Обобщение опыта по теме: Словарная работа на уроках русского языка в коррекционной школе


Богданова Ирина Владимировна МБСКОУ СКОШ VIII вида Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида Личные данные: Общий педагогический стаж – 11 лет.Стаж работы в данном учреждении – 11 лет.I квалификационная категория.Награждена грамотой Управления образования и науки Липецкой области в 2009 году.Принимала участие в конкурсе «Учитель года – 2007». Контактная информация: Адрес школы: Липецкая область, г. Елец, ул. М. Горького,113.Телефон школы: (8-47-467) 4-17-85Email: elskochVIII@yandex.ruСайт: http://school8elec.ru Обобщение опыта по теме: «Применение специальных коррекционных упражнений в словарной работе на уроках русского языка при обучении детей с отклонениями в развитии» Направление работы: Словарная работа направлена на развитие и коррекцию психологических и психофизиологических функций, необходимых для успешного усвоения русской речи; на формирование навыков активного, осознанного, правильного и адекватного использования и понимания языковых средств в устной и письменной речи; на оказание помощи детям в приобретении опыта разнообразного использования языка. Вступление. Работа со словарными словами – одна из ведущих работ на уроке русского языка. И если провести её интересно, можно быть уверенным на 70 %, что на следующий урок ребёнок повторит словарное слово без труда. Существует ряд увлекательных упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка, где задействованными оказываются зрительные и слуховые анализаторы. Подбирая упражнения к уроку, надо учитывать, что есть дети, у которых слабо развит зрительный или слуховой анализатор. Для выявления таких отклонений А.Н.Корнев предлагает в книге «Лечебная педагогика» несколько упражнений: Корнев «Лечебная педагогика» Ребёнку предлагается: «Посчитай, сколько кружков на этой карточке?» (не пересчитывая пальцем). Если допущена ошибка – недостаточная интегрированность зрительного анализатора. Корнев «Лечебная педагогика» «Закройте глаза. Я буду стучать ручкой по доске. Сколько раз я ударил?» (13). Ошибка – недостаточность слухового анализатора. А теперь, учитывая эти недостатки, подбираем упражнения для работы со словарём. Определить новое слово, если расположить прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них. Развивается: устойчивость, распределение и объём внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность. Работа зрительного анализатора. Е ….. В …. Д …… Е . . Д … М . Ь ……. Вы сможете назвать новое слово, если найдёте прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв (в порядке возрастания): р о а л б ь к- Подберите родовое понятие к слову корабль. (Корабль – это транспорт.)- Для чего он предназначен? ( Для перевозки людей и грузов по воде.)- Объясните пословицы :Большому кораблю большое плавание.Воду – кораблям, песок – журавлям.Попасть с корабля на бал. Рассмотрите запись и назовите 2 словарных слова.Как вы их определили? . . . . О з а б в т е р а д к обед,завтрак . . . . . . . Определение смысла слов. - Найдите смысловое сходство слов обед и завтрак.(Это приёмы пищи.)- В чём вы видите их различие? (Завтрак – это утренняя еда, а обед – еда в середине дня.)- Но слово обед означает не только приём пищи в определённое время. Определите значение слова обед в предложении: Сегодня у нас вкусный обед. (Слово обед имеет значение пищи.)- А какое значение имеет слово обед в следующих предложениях: Отец приехал в самый обед. (Время.) Магазин сейчас закрыт: обед. ( Перерыв в работе.) Значение слов. У слова обед несколько значений, а у слова завтрак интересное происхождение. Слово завтрак тесно связано со словом завтра. Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось много времени. Для этого надо было обработать тушу убитого животного, зажечь огонь, приготовить еду. Пища готовилась на другое утро, на завтра, и поэтому называлась завтраком. С рассветом надо было идти на поиски новой пищи: ягод, корешков, растений. Некогда было ждать, пока приготовится еда. И в этом не было необходимости: завтрак был готов уже с вечера. В современных условиях можно приготовить завтрак за 10 - 15 минут и быстро его съесть. Но всё равно он называется завтраком. Задание: Найдите эти слова в словаре, напишите их, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные и запомните их. Какую ещё орфограмму вы заметили в этих словах? (На конце слов парные согласные.) Проверьте их написание устно.(Завтраки, обеды.) Прочитайте пословицы, написанные на доске, вставляя одно из изученных слов: Ложка хороша к ………. (обеду.)Кормить ……………… (завтраками.)Не будет хлеба, не будет и …………… (обеда.) Упражнение на развитие абстрактного мышления: Назовите 2 слова, которые зашифрованы с помощью чисел.1 слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1. ( капуста)2 слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8. ( картофель)1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13а г к о р у ф ь л е п с т Рассмотрите данный шифр. Разгадайте ключ к шифру. 3 4 5 6 7 8 9 10 1 а м н о р к в у 2 с г д я л ч ц т2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3 (солома) Повторение по теме: «Звуки и буквы». Зачеркни буквы, обозначающие глухие согласные звуки в цепочке и вы узнаете слово (берёза):п б с з а е т р ё Определение. - Подберите родовое понятие к слову берёза.(Берёза – это дерево.)- Но ель, сосна - тоже деревья. Чем они отличаются? (Берёза – это лиственное дерево.)- Сформулируйте правильно родовое понятие к слову берёза. ( Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.) Из истории слова: Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры получила она своё имя, которое обозначает «белый», «светлый». Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы. Берёзовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной среди них считалась Берегиня. Её изображение имело вид священного белого дерева – русской берёзы. Задание: - Найдите слово берёза в орфографическом словаре, напишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Какая мысль моего рассказа о берёзе поможет вам запомнить непроверяемую безударную гласную е? (Слово берёза происходит от слова белый.)- Подберите родственные слова к слову берёза. (Берёзонька, березняк, подберёзовик.) Повторение по теме: «Местоимение». Расположить местоимения в порядке их изменения по падежам и соединить буквы:МНЕ (С), МЕНЯ (Е), Я (Б), МЕНЯ (Е), ОБО МНЕ (А), МНОЙ (Д) – беседа. Повторение по теме: «Безударные гласные в корне». Развивается орфографическая зоркость. Прочитайте слова: выд..вить, охр..нять, б..лезнь, кр..ситель, зн..чение, умн..жать, аб..жур, сл..мался, л..скает.Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется а, получите словарное слово (вокзал). Повторение по теме: «Имя прилагательное». Соедините первые буквы прилагательных ж.р., в корне которых пишется а и узнаете искомое слово (свобода).Ск..листая местность , п..жарная служба, м..рская глубина, в..гонная дверь, ..бтачная ткань, б..гряная рябина, ок..менелая почва, д..лёкая деревня, д..рогие украшения, ..кварельная краска. Найдите, где спряталось словарное слово? Первая буква искомого слова – согласный третьего слога в слове солома (солома).Вторая буква – непроверяемый безударный гласный в слове песок ( песок).Третья буква – парный глухой мягкий согласный в слове вернуть (вернуть).Четвёртая буква – последняя в корне слова север (север).Пятая буква – это окончание в слове яблоко (яблоко).Соедините буквы, прочитайте слово (метро). «Заколдованные слова». Переставьте слоги местами:Но мо гра - агрономЛад шо ко - шоколад В каждой схеме спрятано по одной букве словарного слова (сверкать): На доске изображено игровое поле: а т и в а щ о р б Определите новое слово. Для этого на игровом поле найдите домик с первой буквой искомого слова. Оно другого цвета. Остальные буквы вы узнаете, если вспомните ходы зайчика и определите направление его движения. Зайчик прыгает наискосок через дорожку походу часовой стрелки. Какое слово у вас получилось? (ТОВАРИЩ.) Значение слова. - Что обозначает слово товарищ в сочетании боевой товарищ? (Товарищ – это человек, близкий кому-либо по общей деятельности, условиям жизни, общим взглядам на что-то).- Найдите слово товарищ в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение.- Какую особенность его написания вы заметили? (Непроверяемая безударная гласная – о.) Запомните правописание этого слова. Закончите определения (работа слухового анализатора): Почтальон – это человек, который………………………. .Квартира – это отдельное жилое ………………….. в доме, в котором имеются комнаты, кухня,………. .Комната – это отдельное …………… в квартире, где отдыхают, спят, работают. Слово потерялось в круге. Найдите первую букву, она выделена ярче других, далее читайте по часовой стрелке через две буквы. Т Родовое понятие слова. -Какое это слово? (Топор.)- Подберите родовое понятие к слову топор. (Это орудие труда.)Учитель показывает рисунок с изображением топора.- Из каких частей состоит топор? ( Из железной и деревянной.)- Деревянная часть называется топорищем. Дайте описание железной части топора.( Лезвие и утолщённая сторона с отверстием для топорища.)- Утолщённая сторона с отверстием для топорища называется обухом.- Для чего предназначен топор? (Для рубки деревьев, для разных работ по дереву.) Пословицы. Топор – это орудие труда, которое человек использует с древних времён и во многих работах, поэтому возник целый ряд пословиц, в которых присутствует это слово:За комаром не ходят с топором.Дал топор, дай и топорище.Сказал, как топором отрубил.Что написано пером, того не вырубишь топором. Работа слухового анализатора. Игра «Устами учащихся»: каждый пытается объяснить, дать определение задуманному словарному слову. Остальные должны отгадать и записать данное словарное слово.