Презентация по русскому языку Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества читательской грамотности школьников на примере конструирования заданий по тексту из отрывка рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»


Тема проекта: Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества читательской грамотности школьников на примере конструирования заданий по тексту из отрывка рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»Выполнила: АМ. Исламова учитель средней школы Билала Назыма г. Жаркент Для развития читательских умений и навыков школьников необходимо использовать приёмы критического мышления как основные стратегии формирования функциональной грамотностиАктуальность проекта: Ожидаемые результаты:У учащихся развивается мыслительная деятельность, умение анализировать, сопоставлять полученную информацию с сегодняшним днём, появляется творческий подход к работе по тексту Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, до верху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих. - Так ты кусаться, окаянная! – слышит вдруг Очумелов, - Ребята, не пускай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А… а! Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичурина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится и, подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа. (Из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон») Хамелеон Приём «Ассоциация»Цель: помочь предположить учащимся о чём пойдёт речь, дать мотивацию для размышления.*Прочитайте текст. Обратите внимание на заголовок отрывка из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон».*Поясните значение слова «хамелеон».Работа со словарём.Хамелеон – ящерица, которая меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды.Переносное значение. Хамелеон – это человек, который меняет своё мнение в зависимости от окружающей обстановки.*Как вы думаете, о каком герое пойдёт речь?Приём «Мозговой штурм»Цель: развитие творческого типа мышленияПо каким качествам характера можно определить человека-хамелеона?Вызов Приём «Ключевые слова»Цель: использовать свои предыдущие знания*Определите лексическое значение слова «шинель». / -Шинель – это форменное пальто, подчёркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина./*Как вы думаете, чем служит шинель для Очумелова? *Как вы понимаете слово «конфискованный»? /-конфискованный – отобранный/*«Узелок» и «конфискованный крыжовник», что означают эти детали? /-Вседозволенность. Скорее всего, в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку. /-Крыжовник – мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!/Осмысление «Узелок» жадность «конфискованный крыжовник» мелочность собрали «дань» отобрали жажда наживы ощущение себя хозяином символ власти «Шинель» Символ вседозволенности влияние на другихПриём «Кластер»Цель: систематизировать полученные знанияО чём свидетельствуют художественные детали в данном отрывке? Приём «Прогнозирование»Цель работы: учатся сравнивать ситуацию, брать себе на заметку, извлекать урок.*Как вы думаете, как себя поведёт дальше Очумелов?*Встречаются ли такие люди в нашей реальной жизни?*Можно ли им доверять?*Такие хамелеоны могут заслужить уважения в обществе?Рефлексия Цель работы: помочь подытожить свои знания по теме в оригинальной форме.Напишите, что можете сказать о герое из прочитанного отрывка следующим образом: 1. Одно существительное 2. Два прилагательных 3. Три глагола 4. Одно предложение или выражение, раскрывающее смысл. 5. Один синоним к написанному существительному Приём «Синквейн» 1.Очумелов2.Услужливый, трусливый3.Меняется, боится, терпит4.Жадность и угодливость губят человека.5.Он – хамелеон.Д могут самостоятельно добывать информацию по текстуВыводы: при использовании активных стратегий рассуждают по теме и обучают друг другаучатся критическому мышлениюизвлекать полезное для себяанализировать, делать выводы по прочитанномуучащиеся 1.Актуальные проблемы методики обучения чтениюПод ред. М.С. Васильевой, М.И. ОмороковойМ. Просвещение, 1998 г.2.И. Загашев. Умение задавать вопросы.Перемена, 2001 г. 3. И. Загашев. Учим детей мыслить критически.СПб.: «Альянс «Дельта», 2003г. 4. И.Загашев. Как решить любую проблему.СПб «Школа мастера», 2001 г.Используемая литература: