Советы психолога классному руководителю по работе со студентами

 
Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими студентами.
При работе со слабоуспевающим студентом всячески поощряйте его стремление и умение пользоваться наглядными материалами, планом ответа.
Помогайте студенту, задавая наводящие и уточняющие вопросы.
Во время опроса подчеркивайте моменты, в которых студент проявил себя успешно, старайтесь акцент расставить таким образом, что бы сосредоточить его внимание на удачных ответах, подчеркните его способности. Тем самым Вы поощряете студента к учебе. Помните, что «ласковое слово и кошке приятно», а похвала в большинстве случаев гораздо более действенна, чем ругань.
Постарайтесь проверить, как студент усваивает материал тех занятий, на которых он отсутствовал, оцените его самостоятельную работу.
В ходе опроса постарайтесь создать благожелательную, поддерживающую атмосферу.
При подготовке к сессии обратите внимание студента на те моменты, которые ему даются наиболее сложно, вселяйте в него уверенность в том, что он может освоить предмет. По возможности, проводите дополнительные занятия в атмосфере поддержки и благожелательности.
 
Рекомендации  по работе с агрессивными студентами.
В работе с такими студентами соблюдайте дистанцию.
Никогда не позволяйте себе оскорбить их, в диалоге не используйте бранные слова. Тем самым Вы не позволите студенту «проявить» себя в общении с Вами.
Держитесь на равных. Не проявляйте агрессии.
Если студент склонен к аффективным (бурным) реакциям старайтесь не провоцировать его, не вступайте в открытое противостояние.
Постарайтесь разговаривать спокойным твердым голосом, используя минимальное количество слов. Как бы то ни было, постарайтесь всем своим видом продемонстрировать спокойствие.
Обсуждайте поведение студента только после того, как он успокоится и будет готов к продуктивному диалогу.
Не демонстрируйте пренебрежения этой группе студентов, т.к. зачастую подобные люди мстительны и могут годами помнить об «оскорблении».
Постарайтесь выяснить наиболее провокационные моменты и избегать их при общении. В диалоге выразите уверенность в том, что данный студент имеет право на переживания, но вполне способен выражать свои чувства и без нанесения вреда другим. Проявите понимание. Используйте свой опыт, что бы подсказать пути выхода из ситуаций без проявления агрессии.
Привлеките студента к какому-то ответственному делу.
Похвалите его выдержку и спокойствие, которые ему удается проявлять в каких-то ситуациях.
  
Рекомендации по работе со стеснительными и застенчивыми студентами.
Таким подросткам свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. Часто они ипохондричны, чрезмерно мнительны и чрезвычайно чувствительны к мнению окружающих. Легко внушаемы. В работе с такими студентами постарайтесь:
Давать четкие указания и задания, избегать ситуации неопределенности.
Не поддавайтесь на демонстрации и разговоры о плохо самочувствии
Привлекайте в меру его сил к участию в общественных делах, где можно действовать четко и по плану.
Поощряйте принятые им самостоятельные решения.
Стимулируйте личную ответственность студента.
Ни в коем случае не принижайте его достижений, не оскорбляйте и не унижайте, особенно в присутствии посторонних или других студентов. Помните, что подростки этой группы крайне внушаемы и чувствительны и находятся в группе риска по суицидальному поведению. Если это необходимо – порицайте поступок студента, но не его личность. Объясните, в чем он не прав ровным и спокойным тоном, подскажите модель правильного поведения, вспомните уместные ситуации, за которые его можно похвалить, скажите ему об этом.
В случае конфликта или какого-либо происшествия в группе держите этого студента в поле своего внимания, не позволяйте ему остаться в одиночестве или «спастись бегством». Такая реакция может закрепиться, и Вы потеряете контроль над подростком. Лучше поддержите его, пусть видит в Вас старшего товарища, которому можно доверять.
 

 
Рекомендации по работе со студентами, склонными к демонстративному поведению.
Если студент демонстративно плохо ведет себя на занятиях – игнорируйте его выпады. Если он мешает Вам – лучше всего предложите ему покинуть помещение. Тем самым Вы выбиваете у него из-под ног почву. Ведь все поведение направлено именно на привлечение к себе внимания окружающих. А если нет окружающих, – какой смысл «выступать»?
Дайте понять этому студенту, что он сам несет ответственность за свои поступки.
Рекомендуйте такому студенту участие в художественной самодеятельности, КВН или других подобных группах. Там он сможет удовлетворить свою неистребимую жажду признания. К слову, многие великие актеры обладали и обладают истерическими чертами.
Часто эти студенты требуют к себе особого отношения и всячески его добиваются. Могут быть льстивы и лживы. Не поддавайтесь на провокации, так как они – весьма способные манипуляторы.
Не критикуйте личность студента – только его поступки. Слишком часто не наказывайте и не ругайте. Дайте ему почувствовать, что плохим поведением он не может привлечь Ваше внимание. При этом обращайте внимание на все хорошее, что делает данный студент.

15