Урок по обществознанию НТР и обострение глобальных человеческих проблем, перспективы их решения.

Тема урока.
НТР и обострение глобальных проблем человечества.
Цели: обобщить знания об НТР и о глобальных проблемах человечества, формировать понятие о типах цивилизации, продолжить формировать навыки анализа, обобщения, поиска причинно-следственных связей, умения делать вывод; формировать научно-философское мировоззрение.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Ожидаемые результаты: в конце урока учащиеся смогут охарактеризовать причины глобальных проблем; смогут принять коллективное решение о путях выхода из кризиса; высказать свое мнение о будущем планеты.
Актуализация знаний: вспомните, что вы знаете об НТР и глобальных проблемах человечества.
Мотив: каким образом смягчить или решить глобальные проблемы.
Ход урока.
Научно-техническая революция.
- Как вы понимаете термин «научно-техническая революция»?
- Из каких компонентов она состоит?
НТР – резкое ускорение развития науки и техники, производства и потребления; увеличения совокупного научно-технического потенциала стран мирового сообщества.
-Чем отличается научно-технический прогресс от научно-технической революции?
НТП: постепенный, с первобытности, часть достижений используется до сих пор (лопата, топор)
НТР: быстрая, с 50-х годов ХХ в., изобретения и новшества быстро устаревают и заменяются качественно другими.
П. Глобальные проблемы человечества.
- Почему эти проблемы называют глобальными?
-Какие глобальные проблемы вы знаете?
Проблемы, охватывающие весь мир, земной шар, называют глобальными. Это такие: (метод «Гроздь»)
- войны и мира;
- экологическая;
- продовольственная и демографическая, т.е. в развитых странах падение рождаемости и избыток продовольствия, а в развивающихся – высокая рождаемость и нехватка продовольствия;
- сырьевая и энергетическая;
- рациональное использование вод Мирового океана и космического пространства;
- глобализация – процесс формирования взаимозависимой мировой экономики, политики, культуры.
Против глобализации борются антиглобалисты, террористы и националисты разного рода.
Ш. Пути решения глобальных проблем. (Метод «Открытый микрофон»)
- Можно ли решить глобальные проблемы с помощью НТР?
Изобретение обезвреживающих воду, воздух фильтров, биодобавок, запреты на производство наиболее вредных и загрязняющих окружающую среду продуктов и производственных процессов, поднятие уровня образования и здравоохранения, разъяснительная работа и др.
Объяснение учителя.
- Что такое цивилизация?
- Есть ли на Земном шаре цивилизации, народы, страны, которые не создают глобальных проблем или они их касаются частично?
Цивилизация – качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни групп стран, народов на определенном этапе развития со специфической технологией, культурой, моралью и ценностями (греческая, индийская, западноевропейская и др.)


Традиционная цивилизация Западноевропейская цивилизация

1.. Не утрачена связь с природой и прошлым 1.Активная, преобразующая природу
2. Вера в невозможность и ненужность деятельность человека.
изменений судьбы. 2.Развитие науки, техники, промышлен-
3. Строгая регламентация жизни, соблю- ности и сельского хозяйства.
дение традиций, ритуалов, поддерживаю- 3. Права личности, гражданское общест-
щих образ жизни. во, правовое государство.
4. Колониальные захваты и национально-
освободительные движения против
колониализма.
Обсуждение в группах и вывод группы по вопросам:
- Сохранились ли в чистом виде эти типы цивилизаций?
- Какая из этих цивилизаций гуманнее и не вызывает глобальных проблем человечества?
- Какие именно черты развития ведут к появлению проблем?
- К какому типу цивилизаций относится Украина?
- Можно ли решить глобальные проблемы, не изменив сознание, идеологию?
- Какой из этих 2 путей: материальный , с помощью новинок НТР или идеальный, с помощью изменения сознания, вам кажется более быстрым и реальным?
- Предложите способы соединения этих двух способов.
Вывод. Появятся идеи – появятся люди реформ. Начнешь реформы – найдутся люди. Начинайте с самосовершенствования, создания семьи, уютного дома, детей и появятся идеи по их защите от глобальных проблем.
Домашнее задание: составьте проект будущего Земли без глобальных проблем.
15