Проект на тему Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников


Проект
на тему:
«Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников»
Проблема: низкий методический уровень работы по духовно – нравственному воспитанию в рамках требований ФГОС.
Цель: составить программу по духовно – нравственному воспитанию младших школьников.
Задачи:
Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
Изучить интернет ресурсы и ФГОС НОО.
Раскрыть требования ФГОС НОО о духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Изучить возможности курса ОРКСЭ в духовно-нравственном воспитании школьников.
Определить роль внеклассной работы в воспитании нравственных качеств.
Разработать программу духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Ожидаемый результат: повышение методического уровня по духовно – нравственному воспитанию.
Конечный результат: программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Содержание
Введение
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание в свете требований ФГОС НОО.
. Духовно-нравственное развитие младших школьников в курсе ОРКСЭ.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Заключение.
Используемая литература.
Введение
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»[19,67].
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.
Проблемой моего исследования является низкий методический уровень по духовно – нравственному воспитанию школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями.
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: “Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания”.
В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственной личности. Факт этот обусловливается социальными запросами, предъявляемыми к образовательным учреждениям и необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей.
Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческое убеждение и чувство совести.
Ту же мысль высказывает А.В. Миронова, говоря о том, что распространение духовных ценностей – особый вид деятельности, ставящий своей целью повышение культурно-образовательного уровня людей. В результате такой деятельности обогащается духовная жизнь общества и формируется более возвышенный внутренний мир людей, возникают более высокие духовные потребности. Высокие духовные запросы обязательно будут побуждать людей к созданию духовных ценностей, духовному творчеству, духовному общению.
Одна из важнейших задач духовно-нравственного воспитания – осознание школьниками духовных ценностей как на основе освоения их значения для конкретной общности людей (социальной, духовной), так и извлечение личностного смысла этих ценностей. Данная задача обусловлена стремлением человека к смыслу, самоопределению, что является условиями сохранения духовного здоровья и становления духовного знания (по мнению В.Д. Шадрикова “…духовным знание становится тогда, когда оно превращается в личностнозначимое”).
Духовные ценности только тогда становятся неотъемлемой частью духовного мира личности, когда “включаются” способности человека к саморазвитию, самоопределению.
2. Духовно-нравственное воспитание в свете требований ФГОС НОО.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6,[2] данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся". В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества, конфессиями. Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
3. Духовно-нравственное развитие младших школьников в курсе ОРКСЭ.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Учёными и специалистами разработан для школ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Родители (законные представители) школьников могут выбрать один из модулей для обучения своего ребенка.
Курс ОРКСЭ носит светский характер - у всех модулей единая методическая и методологическая основа, преподают его учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.
Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и религиозной и светской культуры, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.
В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.
Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. На сегодняшний день прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами. Курс ОРКСЭ рассчитан только для 4 класса. Курс преподается 1 час (урок) в неделю (суммарно– 34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.
Таким образом, курс ОРКСЭ содействует интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствует формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.
Замечательно, что такой курс появился в школе. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.
В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и длится примерно до 12 лет. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребёнка от родителей и учителей, снижается ценность школы. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. В этом возрастном этапе я, как преподаватель Основы религиозной культуры и светской этики, считаю, что именно на уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности.
Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» не вызывало опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. На первом родительском собрании родители положительно поддержали введение нового учебного курса.
Все уроки проводятся с использованием презентаций, с применением разнообразных форм работы: парной, групповой. Успешно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения. Вместе с этим, использую различные игровые методики.
Стараюсь проявлять творчество при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использовать ресурсы интернет, где нахожу необходимый иллюстративный материал, репродукции, мультфильмы.
Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.
Уроки ОРКСЭ нужны и важны. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания.
4. Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности.
Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Поэтому появилась необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Главная цель - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России": "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".
Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
5. Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ
Закон Российской Федерации «Об образовании»,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Технологии саморазвития и самосовершенствования личности ребенка А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создание благоприятных условий для развития личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, к людям, себе
ЗАДАЧИ:
формирование личностной культуры;
формирование социальной культуры;
формирование семейной культуры.
В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ:
Пробуждение интереса к самому себе, своему внутреннему духовному миру.
Привлечение внимания обучающихся к основным нравственным категориям.
Формирование умений самооценки своих качеств, своих достижений и возможностей.
Знакомство с азбукой учений, формами организации здорового режима, культурного поведения.
Знакомство с возможностями управления своим поведением (начала самоуправления).
Создание у обучающихся первого опыта самоанализа и саморегуляции поведения.
Формирование положительной эмоциональной «Я-концепции»
В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;
подготовку обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентацию;
формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование социальной активности обучающегося.
В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ:
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ-
нравственные – Истина, Добро, Красота, Вера, Надежда, Любовь;
демократические – Свобода, Справедливость, Равенство, Государство, Родина, Россия;
ценности бытия – Здоровье, Образование, Труд, Любовь, Семья, Земля, Мир, Счастье.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Экологическое воспитание
Эстетическое воспитание
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА
«Под крышей дома моего»,
«Династии восьмой»,
«История ВОВ в судьбе моей семьи»,
«История деревни в истории семьи»,
«Помним, гордимся, наследуем».
Месячник защитника Отечества,
День героев,
Юбилейные мероприятия, посвящённые деревне и школе,
Школьный музей
Участие в органах классного самоуправления
Экскурсии по деревне, в районный центр,в столицу республики.
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
«Дружный класс»,
«Неделя толерантности»,
благотворительные акции и мероприятия, направленные на помощь и поддержку ветеранов, инвалидов, детей из малообеспеченных семей.
курс ОРКСЭ (в 4 классе)
Курс «Уроки нравственности»
неделя адаптации к школе с проведением мероприятий, направленных на взаимодействие и сплочение коллектива
ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ, ТРУДУ, ЖИЗНИ
дежурство по школе и классу.
трудовые дела «Уют в гнезде», «Зелёный класс», «Зелёная улица», уборка пришкольной территории.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Экскурсии в природу,
Викторины,
встречи с интересными людьми,
трудовые экологические акции «Помоги птицам», «Друзья пернатых», «Родники», «Яблоневая аллея».
Операция «Природная аптека», «Фантик»
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Фестиваль «Оранжевое настроение»,
Посещение выставок в краеведческом музее, художественной школе
Клуб интересных встреч
Конкурс рисунков «Листопад», «Зимние узоры на окнах», «Весна-красна», «Родной край»
Занятия-практикумы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас»
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Школьная спартакиада «Сильная Россия – здоровая Россия»,
«Минута спортивной славы».
Ежедневная зарядка, динамические паузы.
Дни здоровья, осенний и зимний туристический слёт…
Тематические акции, направленные на профилактику СПИДа, курения, наркомании, алкоголизма.
Проекты по здоровье сбережению «В здоровом теле – здоровый дух».
Соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
участие представителей общественных организаций и объединений, в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания и одобренных педагогическим советом и родительским комитетом;
проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания;
проведение родительских собраний, лекториев.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Заключение
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Проектная работа помогла мне понять, что значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Список использованной литературы
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. – 221 c.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.М:Просвещение, 2010. С.3-4
Интернет – ресурсы.
Каирова А.И., Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания» - М.: 2009. – 54 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.:Просвещение,2010.-31с.