Комплексный анализ текста на примере письма Д.Лихачева Про зависть (11 класс)


Урок развития речи в 11 классе
Комплексный анализ текста
на примере письма Д. С. Лихачева «Про зависть»
Цели урока:
формирование коммуникативной и речевой компетенции старшеклассников, мобилизация теоретических знаний по русскому языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.
Задачи:
формировать навыки комплексного анализа текста;
обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
способность быстро переключаться с одного задания на другое;
формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ЕНТ по русскому языку;
объективно оценивать результаты собственной работы и ответы товарищей.
Тип урока:
урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Оборудование: тексты для анализа, презентация, оценочный лист, памятки с видами разборов, алгоритм оценивания.
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
Самая главная задача на данном этапе обучения – хорошо подготовиться к сдаче ЕНТ по русскому языку.
Какие умения помогут это сделать? Орфографическая и пунктуационная грамотность, знание теории, умение анализировать, сравнивать. Сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста. Комплексный анализ текста включает в себя следующие этапы:
восприятие (выразительное чтение, определение темы, основной мысли, типа и стиля речи, смысла заголовка);
анализ языковых единиц;
правописание.
Мотивация и актуализация
Зависть…
О чем заставляет задуматься это слово?
Какие мысли вам приходят в голову?
Поделитесь со всеми.
Не завидуй тому, кто силен и богат,
За рассветом всегда наступает закат,
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.
Омар Хайям
Работа с текстом: тексты распечатаны для каждого ученика
Письмо Д. С. Лихачева «Про зависть»
Сегодня нам предстоит познакомиться с письмом для молодого поколения Д.С. Лихачева « Про зависть» и проанализировать его.
Вы знаете кто такой Дмитрий Сергеевич Лихачёв?
Слайд о Лихачеве
Откройте рабочие карты, напишите тему урока:
Комплексный анализ письма Д. С. Лихачева «Про зависть».
Д. С. Лихачев « Про зависть»
1) Если тяж_ловес ставит новый мировой р_кор_ в поднятии_ тяж_стей вы ему завиду_те? (2) А если гимнас( )ка? (3) А если р_кордсмен по пры_кам с вышки в воду?
(4) Начните пер_ ч_слять все что вы зна_те и ч_му можно (по)завидовать вы замет_те что чем ближе к вашей работе сп_циальности жизн_ тем сильнее близ_сть зависти. (5) Это как в игре хол_дно т_пло еще т_плее горяч_ обж_гся!
(6) На п_следнем слове вы нашли с завяза(н,нн)ыми глазами спрята(н,нн)ую другими игр_ками вещ_. (7) Вот то (же) и с зав_стью. (8) Чем ближе д_стижение другого к вашей сп_циальности к вашим интересам тем больше возр_ста_т обж_гающая опас( )ность зав_сти.
(9) Ужас( )ное чу( )ство от к_ торого страда_ т прежде всего тот кто завиду_т.
(10) Теперь вы п_ймете как избавит( )ся от крайне б_лезне(н,нн)ого чу( )ства зависти разв_вайте в себе собстве(н,нн)ые инд_видуальные скло(н,нн)_сти, собстве(н,нн)ую н_повторимость в окружающ_м вас мире буд( )те самим собой и вы н_когда (не) будете завид_вать.
(11) Зависть разв_вает( )ся прежде всего там где вы сами с_бе чуж_й.
(12) Зависть разв_вает( )ся прежде всего там где вы (не) _тличаете с_бя от других.
(13) Завиду_те значит (не) нашли с_бя.
Ключ
Д. С. Лихачев «Про зависть»
1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете?(2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
(4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре - холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами спрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.
(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой.
(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.
(13) Завидуете – значит не нашли себя.
Задания к тексту в рабочей карте ученика (ответы записывают в карту).
А) стилистический анализ
Работа в группе и индивидуально в своих картах
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
1) Какова тема этого текста?
Тема указана в заглавии, причем Лихачев использует разговорную предложную форму про (что?) - про зависть.
2) Что волнует автора, какова проблематика этого текста?
1. Почему всегда существует опасная близость зависти?
2. Можно ли избежать зависти, есть ли средство от этого ужасного чувства?
3. Когда чувство зависти овладевает человеком?
3) Какова основная мысль этого текста?
Главная мысль выражена в побуждении к действию, в призыве: развивайте свои способности, будьте самим собой, знайте о собственной неповторимости
4) К чему призывает нас Лихачев в этом письме?
Человек, познай самого себя,- вот к чему призывает нас Лихачев. Если нас беспокоят достижения окружающих, вызывая болезненную реакцию, надо задуматься, что я сделал для развития собственных способностей, как я реализую те таланты, которые дарованы мне, верю ли я в себя, могу ли свободно и независимо сотрудничать с успешными людьми, чтобы не стать себе самому чужим.
5) Определите стиль речи:
Публицистический стиль
6) Перечислите основные черты и языковые средства публицистического стиля
конкретность, логичность эмоциональность, общедоступность
языковые средства: книжные и разговорные слова, однородные предложения, параллельный способ связи, побудительные, вопросительные предложения, прямые обращения к собеседнику.
7) Какие приемы построения текста использует Лихачев? (запись в рабочих картах – номера предложений, если нет ответа прочерк)
Приемы
построения текста Ответы
№ предложения или слова
Вопросительные и побудительные предложения №1,2,3,5.
Совмещение книжных и разговорных слов Повторы зависть - 6 раз, завидовать - 5 раз.
Прямые обращения к собеседнику №1, 4, 10.
Параллельный способ связи предложений между собой №11, 12
Использование предложений с однородными членами № 4, 5, 8, 10.
8) Как называется такой прием (Зависть развивается….. Зависть развивается….)
Анафора - это повтор слов в начале строк.
9) Тип речи письма?
Рассуждение
в роли вступления работает цепочка риторических вопросов, таким образом, автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса, далее автор четко ставит задачу, побуждает к действию, даёт конкретный совет, рекомендации, своеобразный рецепт «как жить».
Проверка выполненной работы в группе
Чья группа раньше закончит, та и отвечает.
Б) Грамматический анализ текста
Индивидуальная работа в карте
1. Вставьте пропущенные буквы и запятые (работаем прямо на листочках)
Взаимопроверка: текст на доске (оценки в оценочный лист)
2. Выполните синтаксический разбор предложения №9
Ужас( )ное чу( )ство от к_ торого страда_ т прежде всего тот кто завиду_т.
3.Произведите морфологический разбор слов:
с завяза(н,нн)ыми (глазами)
разв_вает( )ся
(новый мировой) р_кор_
4.Произведите морфологический разбор слов:
Что (из предложения №4)
Не (нашли с_бя)
От (которого)
5. Произведите морфемный разбор слов:
завяза(н,нн)ымив окружающ_м
горяч_
игр_ками
тяж_ловес
6. Сделайте фонетический разбор слов:
зна_те
чу( )ство
разв_вает( )ся
с_бя.
Взаимопроверка группами: по ученику от одной группы в каждую, проверяет, ставит оценки в оценочный лист.
Итог урока – выставление оценок из оценочного листа
Подарок от групп - памятки с различными видами разборов.
Домашнее задание: написать сочинение - рассуждение по данному тексту в рабочей тетради.

ПриложениеКритерии оценивания
Отметка Число ошибок
(орфографических и пунктуационных)
«5» 0/0,
«4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1
«3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в
«2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6
Балл Степень
выполнения задания
«5» ученик выполнил все задания верно
«4» ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий
«3» выполнено не менее половины заданий
Критерии оценивания
Отметка Число ошибок
(орфографических и пунктуационных)
«5» 0/0,
«4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1
«3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в
«2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6
Балл Степень
выполнения задания
«5» ученик выполнил все задания верно
«4» ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий
«3» выполнено не менее половины заданий