Программа «Я – гражданин своего города, своей страны!»

Муниципальное бюджетное обще образовательное учреждение «Верещагинская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(1 вариант)
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«Я – гражданин своего города, своей страны!»





Составитель: Ольга Евгеньевна Бизяева
воспитатель 1 квалификационной категории


г. Верещагино
2016 год
Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеурочную, социально-значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместно социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В основу программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в системе образовательной деятельности образовательного коррекционного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на коррекционную школу не только задачи обучения, но и воспитания ребенка с умственной отсталостью духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания – обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталостью является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы:

Задачи в области формирования личностной культуры:

- формирование мотивации универсальной нравственной компетенции «становиться лучше», на основе нравственных установок и моральных норм;
- формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
- формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.

Задачи в области формирования социальной культуры:

- воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование чувства причастности к коллективным делам; развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования семейной культуры:

- формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.

Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы:

Задачи в области формирования личностной культуры 5-9:
- формирование основ морали;
- формирование нравственного самосознания личности (совести);
- принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности, настойчивости в достижении результата,
- осознание школьником ценности человеческой жизни.

Задачи в области формирования социальной культуры 5-9:
- формирование патриотизма;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным традициям.

Задачи в области формирования семейной культуры 5-9:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство обучающихся с культурно-историческими традициями российской семьи.

В основе программы положены следующие принципы:

Принцип ориентации на идеал
Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности, это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.

Принцип следования нравственному примеру
Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип полисубъектности воспитания
Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована.

Принцип системно - деятельностной организации воспитания
Воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.

Ценностные установки программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Содержанием духовно-нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
честь;
достоинство;
любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших);
дружба;
здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

экологическое сознание (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие).

Направление деятельности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Направление воспитания
Цели
Основные задачи


Патриотическое
Формирование ценностного отношение к Родине, ее истории, культуре; гражданской позиции.

Воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
Расширить знания учащихся об истории страны и малой родины; правах, обязанностях и ответственности школьника (гражданина);


Этическое
Формирование нравственных чувств и этического сознания.
Воспитывать нравственные чувства, этического сознания и нравственного поведения.

Трудовое
Формирование общетрудовых и профессионально-трудовых навыков.

Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду.


Эстетическое
Формирование эстетической культуры личности.
Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, Формировать представление об эстетических идеалах и ценностях.










Содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания включает в себя четыре блока.

Блок «Я - гражданин»;
Блок «Я – человек»;
Блок «Я и труд»;
Блок «Я и мир».

При проведении занятий по данной программе рекомендуется свободный выбор методов и форм проведения занятий в зависимости от возможностей обучающихся и условий класса: беседы, ролевые игры, творческие конкурсы, обсуждение статей, книг, кинофильмов. Занятия проходят два раза в неделю.


п/п
Блоки
1
кл
2
кл
3
кл
4
кл
5
кл
6
кл
7
кл
8
кл
9
кл

1
«Я – гражданин»
16
16
16
16
17
17
17
17
17

2
«Я – человек»
17
17
17
17
16
16
16
16
16

3
«Я и труд»
16
16
16
16
17
17
17
17
17

4
«Я и мир»
17
17
17
17
16
16
16
16
16

Итого:
66
66
66
66
66
66
66
66
66



Планируемые результаты программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

Блок «Я - гражданин»:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
знания о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.


Блок «Я – человек»

знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Блок «Я и труд»

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
знания о различных профессиях;
навыки трудового сотрудничества со сверстниками, взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Блок « Я и мир»

ценностное отношение к природе;
опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде;
опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Все направления воспитания (нравственного развития) важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Критерии результативности программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Направления деятельности
Обучающиеся получат представления
Будут иметь практический опыт

Патриотическое
- что такое Родина, Россия, семья, родственники, школа;
- узнают моральные нормы и правила нравственного поведения, в том числе об этические нормы взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- получат знания об Армии России, её защитниках,
- узнают исторические факты о родном языке, родной культуре;
- будут знать национльных героев у разных народов России;
- узнают свои обязанности в семье, школе, на улице;
- даты государственных праздников и важнейших событий.

- выражения своих чувств к членам семьи, народу, стране;
- взаимодействия в семье, школе;
- участия в делах класса, школы, семьи через поручения и общественные обязанности;
- взаимодействия со старшими и младшими членами семьи;
-встреч с участниками войн;
- просмотра фильмов о защитниках Родины;
- опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье;
- ответственного отношения к своим поступкам;
- исполнения своих обязанностей в семье, школе, на улице.

Этическое
- правила этикета и культуры, правила поведения со старшими и младшими;
- узнают понятия «проблема», «неравнодушие», «трудная ситуация», «сочувствие»;
- кто такие родители (законные представители), правила этикета по отношению к старшим и младшим.
- применения знаний правил этикета и культуры поведения;
- оказания помощи и сочувствия к человеку в трудной ситуации.


Трудовое
- знания об учёбе в школе как важнейшего занятия в жизни детей, её роли для их будущего;
- профессии: повара, строителя, уборщицы, парикмахера, дворника, почтальона, продавца, цветовода;
- правила трудового сотрудничества;
- знать, как обслуживать себя в школе и дома;
- значимость труда в жизни родителей и гражданина страны;
- правила сервировки стола, ухода за растениями, уборки класса спальни и бытовой комнаты;
- правила ухода за одеждой и обувью.
- посещения столовой, строительной площадки, парикмахерской,
магазина, швейной фабрики;
-участия в коллективном труде;
- самообслуживания в школе и дома;
- участия в сюжетно – ролевых и экономических играх;
- сервировки стола ухода за растениями, уборки класса спальни и бытовой комнаты;
- практику ухода за одеждой и обувью.

Эстетическое
- знать эстетические идеалы и художественные ценности;
- художественные произведения, картины, фрагменты художественных фильмов о природе;
- обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
- понятия «красивые и некрасивые поступки»,
- знать лучшие художественные образцы отечественной культуры.
- наблюдения, сравнения, анализа окружающего мира;
- чтения, заучивания наизусть художественных произведений;
- посещения театров, выставок, музеев;
- самореализации в различных видах творческой деятельности.





Тематическое планирование на 1 год обучения.


Название темы
Количество часов



всего
Теоретические
занятия
Практические
занятия

Блок «Я – гражданин»


1
«Наша родина Россия: столица, герб, гимн».
1
1
-

2
«Моя малая родина».
1
1
-

3
«Встреча гостей в русских традициях».
2
1
1

4
«Обычаи и традиции русского народа» (колыбельные песни).
1
1
-

5
«Русских народные инструменты».
2
1
1

6
«Праздники русского народа»
1
1
-

7
«Славные сыны нашего Отечества» (23 февраля)
2
1
1

8
«Права и обязанности школьника».
1
1
-

9
«Мои права».
1
1
-

10
«Мои обязанности».
1
1
-

11
«Памятники истории и культуры родного города. Памятник В.В. Верещагину»
2
1
1

12
«Масленица».
2
1
1

Блок «Я – человек»


1
Я – человек.
1
1
-

2
Девочка и мальчик. Социальные роли.
2
1
1

3
Я и общество: мои друзья, мой класс.
1
1
-

4
Культура взаимоотношений девочек и мальчиков.
2
1
1

5
Я и мои родители. Моя семья.
2
1
1

6
Культура чувств (нежность, забота, дружба, милосердие).
1
1
-

7
Мой дом – наше семейное царство.
1
1
-

8
«Хорошие манеры».
1
1
-

9
«Спешите делать добро».
1
1
-

10
«Давайте говорить друг другу комплименты»
1
1
-

11
«Что такое хорошо, что такое плохо»
1
1
-

12
«С днем 8 марта»
2
1
1

Блок «Я и труд»


1
«Правила ухода за лицом и руками (умывание, чистка ногтей, использование носового платка).
1
0,5
0,5

2
«Правила расчесывания волос».
1
0,5
0,5

3
«Правила мытья ног».
1
0,5
0,5

4
«Правила ухода за одеждой» (чистка сухой щеткой, хранение).
1
0,5
0,5

5
«Заправка постелей».
3
1
2

6
«Правила ухода за комнатными растениями».
1
0,5
0,5

7
«Первичные сведения о труде уборщицы, дворника».
1
1
-

8
Гигиена жилья.
1
1
-

9
«Правила пользования хозяйственно бытовым инвентарем».
2
1
1

10
«Кто любит труд – того люди чтут».
1
1
-

11
«Поделки из природного материала».
3
1
2

Блок «Я и мир»


1
«Что такое красота».
1
1
-

2
«Природа – бесценный дар».
1
1
-

3
«Поэты – земляки».
1
1
-

4
«Красота спасет мир».
1
1
-

5
«Живопись».
1
1
-

6
«Как мы выглядим».
2
1
1

7
«Эстетика общения».
2
1
1

8
«Учусь говорить красиво».
2
1
1

9
«Цветы вокруг нас».
2
1
1

10
«Народные танцы».
1
1
-

11
«Музыка для души».
2
1
1

12
«О композиторах, художниках, артистах»




Литература

Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2001. - 416 с.
Белкин А.С., Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977.
Бгажнокова И.М. Психолгия умственно – отсталого школьника. – М,: Просвещение, 1987.
Буфетов Я. М. Нравственное воспитание во вспомогательной школе. Алма-Ата: Мектеп, 1988
Голошумова Г. С. Программа курса "Основы духовности и нравственности" для младших школьников // Школьные технологии. – 2003. - N 2. - С. 146-151.
Громова Т. В. Младший школьный возраст: системный эффект нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. - 2010. - N 1. - С. 22-26.
Данилюк А. Я. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. - 2009. - N 5. - С. 7-27.
Долгобородова Н. П. Воспитание учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1968.
Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. - 2008. - N 9. - С. 88-93.
Диагностика нравственных приоритетов школьников // Сельская школа. – 2006. - N 3. - С. 72.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях // Начальное образование. - 2010. - N 2. - С. 3-8.
Дьячкова М. А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников // Вестник развития науки и образования. - 2007. - N 6. - С. 101-105.
Ерзунова Е. А. Добром наполним мир // Начальное образование. - 2009. - N 3. - С. 42-47.
Ермолич С. Я. Подготовка социального педагога к формированию нравственно-правовых представлений младших школьников // Преподаватель XXI век. - 2007. - N 1. - С. 188-189.
Кристен У. Поддерживающая коммуникация. /Пер. с нем.// Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков: ПОИПКРО, 1999, с. 93. 
Котруца Л. Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. - N 3. - С. 185-192.
Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М. : ПЕР СЭ, 2002 – 192 с.
Левин Я. Н. В центре внимания нравственное и физическое здоровье школьников. Из опыта работы пед. коллективов отд. образования Администрации Окт. р-на / Левин Я. Н. - Екатеринбург : Б. и. , 1999. - 40 с.
Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития младших школьников // Интеграция образования. - 2007. - N 3 / 4. - С. 119-122.
Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых людей. М.: Просвещение, 1990, 128 с. 
Макеева С. Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника // Начальная школа. – 1999. - N 4. - С. 53-61.
Мартышин В. С. Твоя родословная: Духовно-нравственные основы семьи / Мартышин В. С. - М.: Школьная пресса , 2000. - 223 с.
Мартьянова А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы // Начальная школа. – 2007. - N 7. - С. 21-29.
Махмудова Р. Н. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема // Аспирант и соискатель. - 2010. - N 3. - С. 51-52.
Метлик И. В. Социальное партнерство семьи, школы и религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании детей : новое качество взаимодействия // Семья в России. - 2009. - N 2. - С. 64-75.
Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С. 3-18.
Мудрик А. В. Социализация и "смутное время" / Мудрик А. В. - М. : Знание , 1991. - 80 с.
Морозова H.H. Особенности эмоционального отношения умственно отсталых подростков к окружающим людям: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995. - 17 с.
Новая модель в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Кн. 1. М.: Изд-во НЦ ЭНАС.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б. Л. Пузанова. М.: Академия, 2006., 2001.
Певзнер М.С., Ростягайлова Л.И., Мастюкова Е.М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М., 1982. - 104 с.
Петрова В. Азбука нравственного образования. 2 класс // Воспитание школьников. – 2007. - N 3. - С. 45-48.
Петрова В. И. Азбука нравственного взросления / Петрова В. И. – СПб.[и др.: Питер, 2007. -- 301 с.
Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1969. ПодласыйИ. П. Педагогика. М.: Владос, 2001.
Скокова Г. В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. – 2006. - N 11. - С. 45-49.
Соловцова Е. Нравственные представления младших школьников // Воспитание школьников. – 2000. - N 1. - С. 10-11.
Тараненко О. Диагностика воспитательной работы в классе // Воспитание школьников. – 2004. - N 8. - С. 16-20.
Трофимова Н. Новая социальная ситуация и школьное образование // Народное образование. – 2006. - N 9. - С. 192-195.
Холодкова О. Г. Самооценка нравственных качеств личности младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - N 7. - С. 76-78.
Шемшурина А. И. Диагностика нравственно-этической воспитанности детей и подростков в системе непрерывного этического воспитания : научно-методическое пособие для педагогов и классных руководителей // Этическое воспитание. – 2007. - N 2. - С. 4-95.
Шемшурина А. И. Нравственное воспитание школьников // Этическое воспитание. - 2008. - N 5. - С. 5-40.
Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: пер. с нем. А.П. Голубева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 143.
Шипицына Л. М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Изд-во "Дидактика Плюс", Институт общегуманитарных исследований. 2002 - 496 с.
Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников // Начальная школа. – 2006. - N 12. - С. 16-21.
Богданова О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / Богданов О. С. – М.: Просвещение , 1986. - 192 с.



























13PAGE 15


13PAGE 14215






















































































Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415