Диагностика особенностей эмоциональной отзывчивости к музыке

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ К МУЗЫКЕ
В ПРОЦЕССЕ ЕЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Задачи диагностики:
1. Изучить своеобразие эмоциональных переживаний старших дошкольников в ходе слушания музыки.
2. Изучить особенности понимания детьми музыкального образа прослушанного музыкального произведения.
3. Изучить особенности реагирования детей на музыку.
Для первого направления диагностики используются следующие методы: тест-игра, наблюдение за детьми в процессе восприятия музыкальных произведений, беседа о прослушанной музыке, диагностические игровые ситуации.
Тест-игра «Танцы осенних листьев»
(методика Н. Г. Куприной)
При организации тест-игры учитываются:
специфические возможности исполнительской музыкально-художественной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста;
уровень развития умений художественно-исполнительской деятельности старших дошкольников (двигательные способности, импровизационные способности, физические качества ребенка, умения рисовать и др.);
параметры музыкально-слуховых представлений старших дошкольников, то есть средства музыкальной выразительности, которые ребенок этого возраста способен воспринять на слух;

Игровые методы и приемы в диагностике содействуют активному вовлечению детей в процесс слушания музыки и более яркому проявлению эмоциональной отзывчивости на нее.
Предлагаемая диагностика проводится в условиях серии занятий, объединенных единой тематикой. Тест представляет собой игровое действо с разнообразными формами деятельности детей. Педагог выступает в этой игре в качестве ведущего режиссера. Предваряют проведение тест-игры: прогулки детей по осеннему парку, наблюдения за осенней природой, беседы воспитателя о разных поэтических образах осени: золотой, пышной, багряной, сказочно красивой; тихой, печальной, с туманом, тусклым солнечным светом; дождливой, унылой, голой, грязной, скучной и т.д. Детям можно прочитать стихи об осени (А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, И. Бунина, А.Толстого, А. Плещеева и др.), рассмотреть иллюстрации в книгах.
Диагностическое задание «Двигательная импровизация под музыку»
Музыкальный ряд: Ф.Шопен. Этюд фа минор, соч. 25.
Краткая аннотация. Этюд произведение, созданное на основе одного пианистического приема, проходящего по принципу повторяемости через всю пьесу. Виртуозное овладение определенным приемом является педагогической задачей этого жанра. В этюдах Ф. Шопена каждый технический оборот становится носителем яркой и неповторимой художественной идеи, а принцип повторяемости исчерпывающим выражением одного состояния.
Этюд фа минор не имеет программного названия, однако виртуозное кружение, россыпь мелких длительностей в высоком регистре может вызвать ассоциации с трепещущими от легкого дуновения ветра золотыми, звенящими, сверкающими на солнце листьями и нарисовать в воображении ребенка картину золотой осени с ее блистающей красотой. «Осенним» этот этюд делает минорный лад и особенно последняя, завершающая музыкальная фраза, исполненная вопроса-ожидания.
Описание задания. Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включиться в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые будут у них в руках и которые смогут украсить их танец. Эти
предметы воспитатель заранее раскладывает на стульях, стоящих вдоль стен зала. Это могут быть лоскутки материи и полоски бумаги разных размеров, небольшие камешки, шишки, палочки. Выбор ребенком предмета для танца войдет в оценку выполнения задания. Высокой оценке будет соответствовать выбор ярких, легких и средних по размеру лоскутков и полосок бумаги, с помощью которых можно имитировать в движениях трепещущие на ветру листья. На протяжении импровизированного танца дети могут менять предметы, постепенно подбирая к музыке и соответствующие движения, и соответствующие предметы.
После завершения звучания музыки педагог предлагает повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, придумывая движения. Стоящие в кругу копируют движения ведущих. Педагог, принимающий участие в игре наравне со всеми, отслеживает и запоминает действия детей, чтобы после занятия описать их, проанализировать и дать им оценку.
Диагностическое задание
«Темброво-шумовой аккомпанемент»
Музыкальный ряд: N. Vanaelis «La petite fille de la mer» (композиция используется в качестве музыкальной заставки к телевизионной передаче «Женский взгляд» Оксаны Пушкиной).
Краткая аннотация. Медленный темп этой популярной современной композиции, долгие выдержанные звуки, вибрирующие тембры электронных инструментов создают в воображении образ тишины, осеннего парка с голыми стволами деревьев. Мелодические фразы, начинающиеся с долгого звенящего звука, завершаются мягкими, кружащимися, нисходящими линиями, напоминая о падающих листьях.
Описание задания. Педагог раскладывает на столе различные инструменты, среди которых маракасы, колокольчики, треугольники, барабаны, бубны, а также самодельные инструменты и звучащие предметы (жестяные баночки с крупой, связки пуговиц, стеклянные стаканчики, металлические крышечки, палочки для игры на них и т. п.). Педагог дает детям возможность поиграть с каждым инструментом и предметом, попробовать их звучание, а затем предлагает сравнить звуки инструментов и звучащих предметов со звуками осеннего парка, придумать соответствующие аналогии. Например, звучание маракасов шелест листьев на деревьях, удар палочкой по стеклянному стаканчику капли дождя, звуки барабанов и удары металлических крышечек друг о друга гром и т. д.
Далее педагог предлагает ребенку выбрать по два инструмента: один для озвучивания тихой, ясной погоды, а другой для бурной, ветреной, дождливой. После этого включается запись музыкального произведения, которому дети аккомпанируют на выбранном инструменте: извлекают звуки с частотой и громкостью, которые считают нужными.
Напомним, что в оценку этого задания входит не только удачно выбранный для аккомпанемента инструмент, но и качество эмоционально-ритмической подстройки к звучащей музыке.
Диагностическое задание «Двигательная импровизация»
Музыкальный ряд: N. Vanaelis «La petite fille de la mer»
Описание задания. Дети делятся на две команды «Деревья» и «Листочки».
«Деревья» встают в произвольном порядке в разных точках зала на большом расстоянии друг от друга. В руках у них инструменты для аккомпанемента, уже выбранные ими в предыдущей игре. У «листочков» завязаны глаза (яркими разноцветными лоскутками, символизирующими осенние листья), и каждый из них стоит рядом со своим «деревом», С началом звучания музыки «дерево» начинает издавать звуки на своем инструменте, а «листочек» кружится в медленном танце вокруг него или рядом. «Листочек» должен ориентирова
·ться на звуки своего «дерева», чтобы не заблудиться. При повторе игры дети меняются ролями.
Прием завязывания глаз во время исполнения двигательной импровизации приводит к обострению у детей внимания к музыке, эмоционального чувствования в нее. Кроме того, дети лишаются возможности копировать друг друга в движениях и действуют более самостоятельно, что позволяет педагогу объективнее оценивать их способности.
Диагностическое задание «„Рисование" музыки»
Музыкальный ряд: N. Vanaelis «La petite fille de la mer»
Описание задание. Дети «рисуют» звучащую музыку, самостоятельно выбирая сюжет, цветовую гамму и материал для рисования. Задание оценивается в соответствии с предложенной схемой.
После выполнения задания все детские рисунки оформляются в виде выставки. Педагог проводит обсуждение рисунков вместе с детьми, находя слова поощрения для каждого. Высказывания детей по поводу своих работ и работ сверстников также учитываются педагогом при оценивании результатов.
Анализ результатов выполнения детьми диагностических заданий производится в соответствии с таблицей.

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Задачи диагностики:
1. Изучить особенности проявления интереса к музыке у детей
2. Выявить особенности музыкального развития детей.
1 направление диагностики: изучить особенности проявления интереса к музыке у детей.
Наблюдение за детьми в экспериментальных ситуациях
Ход диагностики. Выявление особенностей реагирования на музыку у детей в следующих ситуациях.
Ситуация 1. Звучание музыки во время свободной деятельности детей (любая популярная детская песня).
Ситуация 2. Звучание музыки во время свободной деятельности детей (фрагмент классического произведения, например А. Вивальди «Времена года. Весна»).
Ситуация 3. Звучание музыки во время свободной деятельности детей (любая популярная современная музыка).
Ситуация 4. Внесение в музыкальный уголок нового, но знакомого музыкального инструмента, например дудочки.
Ситуация 5. Внесение в музыкальный уголок нового, незнакомого музыкального инструмента, например трещотка.
Ситуация 6. Игра воспитателя на музыкальном инструменте.
Ситуация 7. Пение воспитателем знакомой детской песни.
Ситуация 8. Проблемно-игровая ситуация: «В гости пришла кукла Таня. Она хочет, чтобы мы устроили ей музыкальный концерт. Что будем делать; петь, танцевать или играть на дудочке? А может быть, послушаем музыку?»
Ситуация 9. Одеваемся на прогулку под музыку.
Ситуация 10. Собираемся ко сну под музыку.
Критерии наблюдения за детьми во время организации диагностических ситуаций: избирательность, предпочтение вида музыкальной деятельности; сила и устойчивость эмоциональной реакции на музыку.







Директор МОУ «НОШ № 238» Кулешова И.А.



Характеристика уровней эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста

Форма музыкально-игровой деятельности
Уровень эмоциональной отзывчивости на музыку


Высокий
Средний
Низкий

Двигательная импровизация под музыку


Соответствие характеру музыкального произведения выбранных ребенком танцевальных дви жений (подскоки, характерные шага, плавное - кружение и т.д.). Адекватность передачи в жестах акцентов, пауз, ярких интонационных оборотов. Уместность мимических и вокально- речевых реакций ребенка. Увлеченность музы-
- кой и оригинальность
придуманных игровых сюжетов в рамках музы- калькой композиции
выбора типа движений под музыку (копирование других детей), невыразительность и недостаточность отражения в жестах особенностей му зыкальной формы. Сдержанность или отсутствие мимических и вокально-речевых реакций. Отсутствие иници- ативы и оригинальности в придумывании игровых сюжетов



Движения, безотносительные к характеру му- зыкального произведения (топтание на месте. перебежки из одного конца зала в другой и т.п.). Отсутствие у ребенка интереса к деталям драматургии произведения. Эпизодичность внимания к звучащей музыке и переключение
на занятия своими дела ми. Неуместность мимических и вокально-речевых реакций

«Рисование» музыки


Исполъзование в рисунке соответствующих характеру музыки холодных или теплых тонов, ярких, насыщенных или
приглушенных оттенков цвета. Передача эмоцио- нального содержания музыки через адекватную выразительность
линий (плавные, мягкие или угловатые, резко очерченные и т.д.), создание композиции, соответствующей музыкальному образу. Увлеченность заданием, наличие словесных пояс- нений к рисунку
Соответствие характеру
звучания выбранной ребенком холодной или
теплой цветовой гаммы,
но при этом однообразие, невыразительность
оттенков цветов и их комбинаций. Невыразительность линий рисунка (вялость или наоборот прямолинейность), стандартность, неоригинальность сюжета и компо-
зиции в целом. Аккуратность, старательность, но
отсутствие эмоциональной увлеченности при
выполнении рисунка







Тем бровошумовой аккомпанемент

Соответствие заданному эмоциональному состоянию найденных ребенком звуковых «красок-образов в интонациях голоса, в тембрах детских инструментов, в шумовых эффектах окружающих предметов. Естественность, гиб-
кость эмоционально-ритмической подстройки при темброво-шумо-
вом аккомпанировании
музыкальному звучанию. Четкое попадание в мет-
роритмическую сетку,
адекватное реагирование
на паузы и акценты, на изменение темпа и динамики звучания

Несамостоятельность о выборе инструментов и шумовых эффектов для
воплощения заданных эмоциональных состояний, отсутствие творческого подхода к подбору звуков- «красок», но при этом выраженный интерес к звукокрасочным и
шумовым эффектам, возникающим в играх со звуками. Затруднения в
процессе аккомпаниро-
вания музыке: нечеткость выделения пауз,
акцентов и сильных долей, рассеянность вни-
мания и недостаточная быстрота реакции на изменение темпа и динамики звучания

Произвольный выбор инструмента для игры, не соотносящийся с за-
данным эмоциональным состоянием. Желание создать как можно больше шума с помощью инструмента или, наоборот, боязнь, нежелание извлекать звуки, отсутствие интереса к звуко-творчеству. Трудности в эмоционально -ритмической подстройке к зву-
чащей музыке: попадание не в такт, невнимание к паузам, акцентам,
отсутствие реакции на
изменения темпа и динамики звучания




































































Директор МОУ «НОШ № 238» Кулешова И.А.

















15