Методы работы над словами с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка в V-VII классах.


Методы работы над словами с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка в V-VII классах.
Для обучения школьников умению писать слова с непроверяемыми орфограммами в методике орфографии имеются различные методы, подробное описание комплекса которых представлено в учебном пособии М. Т. Баранова. Среди них ученый отмечает следующие: послоговое орфографическое проговаривание слова; многократная запись слова; этимологический анализ слова; составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами; подбор однокоренных слов.
Остановимся на рассмотрении каждого из них подробнее.
Послоговое орфографическое проговаривание слова опирается на речедвигательную (кинестетическую) орфографическую память. Слово с непроверяемой орфограммой орфографически четко проговаривается по слогам учителем (например, ко-ри-дор), затем учащиеся хором произносят это слово несколько раз по слогам.
Многократная запись слова с непроверяемой орфограммой использует возможности моторной (пальцедвигательной) орфографической памяти.
Подбор однокоренных слов с непроверяемой орфограммой увеличивает количество усваиваемых слов.
Составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами. Определенную роль играет зрительное восприятие ряда слов с тождеством непроверяемых орфограмм, например: воробей, ворона, сорока. Этимологический анализ слов с непроверяемыми орфограммами для орфографических целей применяется только в том случае, если имеется простая понятная учащимся этимология и если этимологически исходное слово имеет ударную гласную в корне слова.
В целом работа над словом с непроверяемой орфограммой имеет многоступенчатый характер и складывается из ряда последовательных операций. Изучаемое слово записывается на классной доске и в тетрадях учащихся, в нем подчеркивается непроверяемая орфограмма, ставится знак ударения, выделяется корень. Учитель при этом ставит перед школьниками задачу запомнить выделенные орфограммы в этих словах, так как они не могут быть проверены правилами. Затем ниже делается запись слова по слогам
са-лат, вок-зал. Следующая операция – орфографическое проговаривание учителем слова по слогам. Далее учащиеся, глядя на послоговую запись изучаемого слова, хором проговаривают его несколько раз (два-три). Затем производится запись этого слова несколько раз (четыре-пять), подбираются однокоренные слова и записываются учащимися. Этимологический анализ слова, если он оказывается возможным, включается после послогового орфографического проговаривания.
Словарно-орфографическая работа. Сущность ее заключается в работе над правописанием отдельного слова. Для нее используются слова как с непроверяемыми, так и с проверяемыми орфограммами, но имеющими те или иные трудности.
Словарно-орфографическая работа реализуется в следующих формах: заучивание правописания трудных слов, подбор однокоренных слов, словарно-орфографические диктанты, письмо по памяти.
Еще одним методом и формой работы, обращение к которому весьма целесообразно при изучении слов с непроверяемыми орфограммами, является словарная работа. Здесь уместно применять такие упражнения, как поиск примеров на ту или иную непроверяемую орфограмму, продолжение примерного ряда с использованием словарного материала и т. п. Такие задания могут быть самодостаточными, а могут лишь сопровождать другое грамматическое задание.
Кроме того, с целью повышения познавательного интереса учащихся и активизации работы со словами с непроверяемыми орфограммами можно применять и различные игровые упражнения, построенные на соревновательной основе.