Программа секции настольного тенниса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»




Ъ









Программа
«Настольный теннис»







Составитель: Дрежжов Сергей Юрьевич
учитель высшей квалификационной категории








Рассмотрено на заседании
педагогического совета № 4
от «27» мая 2016 года







2016год

Пояснительная записка.

Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивных секций в системе общего и дополнительного образования общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учреждений. В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года. Программа рассчитана на 3 года (204 часа) обучения детей в возрасте от 10 до 16 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры. Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе.
Основная цель данной программы – воспитание личности, умеющей думать, физически здоровой, способной в кратчайшие сроки добиваться поставленной цели, самореализующейся в условиях современного общества.

Исходя из основной цели, программа решает следующие задачи:
- содействие гармоничному физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья обучающихся;
- воспитание всех физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, выносливости;
- воспитание силы воли посредством преодоления трудностей во время тренировочного и соревновательного процесса;
- обучение технике и тактике настольного тенниса;
- развитие умения выделять главное, анализировать происходящее и вносить коррективы в свои действия, постоянно контролировать себя.

Программа предусматривает следующие этапы подготовки игрока по настольному теннису:
1 год занятий – спортивно-оздоровительный, начально-подготовительный;
2 год занятий - учебно-тренировочный, соревновательный;
3 год занятий – спортивного совершенствования, соревновательный.

На спортивно-оздоровительном этапе зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами настольного тенниса. Задача этапа – привлечение как можно большего числа детей, просмотр их индивидуальных особенностей.

На этапе начальной подготовки ведется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, а также выбор спортивной специализации и выполнение нормативов для перехода на учебно-тренировочный этап. Задача этапа – тщательное наблюдение за успешностью обучения детей.

На учебно-тренировочном этапе воспитанники осваивают специальные приемы настольного тенниса: подача, атакующие удары, игра в защите. Задача этапа – отбор наиболее способных детей для участия в соревнованиях.
На этапе спортивного совершенствования проводятся углубленные тренировки со сложными приемами настольного тенниса и дальнейшим анализом выполненных действий. Задача этапа – участие воспитанников в соревнованиях, повышение уровня мастерства, выполнение спортивных разрядов.
Специальные упражнения техники настольного тенниса для первого и второго этапов.
Набивание мяча ладонной стороной ракетки.
Набивание мяча тыльной стороной ракетки.
Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки.
Атакующие удары справа направо.
Атакующие удары слева налево.
Атакующие удары справа налево.
Атакующие удары слева направо.
Игра толчком.
Отработка техники подачи.


Специальные упражнения техники настольного тенниса для третьего и четвертого этапов.
Игра накатами по диагонали.
Игра накатами по линии.
Подача накатом.
Игра подрезками.
Игра топ-спинами.
Подача подрезками.
Игра боковыми вращениями.


Учебный план.

Общая направленность трехлетней подготовки теннисистов следующая:
- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психологических возможностей;
- планомерное прибавление вариативности приемов и широты взаимодействия с партнерами;
- переход от общеподготовительных средств к наиболее специальным;
- увеличение соревновательных упражнений в процессе подготовки.


Соотношение нагрузки и видов упражнений на разных этапах обучения.

1 год занятий
Спортивно-оздоровительный этап: общефизическая подготовка (12ч), правила игры в настольный теннис (2ч), теоретическая подготовка (10ч) базовая техника игры в настольный теннис (24ч).
Этап начальной подготовки: основы тактики (6ч), игровая практика (14ч).

2 год занятий
Учебно-тренировочный этап: специальная физическая подготовка (20ч), техника игры в настольный теннис (20ч). Индивидуальная и парная игровая практика (28ч).

3 год занятий
Этап спортивного совершенствования: специальная физическая подготовка (16ч), тактика и техника игры (16ч), игровая практика (20ч), соревновательная практика (16ч).




Тематическое планирование

1 год обучения

Тема учебного занятия
Количество часов

Теоретическая подготовка:
10

- физическая культура и спорт в России
2

- состояние и развитие настольного тенниса в России
2

- воспитание волевых качеств спортсмена
2

- профилактика травм
2

- специальные термины
2

Правила игры в настольный теннис
2

Общефизическая подготовка:
12

- упражнения на быстроту и ловкость
4

- упражнения на гибкость
2

- силовые упражнения
2

- упражнения на выносливость
4

Базовая техника игры:
24

- упражнения с ракеткой и шариком
4

- техника подачи толчком
4

- игра толчком справа и слева
4

- атакующие удары по диагонали
4

- атакующие удары по линии
4

- игра в защите
4

Основы тактики игры:
6

тактика быстрой атаки после подачи
2

тактика атаки после толчка
2

тактика атаки после подрезки
2

Игровая практика:
14

- игра с тренером
4

- выполнение подач разными ударами
2

- игра в разных направлениях
2

- игра на счет разученными ударами
2

- игра с коротких и длинных мячей
2

- групповые игры
2

Сдача нормативов
В процессе занятий

Итого
68

2 год обучения

Техника настольного тенниса:
20

- атакующие удары справа разной силы и направления
4

- атакующие удары слева разной силы и направления
4

- удары срезкой справа
2

- удары срезкой слева
2

- удары накатом справа
2

- удары накатом слева
2

- подача различными ударами
2

- прием подачи
2

Специальная физическая подготовка:
20

- упражнения на быстроту и ловкость
6

- упражнения на гибкость
4

- силовые упражнения
4

- упражнения на выносливость
6

Индивидуальная и парная игровая практика:
28

- игра толчком
6

- упражнения в парной игре
6

- отработка игры в защите
6

- переход от защиты к атаке
6

- игра с тренером
4

Сдача нормативов
В процессе занятий

Итого за год
68

3 год обучения

Специальная физическая подготовка:
16

- упражнения на быстроту и ловкость
4

- упражнения на гибкость
4

- силовые упражнения
4

- упражнения на выносливость
4

Техника игры:
8

подача срезкой
2

подача накатом
2

подача боковым вращением
2

техника приема подач разных видов
2

Тактика игры:
8

тактика быстрой атаки после подачи
2

тактика атаки после толчка
2

тактика атаки после подрезки
2

тактика атаки после наката
2

Игровая практика:
20

- игра с тренером
2

- выполнение подач разными ударами
2

- игра в разных направлениях
2

- игра на счет разученными ударами
4

- игра с коротких и длинных мячей
4

- групповые игры
2

- переход от защиты к атаке
2

- игра топ-спином
2

Соревновательная практика
16

Сдача нормативов
В процессе занятий

Итого за год
68

Итого за 3 года
204


















Литература

Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004
А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982
Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 1979
Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхнее-Волжское книжное издательство, 1990
О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000
О.В.Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М.:РГАФК, 1995










































15