Конспект урока по русскому языку на тему: Комплексный анализ текста


Тема урока: «Уметь учиться - это тоже искусство. А ты им владеешь?» (комплексный анализ текста Д.С.Лихачёва «Любите учиться»).
Цели урока:
Образовательная: обобщение, систематизация знаний обучающихся;
совершенствование навыков работы с текстом;
усвоение основных понятий текста обучающимися.
Дидактическая: умение анализировать прочитанное.
Учебная: решение орфографических и пунктуационных задач, комплексный анализ текста, закрепление знаний по изученному материалу.
Развивающая: создание условий для развития познавательной деятельности, формирование умений выделять главное, составлять план текста, развитие умения действовать самостоятельно.
Воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям на примере жизни и деятельности выдающегося человека современности Д.С.Лихачёва.
Тип урока: совершенствование умений и навыков работы обучающихся с текстом.
Вид урока: урок-практикум.
Технология: на диалоговой основе.
Оборудование: презентация, выставка книг Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном», «Земля родная», плакат «Русская речь».
Структура урока.
1.Позитивный настрой обучающихся на работу.
Ребята, давайте послушаем звуки за окном.
А теперь –звуки в классе.
Сконцентрируйте внимание на звуках внутри себя (биение сердца, дыхание).
2.Переход к целеполаганию урока.
Совсем недавно оторван последний летний листок. Новый учебный год- это встреча с чем-то неизведанным. Вам многому предстоит научиться. Способности не даны человеку в готовом виде от рождения и сами по себе тоже не развиваются. Только активная, напряжённая деятельность может развить обычные способности до уровня таланта.
В Древней Греции жил оратор Демосфен. Он был в детстве чахлым и болезненным ребенком, у него был неясный выговор и короткое дыхание. Но он поставил перед собой задачу – стать оратором. Требования были суровыми: он должен иметь величественный вид, громкий, но не крикливый голос, обладать мимикой, жестами. Демосфен обучался красноречию у знаменитых риторов того времени. Первое его выступление было осмеяно народом. Но он продолжал работать над собой: устроил в подземелье комнату для занятий, учился актёрской игре, укреплял голос, неясный шепелявый выговор одолевал тем, что, вкладывая в рот камешки, читал на память стихи, запоминал речи, которые ему приходилось слышать, и затем восстанавливал ход мыслей, выражая их вслух.
Труд Демосфена увенчался успехом: он завоевал славу лучшего оратора.
На примере Демосфена, ребята, мы видим, что всего можно добиться, если к чему-то упорно стремиться.
3.Сообщение цели урока.
Сегодня мы обратимся к статье «Любите учиться», автором которой является академик Д.С.Лихачёв- выдающийся специалист в области русской литературы и культуры. Дмитрий Сергеевич заботился о том, чтобы юные граждане нашей страны росли людьми, обладающими обширными знаниями и высокой культурой. Для молодых читателей он написал несколько книг, среди которых «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном».
Сегодня мы будем анализировать текст «Любите учиться», повторим изученные орфограммы и пунктограммы, определим тему и идею текста.
4.Работа с текстом.
А) Чтение текста обучающимися. Анализ орфоэпических ошибок.
Б) Анализ текста.
-Стадия «Вызов»
Ребята, выскажите своё отношение к предложенному утверждению: «Мы вступаем в век, в котором знания будут играть определяющую роль в судьбе человека»
ЛЮБИТЕ УЧИТЬСЯ.
Мы вступаем в век в котором знания будут играть опр…деляющую роль в судьбе ч…ловека. Без знаний нельзя буд…т работать. Учение – вот что нужно м…лодому ч…ловеку с самого ра(н,нн)его воз…раста. Учит…ся нужно всегда. (До)конца жизни не только учили но и учились все крупнейшие уч…ные. Самое благоприятное время для учения – мол…дость. Именно в молодост… ум ч…ловека более восприимчив.
Умейте (не)терять врем…ни на пустяки. Б..регите себядля учения для пр…обретения полезных знаний и навыков.И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую (же) скучную жизнь вы нам предл…гаете! А где же развл…чения?
Да нет(же)!Учение тяжело когда мы (не)умеем найти в нём радость.Надо любить уит…ся и развлечения выб…рать умные, которые разовьют наши способности, нужные нам в жизни.
А если (не)нравит…ся учит…ся? Значит вы (не)открыли той радости которую пр…носит пр…обретение знаний и навыков.Посмотрите, с каким удовольствием маленький р…бёнок учит…ся ходить г…ворить играть.Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. (Не)зарекайтесь: (не)люблю учит…ся! Попробуйте любить все пр…дметы. Постарайтесь в каждом предмете найти радость пр…обретения нового.
Учитесь любить учиться!
Определение темы и основной мысли текста.
-Что отражено в заглавии статьи-тема или идея ? А может и то и другое?
-Определите стиль текста. Докажите, почему вы так думаете? (Публицистический. Воздействие на сознание читателя, призывность, эмоциональность. Средства стилистического синтаксиса: риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, инверсия)
5.Групповая работа.
1 группа. Найдите ключевые слова и фразы, выпишите их в тетрадь.
2 группа. Составление плана текста.
(1.Без знаний нельзя работать.
2.Учиться нужно всегда.
3.Все занятия- на службу получения знаний.
4.Познание-высший жизненный интерес человека.)
3 группа Охарактеризуйте языковые особенности текста в 1-2 абзацах.
6.А)Объясните постановку тире в предложении
Самое благоприятное время для учения- молодость.
Б)Дайте толкование слова благоприятное.
Работа с толковым словарём С.И.Ожегова.
Благоприятный-способствующий чему - нибудь, хороший.
Благоприятные условия.
Благо-
1.Добро, благополучие.
2.То, что даёт достаток, благополучие, удовлетворяет потребность. Материальные блага. Земные блага. На благо кого-чего- в интересах, для пользы кого- чего – нибудь. Трудиться на благо Родины.
Всех благ-пожелание при прощании.
В) Назовите сложные слова с компонентом благо. (Благотворный, благополучный, благозвучный, благоразумный)
Г) Вспомните группы слов по соотношению звуковой формы и значения.
Группы слов Соотношение звуковой формы и значения слов Особенности употребления
Омонимы Одинаковые по звучанию, но разные по значению (лук для салата, лук для стрельбы) Требуют достаточного контекста, используются в каламбурах
Синонимы Разные по звучанию, близкие по значению
(оправдать, извинить) Помогают достигать точности, разнообразия,
Выразительности речи
Антонимы Разные по звучанию, противоположные по значению(свет – тьма) Помогают достигать краткости, выразительности речи

-Подберите синонимы к слову благоприятное.
(удобное, пригодное, подходящее)
-Подберите антоним к слову молодость.
-Выпишите из данного текста слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
-Найдите и выпишите из 1-2 абзацев однокоренные слова, сделайте их морфемный разбор, определите, к какой части речи они относятся.
(учение, учиться, ученые; молодость,молодому)
-Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы в тексте.
Алгоритм: последовательность действий при выборе орфограммы –буквы.
1.Нахожу орфограмму –букву.
2.Определяю, в какой морфеме она находится:
В

Приставке Корне Суффиксе Окончании
Вспоминаю и применяю Определяю, к какой части речи
правило относится слово


Вспоминаю и применяю
Правило
7.Стадия урока «Рефлексия».
-Ребята, обратите внимание на слова древнего философа Конфуция: «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания».
_-Как вы думаете, что объединяет эти слова со статьей « Любите учиться» Д.С.Лихачёва?
-Назовите пословицы и поговорки о пользе знаний, учении, речи.
-Ответьте на вопросы. Свой ответ запишите в таблице.
Что будет, если я приобрету полезные знания и навыки?
Что будет, если я не приобрету полезные знания и навыки?
Обобщение.
Ребята, я надеюсь, вы станете следовать советам Д.С.Лихачева, данным в его статье «Любите учиться». Это поможет вам стать высокообразованными, интеллигентными людьми, каким был академик Лихачёв. И запомните правило: главное в учении не столько накопление знаний, сколько превращение их в творческие информативные накопления, необходимые для вашей жизнедеятельности.
С намеченными целями по анализу текста мы справились. Давайте подведем итоги.
1.Почему статью Д.С.Лихачева мы можем считать текстом?
2.Каким призывом заканчивается текст?
3.Укажите приметы стиля данного текста.
8.Выставление и комментирование оценок.
9.Домашнее задание:
Написать сочинение- рассуждение на тему: «Согласен ли ты, что умение учиться-это искусство?»