Статья на тему Особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников


Шорохова Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
БМАОУ Лицей № 7
Статья на тему «Особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников»
В настоящее время в условиях модернизации системы образования особое значение приобретает духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.
Современные авторы, такие как А.М. Кондаков («Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования, 2008), В.С. Безрукова («Воспитаниеведение как новая педагогика», 2011), А.В. Беляев («Социализация и воспитание детей опережающего развития», 2013) рассматривают нравственное воспитание как сложный и многогранный процесс, который тесно связан с человеком, его ценностями, культурой и требует от него следования определенному образу жизни.
В этом аспекте процесс духовно-нравственного развития направлен на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия и творческого отношения к труду, творчеству и созидание, развитие стремления к познанию и истине, целеустремленности и настойчивости, бережливости и трудолюбия, ценностного отношения к природе, окружающей среде, к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Причем данные направления взаимосвязаны и в совокупности обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Учитывая особенности и направления духовно-нравственного развития, учитель ставит целью своей работы формирование комплекса духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, воспитание способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.
Для обеспечения педагогических условий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в процессе учебной деятельности учителю необходимо не только знать предметы начальных классов и методики их преподавания, но и уметь направить свою деятельность на нравственное воспитание в ходе учебного процесса. Таким образом, высокий профессионализм учителя в вопросах нравственности будет способствовать освоению учащимися новой социальной позиции, роли, сферы деятельности, а также развитию умения взаимодействовать с окружающим миром, формированию отношения к нему и организации гражданского поведения.
Интегрирование духовно-нравственного развития и воспитания происходит во все виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную, а также семейную и общественно-полезную.
В ходе урочной деятельности происходит изучение материала и выполнение учебных заданий, получение навыков применять полученные знания и умения на практике. Дети знакомятся с произведениями о России, ее природе, людях и истории, со сказками народов мира и России, их героями, учатся анализировать и оценивать их поступки; у них формируются и развиваются чувство прекрасного и эмоциональная сфера; изучают труд людей различных профессий, художников, композиторов, ученых, их вклад в развитие общества; формируют опыт трудовой и творческой деятельности, отмечают важность их выполнения для получения необходимого результата; приобщаются к художественному труду, законам изобразительного и музыкального искусства, литературе, искусству слова, учатся создавать письменные творческие работы, осознавать красоту и гармонию изделий народных промыслов, быть настойчивыми и доводить начатое дело до конца.
Они изучают современную Россию, культурное наследие предков, символы государства, а также тяжелые страницы прошлого, права и обязанности граждан, понятие демократии, общечеловеческие правила поведения, права человека и права ребёнка; учатся понимать равенство и дружественные отношения народов России, получают опыт бережного отношения к природе разных народов.
Также младшие школьники исследуют взаимосвязи живой и неживой природы, учатся беречь и охранять ее, исследуют связь человека и мира, природы и хозяйства человека, отношение человека к природе, преобразования природы и как следствие экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в цепочках «человек-человек» и «человек-природа»; изучают человеческий организм, его устройство, опасности для здоровья в поведении людей, их питание, способы сбережения здоровья; учат правила техники безопасности.
Учитель раскрывает детям воспитательный потенциал ответственности за сказанное и написанное; помогает понять методику решения текстовых задач; способствует овладению комплексами упражнений, различными навыками двигательной активности, спортивных игр, учит понимать их смысл и значение для укрепления здоровья. Для этого применяет различные технологии: личностно-ориентированного, развивающего обучения (учебное взаимодействие и продуктивное чтение), проблемного обучения (проблемный диалог и режимы мозгового штурма), информационно-коммуникативные (плакаты, таблицы, записи на доске), мультимедийные (презентации учебных и творческих достижений), игровые (дидактические и деловые игры), проектные (совместные проекты) и здоровьесберегающие (физкультминутки).
В ходе внеурочной деятельности дети, выполняя различные добрые дела, знакомятся с правилами нравственного поведения, учатся распознавать плохие и хорошие поступки, черты характера.
Внешкольная деятельность организуется на добровольной основе и с согласия родителей. Она направлена на оказание помощи другим людям; содержит изучение и сохранение культурных богатств родного края, наведение порядка и украшение класса, дома, школы; подготовку кормушек для птиц; выполнение краткосрочных работ, трудовые акции.
Помимо общеобразовательного учреждения духовно-нравственное развитие должно происходить в условиях семьи. Именно в семье дети получают первый нравственный опыт, учатся уважать старших и делать людям приятное, радостное, доброе.
Средством воспитания правильных отношений выступает личный пример отца и матери, их взаимоотношения, взаимоуважение, любовь, помощь и забота. Нельзя забывать и про трудовое воспитание: дети должны уметь обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь родителям. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта: дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать.
Работа учителя с родителями по духовно-нравственному воспитанию формируется на базе взаимных интересов (добровольное участие в жизни класса и школы) и представлена партнерскими отношениями. Учитель применяет такие формы, как беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, подготавливает информационные стенды (классный уголок) и раздаточный материал (памятки, буклеты).
Таким образом, совместная работа общеобразовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников способствует становлению функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, овладевшего общечеловеческими и национальными ценностями.
Список литературы
Белоусова Т.Л., Бостанджиева Н.И., Казачёнок Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Метод. рекомендации. В 2 ч. Ч.1. ФГОС. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
Логинова А.А., Данилюк А.Я. Духовно-нравственное воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 1 класс.