Лингвистический анализ отрывка из текста А.С. Пушкина Дубровский


«Между тем Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостью стараясь заглушать душевную скорбь. Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью. Владимир остановился, сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество. Будущее для него являлось покрытыми грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки: в таком случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев и живо представлявшего ему верное подобие жизни - подобие столь обыкновенное. Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома.» А.С.Пушкин «Дубровский»
План лингвистического анализа текста
1 этап работы: 1.Определить тему текста/отметить ключевые слова, объяснить их выбор и значение/2.Определить авторскую задачу текста/идейно – эмоциональная оценка, ее развитие/3.Сформулировать основную мысль текста, озаглавить текст4.Определить стиль текста, кратко охарактеризовать его особенности 5.Проанализировать композицию текста, объяснить ,какие особенности построения текста соответствуют авторской задаче6.Какие использованы типы речи7.Каковы средства связи между предложениями и частями текста/лексические и грамматические/8.Какие пространственные и временные планы можно выделить в тексте и с помощью каких средств они выражены9.Каким образом в тексте отражаете присутствие говорящего и его состояние
2 этап работы:
10.Проанализировать язык текста:- на лексическом уровне/использование средств художественной выразительности/ - на морфологическом уровне- на морфемном уровне- на синтаксическом уровне- на фонетическом уровне
При анализе поэтического текста указать размер, особенности рифмы ,вид строфы
Данный текст/отрывок из романа «Дубровский»/принадлежит перу великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. Темой этого отрывка является описание состояния Владимира Дубровского после смерти отца и известие о передаче имения Дубровских Троекурову. Главный герой отрывка и романа в целом – Владимир - хочет уехать ото всех, забыть все происходящее, как страшный сон. Именно по этой причине Владимир бежит, не разбирая дороги, в незнакомый лес. С темой и основной мыслью связаны и ключевые слова:
«Вражда» - это чувство побуждает главного героя идти в никуда, в какую-то чащу. Он не может забыть вражду с Троекуровым, хотя и пытается. Владимиру не дают покоя собственные мысли , которые"одна мрачней другой теснились в душе его".
«Одиночество» - Владимир считает, что он остался один, бед друзей, что впереди лишь мрачное будущее. Его окружает лес, болото, вокруг Владимира ни души. Одиночество давит на него, он не знает, кому выговориться ,высказать все, что есть на душе.
«Ручей» - в данном тексте ручей символизирует жизнь. Главный герой это осознает Течение ручья - течение жизни, а поблеклые листья - это люди, которых течение жизни уносит, и они не могут вернуться назад. Владимир понимает, что вернуть прошлое нельзя, но он также понимает, что он не должен отдаться во власть судьбы, что он должен бороться за свою жизнь и счастье.
Автор в этом тексте эмоционально воздействует на читателя через созданные им образы и системы образов, таких как «непроходимая чаща», будущее, покрытое грозовыми тучами», неторопливое течение ручья. Через эти образы автор показывает нам те мысли и чувства, которые преследовали Владимира, его эмоциональное состояние, внутренний мир. Может быть, автор хотел предложить читателю посочувствовать главному герою, рассказать нам об его горе. Автор здесь показывает нам две параллели: будущее и настоящее, при этом оговаривая, что Владимир боится именно будущего.
Исходя их этого, я бы озаглавила этот текст «Страх перед будущем». Автор здесь показывает нам, насколько мрачным представлялось герою будущее. Мысль о том, что человеку нельзя избежать своей судьбы, нельзя уйти от будущего, является основной идеей текста. Эту мысль подтверждает также течение ручья, олицетворяющее течение жизни. Может, автор хотел сказать, что не знаем его. Так и Владимир, думая, что он останется без имения, представлял будущее таким мрачным, и поэтому хотел убежать от него.
Так как в тексте созданы образы, а есть эмоциональная лексика/душевная скорбь, грозные тучи и т.д. /конкретность изложения/речь идет о конкретном случае из жизни конкретного человека, то можно заключить, что стиль текста- художественный. С помощью разнообразных средств художественной выразительности автор рисует нам картину действия в мельчайших подробностях, с различными оттенками чувств и эмоций .За счет экспрессивной лексики текст приобретает яркую, эмоциональную окраску .Автор через художественные образы доносит до нас все то, что он хотел сказать доступно и понятно. Например, характеризуя будущее в мыслях Владимира, автор говорит: "Будущее для него являлось покрытыми грозными тучами".Читатель четко видит эту картину и ярко воспринимает образы в ней.
В какой же последовательности автор повествует о происходящем?
При анализе можно выделить следующие микротемы :
1.Путь в никуда.
2.Мысли Владимира.
3.Ручей-подобие жизни.
4.Дорога домой.
Этому плану соответствует цитатный план текста:
1. «Между тем Владимир углублялся в чащу деревьев, движением и усталостью пытаясь заглушить душевную скорбь…Он шел, не разбирая дороги...»
2."Владимир остановился, сел на холодный дерн, и мысль одна другой мрачнее теснились в душе его..."
3."Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни..."
4."Он встал и пошел искать дороги домой..."
Схема же строение выглядите так: повествования !1/ с элементами рассуждения
!2/ !3/ !4/ !
Весь текст представляем собой повествование, лишь во 2-ой части есть элементы рассуждения - размышления, в этой части главный герой размышляет о будущем, о своей судьбе. При этом его мысли отражены через восприятие автора. Автор уже «от себя" передает ход мыслей Владимира.
Возвращаясь к плану текста, нужно заметить, что для связи частей этого текста автор использует цепной вид связи. Здесь можно выделить как лексические, так и грамматические средства связи.
Из грамматических средств связи можно выделить местоимения 3-го лица ед.ч. Например; "Между тем Владимир углублялся в чащу... Он шел не разбирая дороги".Или:"Наконец достигнул он маленькой лощины...Владимир остановился".Эти местоимения также помогают избежать повторов. Кроме того ,эти местоимения соединяют смысловые части текста . Из лексических средств выделяются: лексический повтор /»…сучья поминутно задевали и царапали, его нога поминутно вязла в болоте/, текстовые синонимы/…он встал и пошел искать дороги домой …Пока не попал на тропинку, которая привела его прямо к воротам его дома», чаща деревьев – лес и т.д./. Все средства связи помогают создать автору целостную картину происходящего, показать мельчайшие детали в совокупности, взаимодействии. .
Исходя из того, что данный текст – отрывок, можно предположить, что завязка действия произошла раньше. В отрывке нам дается лишь развитие действия, хотя и здесь можно выделить своеобразную заявку /»Когда Владимир шел сквозь чащу»/, развитие, кульминацию / размышление главного героя/ , развязку/ Владимир успокаивается у ручья/.Говоря о времени действия, необходимо отметить ,что здесь основной временной пласт – прошлое . Кроме того, здесь можно определить век, в котором происходит действие. Из употребления устаревшей лексики/бедное его достояние, усталостью вместо современного усталостью, »искать дороги домой»- вместо современного дорогу/ видно, что время действия – это начало 19-го века. Автор говорит о действии как о прошлом. Это выражается в употреблении глаголов прошедшего времени /углублялся, шел, задевали, чувствовал и т.д./ для того, чтобы придать законченность действию, автор использует глаголы совершенного вида/ достигнул, остановился, заметил/, а для придания длительности, повторения глаголы несов. вида/ углублялся, сидел и т.д./. Кроме прошедшего времени мы »видим» и будущее Владимира. Оно»являлось покрытыми грозными тучами». Далее следует предложения : »Вражда с Троекуровым предвещала …», которое также подчеркивает мрачную будущность ситуации.
Пространственные пласты в этом отрывке выражены основными существительными, которые показывают нам место, среду, где разворачиваются действие, и предметы в ней/чаща, лощина, ручей- обозначение места,/деревья, тучи, мысли – «предметы»/.С помощью существительных мы можем реально»побывать» на месте действия,»увидеть» те предметы и то место, которое видел главный герой и автор. Говоря о пространственных пластах, необходимо отметить, что их несколько: »чаща дерев», «лощина, со всех сторон окруженная лесом», «тропинка», »ворота его/Владимира/дома». Основное место занимает 2-ой пласт, автор конкретно описывает его и ручей, текущий в лощине. Автор также через описание природы приобретает спокойную, неторопливую окраску, совсем как течение ручья. Если вначале мы видим быстро сменяющие друг друга действия, то в конце – все приобретает спокойствие , умиротворенность.
Позицией автора в данном тексте является «стороннее наблюдение» за действиями героя. Автор повествует нам о всех событиях, происходящих с героем, описывает место действия, предметы в нем. Он также комментирует действия Владимира, дает им свою сочувственную оценку. Благодаря такой схеме строения, читатель видит все происходящее как бы »со стороны»,что помогает ему объективно рассудить действия Владимира. Автор здесь размышляет над судьбой главного героя: »Бедное достояние его могло отойти от него в чужие руки- в таком случае нищета ожидала его», он показывает мысли, чувства Владимира уже через свое восприятие.