поэтому украшения причесок являлись главной красотой и полем для самовыражения - а так же демонстрации вкуса и толщины кошелька владелицы. На гравюрах можно видеть - если присмотреться - как японки запросто навешивали в свои прически до двадцати дорогих канзаши [5].
Японские kushi (гребни) и kanzashi (шпильки) стали выражением женского характера, социального положения и семейного статуса. Глядя на женскую прическу, можно было сказать, к какому социальному классу принадлежит женщина, была ли она в браке или одинока, ее возраст и, даже, сколько у нее детей. Таким образом, украшения для волос стали играть очень важную роль в гардеробе японской женщины. Зачастую затраты на украшение волос превышали стоимость самого дорогого расшитого шелкового кимоно [4].
До начала современной эпохи, декоративные гребни и шпильки, известные под общим именем kanzashi, были важной частью японской моды и социальной культуры. В натоящее время, канзаши чаще всего носят невесты и те, кто надевает кимоно, или люди, связанные с кимоно ввиду своей профессии, или знатоки японских традиций, на японской чайной церемонии и во время создания икебаны. Однако в настоящее время наблюдается возрождение традиций использовать канзаши среди молодых японских женщин, которые желают добавить изящности и элегантности своим прическам [5].
Таким образом, канзаши, а точнее кандзаси – это искусство, техника, складывания цветов, украшений из атласных лент и ткани.



Опытно-экспериментальная работа.

После того, как нами были изучены некоторые моменты по проблеме исследования, нам захотелось узнать, какой информацией из истории канзаши владеют окружающие.
Нами были опрошены около 30 человек, включая учащихся школы, учителей, родителей и просто прохожих.
По результатам данного опроса можно сделать следующие выводы:
Что Вы знаете об искусстве канзаши?
Около 15% опрошенных что-то слышали об искусстве канзаши,
70% впервые слышат это словосочетание,
10% ответили, что это искусство пришло к нам из Китая или Японии, судя по названию,
и только 5% знают, что собой представляет это искусство.
2. Что является исходным материалов для работы?
45% предположили, что это бумага,
30% ответили, что это цветы или растения,
15% честно ответили, что не знают,
10% уверенно ответили, что это материал или атласные ленты.
3. Занимались ли Вы когда-нибудь данной техникой?
85% ответивших никогда не работали в этой технике,
5% знают технику и работают по ней,
10% после детального объяснения, в чём заключается эта техника, ответили, что занимались подобным, но не знали, как называется техника.
Нам нужно было более подробно познакомиться с техникой складывания цветов, с перечнем необходимых материалов и инструментов.
Инструменты и материалы:
1.Ткань и ленты. Для изготовления канзаши, в основном, используется бросовый материал. Ткань для оформления нужна синтетическая, так как при плавлении она склеивается. Атласные ленточки разных размеров, оптимально 5 и 2.5 см, а вообще подойдет любая ткань: шелк, органза, атлас, креп-шифон и т.п.;
У креп-сатина широкая цветовая гамма и, соответственно, проще найти определенный оттенок, квадраты нужного оттенка нарезаются самостоятельно – не возникает проблем с лепестками одного цвета и разной величины. Он мягкий – круглые лепестки получаются нежнее и им проще придать форму. Для создания острых лепестков мягкость креп-сатина – это скорее минус – заготовки при складывании придется проглаживать утюгом. Из явных минусов – при опаливании чернеет, поэтому со светлыми оттенками возникают проблемы.если зазеваться – не плавится, а горит.
Органза – хорошо плавится, не меняет цвет при опаливании. Но сыпется сильнее, чем креп-сатин и легко деформируется, так что обращаться с ней придется очень осторожно.
Капрон – имеет то же самое преимущество, что и органза – великолепно плавится. Однако, в отличие от неё, он не сыплется и совсем не деформируется. Работать с ним очень просто, но он очень жесткий, круглые лепестки из него выглядят неуклюже, но для острых он вполне подходит.
Атласные ленты – хорошо опаляются, почти не деформируются, легко нарезаются на квадратики. Жестче, чем креп-сатин, но мягче капрона. Однако с поиском нужного оттенка и, особенно, лент одного цвета, но разной ширины могут возникнуть проблемы.
2.Ножницы.
3.Клей. Для скрепления определенных частей изделия лучше всего использовать специальные клеевые палочки, потому что они предназначены для более надежного скрепления.
4.Портновский мел или карандаш. Для раскройки на ткани лучше использовать мел. Однако можно использовать карандаш или обмылок для разметки ровных квадратиков.
5.Линейка. Использовать можно любую линейку.
6.Пинцет.
7.Выжигатель. Вместо него можно использовать свечу или зажигалку. Если ткань сильно сыпется, края квадратиков можно осторожно оплавить. Имейте в виду, натуральные ткани будут гореть, а не плавиться! Опалять, если вы используете свечку, следует не на кончике огня, а ближе к его основанию – там, где пламя оранжевое, быстро пронося краешек квадратика через огонь, а в некоторых случаях -  рядом, не опуская в пламя – это зависит от самой ткани и выясняется методом проб. 
8.Картон, цветная бумага. Нужен для основы цветов.
9.Нитки. Их нужно подбирать под цвет ткани и лент.
10.Иглы и булавки.
11.Бусы, бисер и декоративные элементы). Используются для конечного оформления цветов [2, 3].
Что касается техники складывания лепестков, их существует только 2 вида: острые и круглые – всё остальное – игра воображения каждого [7].
Но не стоит забывать и о технике безопасности во время работы с тканью, свечой/зажигалкой и клеевым пистолетом.
Нам оставалось посмотреть на практике, насколько тяжела или легка техника канзаши, сколько времени уходит на создание хотя бы одного цветочка.
Как оказалось, освоить эту технику может любой желающий. Сначала возникали небольшие проблемы в работе с зажигалкой и клеевым пистолетом, но потом всё стало получаться само собой. В среднем на один цветок уходило не более получаса времени, в зависимости от сложности цветка.
В преддверии праздников, когда стали возникать мысли о подарках, мне стало интересно просчитать, что проще и дешевле подарить: настоящий живой цветок или цветок, выполненный своими руками в технике канзаши.
Самый недорогой живой цветок, купленный за деньги, в среднем стоит минимум 80-100 рублей.
Чтобы узнать затраты на изготовление одного изделия (цветка канзаши), я подсчитала, какие материалы и в каком количестве мне понадобятся.


Наименование материала
Условная цена за единицу измерения, руб.
Расход материала на изделие
Затраты на материал, руб.

1
Атласные ленты.
Ширина 5 см
(или)Ширина 2,5 см

8р. за 1 м
4р. за 1 м

2 м
2 м

16
8

2
Ножницы
45р
1 шт
-

3
Клей
12р за 1 палочку
1 шт
12

4
Карандаш

1 шт
-

5
Линейка

1 шт
-

6
Пинцет
30р
1 шт
-

7
Зажигалка
15р
1 шт
15

8
Картон
15р
1 лист (б/у)
-

9
Бисер (бусины)
1 за 1
1 шт
1

10
Нитки
10р за моток
менее 1
-

11
Игла
15 р за набор
1 шт
-

Итого:
От 36 руб.
До 50 руб.


Получается, что выполнять изделия самой не только приятно, но и выгодно.
Поэтому, показав одноклассницам технику выполнения одного из цветков канзаши, нам удалось, не потратив много средств и, в то же время, получив удовольствие, порадовать своих учителей на День Учителя и наших любимых мам на День Матери.
Виды техник «Изготовление розы из атласной ленты
С давних времен роза остается непревзойденной царицей цветов, символом красоты и величия. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Легенда о розе сообщает, что родословная этого цветка уходит в глубокую древность. В индийских мифах сообщается, что красивейшая женщина Ландшмид родилась из распустившейся розы. Хранитель вселенной увидел эту обворожительную красавицу укрывающейся в своей прелестной розовой колыбели и разбудил ее. С этой минуты Ланшмид сделалась богиней красоты, а укрывающая ее роза - символом божественной тайны и стала считаться у всех восточных народов - священной. Окутав, как дымкой, весь восток своими сказаниями, роза нашла свой приют в древнейшем Иране, поэты которой написали о ее прелести сотни томов. По словам одного из них роза была подарком самого Аллаха. К нему однажды явились, все дети флоры с просьбой назначит им нового повелителя вместо сонливого Лотоса, который, хотя и был дико красив, но забывал свои обязанности повелителя. Аллах благосклонно выслушал их, внял их просьбе и дал им правительницей белую розу с охлаждающими ее красоту острыми шипами. Как соловей увидел, эту чудную царицу цветов то был пленен ее красотой, прижал ее к своей груди. Но острые шипы, как кинжалы вонзились в его сердце, и алая кровь брызнула из его груди. Вот почему многие наружные лепестки роз и до сих пор сохраняют свой розовый оттенок.

1.3 Виды техник «Изготовление розы из атласной ленты»

Розы из лент бывают разные: маленькие и большие; как самостоятельные цветы, так и пришивные (вышивка лентами); скреплённые с помощью силиконового клея или прошитые иголкой с ниткой. Способов изготовления таких цветов из лент тоже очень много. Представляем некоторые из них.
1.Роза из отдельных лепестков – лента нарезается на полоски длиной 6 – 7 см. Желательно срезы опалить, чтобы при скручивании лепестка лента не расползалась. Один лепесток заворачивается трубочкой достаточно туго – это серединка. Вокруг серединки укладываются лепестки до полного формирования цветка.

2. Многослойная роза (Цумами) – В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Суть этой техники заключается в том, что атласные ленты разной ширины нарезаются на квадраты. Из квадратных заготовок складываются острые и круглые лепестки. Затем эти лепестки вклеиваются друг в друга, смазав кончик внутреннего лепестка клеем. Полученные таким образом многослойные лепестки собираются на нитку (рис.9). Цветок затягивается и приклеивается на основу. Последний штрих – сердцевина цветка, выполненная из круглых лепестков.
3. Складчатая роза - Такая техника используется для быстрого изготовления роз. Складывание – довольно сложная для освоения техника, но, зато, самая быстрая. Чтобы сделать розу более естественной, можно соответствующим образом обработать края: кое-где прищипнуть или развернуть ленту по нужному направлению, роза станет как живая (рис.11). Мы решили остановиться на этой технике и сделали ободок для волос в этой технике.
Рис. 11
Заключение.

Как и предполагалось, тема, затронутая нами, оказалась очень интересна как в практическом плане, так и в теоретическом.
Нарастающая популярность искусства канзаши в России обуславливает новизну и оригинальность нашего исследования.
К тому же небольшая затратность времени и материальных средств, предполагает возможность увлечения этой техникой людей любого возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, что атласная ленточка как предмет декоративно-прикладного искусства, является той волшебной нитью, которая связывает своим многообразием культурное наследие вчерашнего и сегодняшнего дня. Её функциональность, богатство цвета, доступность обуславливает оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость творчества.

Не губи ты жизнь бездельем – Занимайся рукодельем!
Шей, вяжи – не унывай,
Или гладью вышивай.
Вот иголки, нитки, пяльца,
Для проворных наших пальцев.
Ткани, ленточки, кайма – Закружилась голова!
Файлы, форум, интернет ( ой, забыла про обед!)...
То, что любим - выполняем,
Всё прилежно оформляем.
Результат – на радость нам,
Нашим близким и друзьям.
А закончена работа,
Тут уж новая забота,
Вновь поделки выбирать - В магазин всё закупать...


Список используемой литературы

Что такое Hana kanzashi? (определение).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Хана канзаши - цветы из ткани. Украшения ручной работы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Уроки канзаши и МК в картинках МК хризантема
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
История канзаши
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
История канзаши
http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сезонные канзаши
http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Схемы складывания лепестков
http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Приложение. Сезонные канзаши
Январь. Вид январских канзаши меняется из года в год, но обычно они сохраняют новогоднюю тематику. Самый популярный выбор - комбинация сосны (matsu), бамбука (take) и цветов сливы (ume). Цвета январских канзаши - зеленый, красный и белый - ассоциируются с праздниками.
Февраль. В канзаши обычно присутствуют различные оттенки темно-розового, иногда красный. Цветок февраля - слива символизирующая юную любовь и приход весны.
Март. Желтые и белые цветы рапса (nanohana), персика (momo), нарцисса (suisen) и пионов (botan). И, конечно, бабочки.
Апрель. Светло-розовые цветы вишни (sakura), бабочки и фонарики bonbori сигнализируют скорый приход, предвкушение лета. «Любование цветущей сакурой» - «Cherry Blossom Viewing» в это время года - главное культурное событие в Японии. Также, в апреле возможны канзаши состоящие только из серебряной или (иногда) золотой бабочки


Май. Фиолетовые глицинии (fuji) и синие ирисы (ayame). Ирисы символизируют окончание весны. Также, дополнительным оформлением майских канзаши могут быть маленькие серебряные бабочки. Июнь. Зеленая ива (yanagi), гвоздика или, реже, цветы гортензии (ajisai). Ива традиционно связывается с гейшей, а июнь - открывает дождливый сезон в Японии. Поэтому, ива (дерево, любящее воду) и светло-синий цвет гортензии подходят к июню как нельзя лучше. Июль. В июле канзаши поражают своим разнообразием - это круглые (uchiwa) и сложенные веера. Они относятся к фестивалю, который проходит в квартале Gion в Киото, квартале гейш. Веер – это основная деталь традиционного японского танца. Июльские веера на канзаши майко меняются каждый год. Однако в июле можно носить и более нейтральные канзаши – со стрекозами и каплями росы на траве. Август. Фиолетовая ипомея (asagao) или пампасная трава, для старших майко – серебряная или белая, а для младших – розовая или красная. Сентябрь. Японский колокольчик (kikyo). Фиолетовые тона традиционно связаны с осенью. Часто они смешиваются с другими осенними цветами: леспедецей, патринией, хризантемой, японским посконником, кудзу и гвоздикой. Октябрь. Тут правит бал любимица японцев - Хризантема (kiku). Она не даром символизирует Императорскую Семью. Обычно хризантемы в канзаши красные и белые, это сочетание символизирует расцвет осени. Ноябрь. Ноябрьская канзаши - это осенние листья. Это может быть как нейтральный желтый листик так и характерный красный лист клена. Любование кленом - осенний эквивалент весеннего любования сакурой. Гинкго и листья амбрового дерева также часто используются в ноябре. Декабрь.
Японцы готовят в это время года mochi, и частенько украшают ими деревья, создавая искуссвенные белые цветы. Удачу должны приносить канзаши изображающие mochibana (собственно маленькие шарики mochi сложенные в виде цветов) Декабрьские канзаши также включают в себя два maneki – тонких чистых листочка. Обычно майко посещают театр Minamiza и просят, чтобы их любимые актеры Кабуки собственноручно подписали манеки своими псевдонимами. Некоторые декабрьские канзаши включат в себя бамбуковые листья.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




ПРИЛОЖЕНИЕ.
Техника складывания лепестков
Острый лепесток.
Складываем квадратик пополам:
 

..и еще раз пополам:
 
 



Если у вас мягкая ткань, а лепесток хочется совсем острый, с узким краем – сложенную заготовку можно прогладить утюгом.  А потом нужно еще раз сложить пополам:
 
 




Если теперь посмотреть на сложенный квадратик со стороны диагонали – у нас получился острый лепесток:
  





Кончик лепестка «б» подрезаем и опаляем. 


Круглые лепестки.
 Складываем квадратик пополам:
  


Теперь крайние углы треугольника складываем к среднему:
 
 


Сложенный уголок можно прошить, чтобы не развалился в процессе последующих манипуляций:
 

Переверните заготовку и
сложите боковые уголки к центру:
 

Сложите пополам, так, чтобы
только что завернутые уголки
оказались внутри:
 

Расправьте лепесток, 
закрепите булавкой и капните на
заложенные уголки немного клея.
Отложите в сторону, пусть подсыхает.
Можно сбрызнуть его лаком, дабы лучше сохранил форму. Но тогда вам придется подождать, пока лак окончательно высохнет.
  
Сделав нужное количество лепестков, убедившись, что клей/лак высохли, отрежьте подшитые уголки и соберите лепестки на нитку. Украсьте, и цветок готов.
http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Техника безопасности при работе
Техника безопасности при работе с тканью:
Не подноси иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывай иглу в свою одежду
По окончании работы иглу следует вколоть в подушечку или положить в игольницу.
Работая с булавками, вкалывай их в ткань от себя.
Рабочую нить отрезай ножницами. Острые концы ножниц не подноси близко к лицу. Передавать ножницы необходимо кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями. Ножницы во время работы нужно класть со стороны рабочей руки, кольцами к себе.
Сломанные иголки и булавки, обрезки ниток, непригодный бисер, лоскутки и прочие отходы лучше складывать в специальную коробочку, а после работы выбрасывать.
Необходимо соблюдать осторожность и пересчитывать находящиеся в работе иголки и булавки до начала работы и после ее окончания.
Техника безопасности при работе с свечой/зажигалкой:
При обжигании нужно соблюдать все правила техники безопасности при работе с открытым огнём.
При работе по обжиганию синтетической ткани выделяется небольшое количество запаха и гари, поэтому рекомендуется работать не более 8 часов и детям не моложе 10-11 лет
Через каждые 30 минут нужно делать перерыв для проветривания помещения.
Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом:
При работе с клеевым пистолетом нужно соблюдать все правила техники безопасности при работе с переносными электрическими приборами.
Через каждые 30 минут нужно делать перерыв, чтобы давать аппарату охладиться (не забывать его выключать).
При попадании клея на кожу рук тщательно промыть водой.
15