Урок по биологии на тему Взаимосвязь органов растений как живого организма


Урок биологии в 6 классе
Тема: Взаимосвязь органов растений как живого организма.
Цель урока: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и функций в растительном организме; подвести к пониманию того, что растение – целостный организм, являющийся биосистемой; 2) воспитывать культуру общения, коммуникативные качества в процессе группового взаимодействия; 3) способствовать формированию и развитию у учащихся самостоятельности, памяти и внимания
Тип урока: урок обобщения
Методы урока: словесный, наглядный
Оборудование: презентация по теме, карточки задания.
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Подготовка к уроку. У органов растения идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу».
Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие функции выполняю». «А мы, говорит корень, даже у маленьких растений бываем большими. Вон у свеклы, где тебя стебель и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».
«Нет ничего лучше и полезнее меня, говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!» А плод говорит: «А я…, а я?..» словом, тоже стал утверждать свое превосходство. Ребята, как вы думаете, кто из них прав? Вот сегодня на уроке мы это и обсудим.
4.Обобщение по теме. Организовывается работа в трех группах- лабораториях, группы формируются произвольно.
1 группа – предлагается загадка:
Не рыли, не бурили, а воду добыли
(корни)
Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Корень».
И вы будете обобщать информацию, о каком органе? о корне
2 группа –предлагается загадка : Вверх по стене крутой, По бетонке литой, Многоножка ползет,С собой листья везет.
(стебель)
Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения стебля»
И вы будете обобщать информацию, о каком органе? о стебле
3 группа –предлагается загадка :
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят.
( листья)
Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения листа».
И вы будете обобщать информацию, о каком органе? о листе
2.Группы получают листы- задания.
3.Работают с различными источниками информации.
III. Осуществление деятельности.
Первая группа – лаборатория «Корень»
Задание 1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».
Органы растения Функции органа Особенности строения органа Значение органа, связь с другими органами.
Корень опорная
минеральное питание
вегетативное размножение боковые корни, корневые волоски Всасывает воду и минеральные соли для всех органов
Задание 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.
Вторая группа – лаборатория «Изучения стебля»
Задание 1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».
Органы растения Функции органа Особенности строения органа Значение органа, связь с другими органами.
Стебель
проводящая
опорная
запасающая
фотосинтезирующая ( для зеленых)
луб ситовидные трубки(проводящая ткань) по ней передвигаются органические вещества;
сосуды древесины-минер. вещества;
сердцевина - запас питательных веществ а) проводит питательные вещества ко всем органам.
.
Цветок половое размножение
образование плода и семян
пестик – женский орган размножения;
тычинки – мужские органы. плоды, семенное размножение
Задание 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.
Третья группа – лаборатория «Изучения листа».
Задание 1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».
Органы растения Функции органа Особенности строения органа Значение органа, связь с другими органами.
Лист фотосинтез
газообмен
испарение воды устьица межклетники
столбчатая ткань – много хлоропластов участвует в жизненно важных процессах: фотосинтезе, дыхании, испарении воды
Задание 2. Сделайте вывод: Докажите значимость органа в жизни растения.
А как вы ребята думаете: Кто из органов, для растения самый главный? Почему? все органы растения – важны, они взаимосвязаны.
Общий вывод: В работе HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fpritok.ucoz.ru%2Fuchitel%2Fbiologiya%2Forganizm.htm&text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%206%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D0%92%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0&l10n=ru&sign=4b67791ef840cf0f6b381eea73a226d7&keyno=0" \l "YANDEX_30"   растительного организма  участвуют все HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fpritok.ucoz.ru%2Fuchitel%2Fbiologiya%2Forganizm.htm&text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%206%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D0%92%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0&l10n=ru&sign=4b67791ef840cf0f6b381eea73a226d7&keyno=0" \l "YANDEX_31"  органы  взаимосвязано. В листьях образуются органические вещества, они необходимы для питания всех HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fpritok.ucoz.ru%2Fuchitel%2Fbiologiya%2Forganizm.htm&text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%206%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D0%92%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0&l10n=ru&sign=4b67791ef840cf0f6b381eea73a226d7&keyno=0" \l "YANDEX_32"  органов , поэтому стебель обеспечивает передвижение питательных веществ к корню, а из корня вода и минеральные вещества поступают в листья тоже через стебель. Если разрушить стебель – транспорт прекратится. Это пример HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fpritok.ucoz.ru%2Fuchitel%2Fbiologiya%2Forganizm.htm&text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%206%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D0%92%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0&l10n=ru&sign=4b67791ef840cf0f6b381eea73a226d7&keyno=0" \l "YANDEX_33"  взаимосвязи  HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fpritok.ucoz.ru%2Fuchitel%2Fbiologiya%2Forganizm.htm&text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%206%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D0%92%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0&l10n=ru&sign=4b67791ef840cf0f6b381eea73a226d7&keyno=0" \l "YANDEX_34"  органов  в HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fpritok.ucoz.ru%2Fuchitel%2Fbiologiya%2Forganizm.htm&text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%206%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D0%92%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0&l10n=ru&sign=4b67791ef840cf0f6b381eea73a226d7&keyno=0" \l "YANDEX_35"  растении . Поэтому повреждение любой части организма ( корня, стебля, листа) может стать причиной гибели растения.
О чем говорили в начале урока? Организм растения – единое целое? Что мы делали сегодня на уроке? С какой целью? Каков результат нашей деятельности?
Итак, сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали знания об органах растений, установили взаимосвязи органов и доказали, что организм растения - единое целое.
5.Домашнее задание. Повторить корень, лист, стебель, цветок.