РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «В пространстве текста» для 10 а класса на 2015/2016 учебный год Составитель программы: Кузнецова В.Г., учитель русского языка и литературы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Товарковская средняя общеобразовательная школа №1»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ
РАССМОТРЕНО
Руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы
МКОУ «Товарковская СОШ 1»
_________ Г.М.Самсонова

Протокол №____
от « ___» ____________20__ г.


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МКОУ «Товарковская СОШ 1»


__________ Т.В. Ошкина


« ___» ________ 20__ г.
ПРИНЯТО
Решением Педагогического совета МКОУ «Товарковская СОШ 1»
Протокол №1
от «____» _____ 20 _____ г.





«Товарковская СОШ 1»
__________ Е.А. Абрамова

Приказ № _____
от « ___» _______ 20 ____ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку «В пространстве текста»
для 10 а класса
на 2015/2016 учебный год

Составитель программы: Кузнецова В.Г.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Программа учитывает специфику КИМов, дает комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи экзаменационных заданий, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.
. Содержание программы опирается на знания, умения и навыки десятиклассников, полученные в основной школе, но предполагает углубленное изучение теоретического материала по теме курса, развитие практических навыков по написанию сочинения. Также данная программа формирует:
- лингвистическую компетенцию, определяющую знание основных сведений о языке и речи и умение применять их на практике во время работы с текстом;
- языковую компетенцию, основанную на практическом владении русским языком, знании языковых норм;
- коммуникативную, что предполагает понимание и передачу чужой речи, написание собственного сочинения
Данный курс дает учащимся возможность вести работу по орфографии, пунктуации параллельно с работой над текстом, помогая обогатить речь, развить творческие способности учащихся.
Изучение элективного курса «В пространстве текста» актуально: современный этап развития школы характеризуется тенденцией слияния обучения языка и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. Поэтому курс подготавливает учащихся к написанию сочинения – рассуждения, способствует психологической адаптации ребят на экзамене, учитывая новые условия подготовки к ЕГЭ.
Программа включает в себя:
теоретический материал;
вопросы и задания практического характера;
Поэтому изучение элективного курса по русскому языку направлено на достижение следующих целей:
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, информационных умений и навыков, навыков саморазвития;
-углубление знаний об особенностях построения текста;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять текст; составлять текст – сочинение для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
- обобщение, систематизация знаний о тексте на более высоком уровне;
- развитие интонационно выразительной речи;
- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
- проведение практических занятий на комплексный анализ текста;
- самостоятельное употребление тех или иных средств связи предложений не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;
- развитие логического и абстрактного мышления;
- умение писать сочинения по ЕГЭ.
При изучении теоретической части элективного курса, а также для решения заданий ученики работают с учебником В.Ф.Грекова, КрючковаС.Е.,ЧешкоЛ.А.Русский язык10-11классы.М.:Просвещение,2013, материалами ЕГЭ.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
- выработать умения быстро ориентироваться в тексте,
- усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
определять структурно-семантические различия текстов разных стилей и типов;
- уметь составлять свой текст;
- анализировать готовые и собственные сочинения ЕГЭ по критериям;
- успешно сдать ЕГЭ, написав сочинение .
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях построения текста.
Общая характеристика учебного курса
Современный этап развития школы характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. Элективный курс «В пространстве текста» составлен на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку. Программа включает в себя:
теоретический материал;
вопросы и задания практического характера.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробывать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.Так как в старших классах общеобразовательного уровня на изучение русского языка отводится 1час,то проводить подготовку к ЕГЭ на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Курс не замещает уроки русского языка , а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал .Занятия позволяют систематизировать полученные знания.

Место элективного курса .Согласно базисному учебному плану МКОУ «Товарковская СОШ1» отведено 35 часов для изучения элективного курса в 10 классе. Курс рассчитан на 35 учебных недель, 1 урок в неделю.

Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
-разграничивать типы текста;
- находить проблему текста, сформулировать комментарий к проблеме, выявить авторскую позицию и аргументировать собственное мнение;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- самостоятельно конструировать предложения в тексте и использовать в собственной речи;
- использовать различные средства связи для составления текста;
- уметь анализировать текст сочинения по критериям ЕГЭ;
-составлять собственный текст сочинения.
Формы контроля достижений учащихся.
Основной формой контроля достижений учащихся является написание сочинения – рассуждения по исходному тексту, выполнение упражнений во время занятий. В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание, которое выполняют в специальной тетради для элективного курса. Работы проверяются выборочно учителем. В конце элективного курса проводится итоговый зачет. Все виды работ учащихся оценивается таким образом:
-зачет;
- незачет.
Сочинение оценивается по количеству баллов по критериям написания сочинения в ЕГЭ. Оценка «зачет» выводится при выполнении большей части заданий.




Содержание учебного курса


Раздел 1 «Текст». 9 часов
Введение в курс. Что такое текст? Понятие о тексте. 1ч
Знакомство с критериями и нормативами оценки задания 25. 1ч
Способы выражения темы. Заглавие. 1ч
Начало и заключение текста . 1ч
Ключевые слова. 1ч
Практическое занятие по теме «Текст». 1ч
Основная мысль текста. 1ч
Содержание текста. 1ч
Систематизация знаний по информации текста. 1ч
Раздел 2 «Средства связи частей текста». 7 часов
Лексический повтор. 1ч
Однокоренные слова. 1ч
Местоименные слова. 1ч
Союзы и частицы – союзы. 1ч
Практическое занятие по теме «Средства связи частей текста». 2ч.
Комплексный анализ текста. Зачёт. 1ч
Раздел 3 «Типы текста». 9 часов
Особенности текстов разных типов. Повествование. 1ч
Схема анализа текста-повествования и анализ. 2ч.
Описание. Схема анализа текста описания и анализ 2 ч.
Рассуждение. Схема анализа текста. 1ч
Особенности текстов – рассуждений в художественной речи. 1ч
Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении. 1ч
Практическое занятие. Анализ текста. 1 ч
Раздел 4. «Особенность написания сочинения - рассуждения». 10 часов
Основная проблема исходного текста. 1ч
Комментарии к основной проблеме текста. 1ч
Позиция автора и способы её выражения. 1ч
Изложение собственного мнения по тексту. 1ч
Языковой анализ текста. 1ч
Художественные средства выразительности. 1ч
Практическое занятие на определение изобразительных средств в тексте. 1ч
Итоговый зачет. 1ч
Комплексный анализ текста. 1ч
Обобщение изученного за год. 1 ч
Всего 35 часов
Тематическое планирование


п/п
Тематика разделов курса
Количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть
Контрольный урок, практическое занятие
Форма контрольной работы

1
Раздел 1 «Текст». Введение в курс
9
5
3
1
Тестирование

2
Раздел 2. «Средства связи частей текста»

7
2
4
1
Зачетная работа

3
Раздел 3 «Типы текста»

9
3
5
1
Анализ текста

4
Раздел4. «Особенность написания экзаменационного сочинения »
10
3
5
2
Сочинение
Тест


Итого
35
13
17
5



Материально-техническое обеспечение учебной деятельности
Литература для учителя
Александров В. Н. и др. ЕГЭ Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста - Челябинск: Взгляд, 2014г.
В.Ф.Греков,С.Е.Крючков,Л.А.Чешко Русский язык.10-11 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений –М.:Просвещение,2013
Егораева Г. Т. Русский язык. Написание сочинения-рассуждения .Учеб.-метод. пособие-М.: «Экзамен». 2014г.
Малюшкин А.Б. «Русский язык» Комплексный анализ текста.-М.: ТЦ Сфера.2014г..
Методическое пособие, издательство «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
Литература для учащихся
В.Ф.Греков,С.Е.Крючков,Л.А.Чешко Русский язык.10-11 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений –М.:Просвещение,2013
Варианты КИМов за 2013, 2014, 2015год.
Образцы сочинений, получивших по оценке экспертов наибольшее количество баллов.
Н. А. Сенина «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2013, 2014, 2015», изд. «Легион», 2013; 2014; 2015годы
Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».
Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов».
Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания.».
Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».
Цыбулько И.П. «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания – 2015, 2016», изд. «Национальное образование», 2015, 2016г.
Учебно – методическое обеспечение
Таблицы.
Комплекты карточек.
Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы.


Мультимедийные пособия

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

Интернет - сайты:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]














15