Работа с художественным текстом в старших классах по рассказу В. Распутина Женский разговор


Работа с художественным текстом в старших классах. Урок по рассказу В.Распутина «Женский разговор» ЦЕЛИ УРОКА: -систематизация знаний о проблематике современной русской литературы;-совершенствование навыков анализа толкования прозаического текста;- воспитание нравственных качеств. Вступительная беседа. -Какая из фотографий писателя кажется более уместной на сегодняшнем уроке? (Та, на которой Валентин Григорьевич сфотографирован со своей матерью. Она соотносится с темой рассказа). - Традиционной или новой вам показалась тема рассказа? ( Во-первых, тема достаточно традиционна: изображение сибирской природы, жизни людей в глухой деревне. Во-вторых, писатель стремится проникнуть во внутренний мир нового поколения). 2 Словарная работа с диалектизмами, просторечными словами и оборотами речи Выписать слова и обороты, характеризующие речь Натальи.Ишо, расхлябы, еройство, андел, тута, завсегда, Вихтория, взамуж, без никакой крадучи светить, сариса, дитенок, помогчи, дохторов, обзаимность, тиливизир, ворочаюсь, твово, покуль, койни-как, древляя старуха, жизня, на всю остатную жизню, одёжу, хужей, целе-устреленная и т. п. Вопросы: С какой целью они введены в рассказ? ( Чтобы подчеркнуть местный колорит и индивидуальность героев. Эти слова встречаются в речи бабки Натальи). Как образуются эти слова? Были ли в связи с этим затруднения в понимании текста?(Нет, потому что употребление этих слов уместно, не возникает затруднения в понимании бабушки и у городской Вики). 3. Наблюдения над названием рассказа и первым абзацем текста. -Почему рассказ назван «Женский разговор»? Как это соотносится с первым абзацем?( Первый абзац- зачин, мы узнаем здесь о том, почему Вика оказалась в деревне, выходит, что нравственное оступление приводит ее в деревню к бабушке, к нравственным истокам, которые могут восполнить ее духовную пустоту). Рассмотрим его языковые особенности: Односоставное безличное предложение : пришлось делать- усиливает ощущение неизбежности этого варианта в шестнадцать годочков .Почему не лет, а годочков?Пока хватились-односоставное неопределенно-личное предложение указывает на оторванность родителей от детей.Уже караул кричи и т. д (пока хватились.., выхватили из карусели.., дали отлежаться…) .Обобщенно.-личные, неопределенно-личные-подчеркивают типичность прозошедшего с Викой, так как нет действующего лица.Запряг отец старенькую «Ниву» (двусоставное, впервые появляется подлежащее отец-решение конкретного человека) и т. д. Образные средства отражают авторскую позицию – молодежь должна знать свои корни, чтобы было на что опереться в жизни, отсюда наличие пословиц, фразеологических оборотов, тропов. 4.Обозначение проблематики рассказа. -Почему разговор бабушки и внучки возникает не сразу, а лишь к концу ее пребывания у бабушки?(Вика редко бывала у бабушки, она считает ее несовременной, старой, ей здесь скучно, она задумала уехать с отцом. Но все-таки разговор начинает Наталья, которая чувствует, что внучка многого не понимает в жизни, часто поговорить о сокровенном родители или не решаются, или считают, что еще рано.) -Два героя, бабка Наталья и ее внучка Вика, не могут заснуть и разговаривают в ночи. Почему не днем? (Вечером мы снимаем с себя напряжение. А еще, может быть, потому, что при таком «трудном» разговоре совсем не обязательно смотреть в глаза собеседника, поэтому бабушка и откладывала разговор). Формулируем проблематику рассказа. Работа в парах. Учащиеся записывают в тетрадь, затем обсуждают и корректируют проблемы рассказа. Вот проблемы, выделяемые ребятами: -разрыв между поколениями (сыны и внуки несколько лет не приезжают, внучка не знает ничего про деда…);-«обезлюдение» деревни;-экологические (порушили вековечный порядок, сковырнули ангарские деревни, затопили поля и луга - в результате строительства Братской ГЭС); -проблемы отцов и детей;-нравственные;-проблема здоровья, в первую очередь, женщин;-проблема предназначения женщины в современном обществе; - социально-экономические (солярка на вес золота, электричество не всегда) и другие. 5.Работа в группах. Цель - проследить за развитием сюжета –диалогом бабушки и внучки. Составить таблицу – выписать высказывания, можно на компьютере и по окончании работы выпустить на принтере:«Правда» Вики:1.Что ты мне свою старину! Проходили!2.Сейчас важно, чтобы женщина была лидер3.и т. д. Вывод1. «Правда» бабушки: Какую потрату на себя приняла!2. Ну совсем полная воля.3.ВыводВыводы защитить. 6.Пейзажные зарисовки. Работа в группах под музыкальное сопровождение. Определить составляющие пейзажа и проанализировать художественно- изобразительные средства языка. В тексте 3 пейзажа:1.День-солнечный, яркий; Искристо играли тугие снега;Закат – долго горело растекающееся зарево, нежная синева …лежала мягким пологом, зарево томилось…Небо – разгорелось, Месяц – юныйСвет- пролился, росистый, сухой… и др.Пейзаж подчеркивает состояние бабушки и внучки, волнение природы передается им. Второй пейзаж 2.Ночь - отцеженный, слюдянистый свет; царило безлюдье,..немота;Небо - искрилось; под могучим дыханием неба;Месяц - скрадывал…где звездочка зазевалась; полнится, пока не наберется в сытую лунуИзбы - стояли завороженно; снежные шапки на крышах;Земля - оцепеневшая, бедная, сиротливая.Пейзаж тревожный, отражает состояние беспокойства бабушки за внучку, неуверенность в сегодняшнем воспитании молодежи Третий пейзаж .Ночь-глубокая, билась звездная россыпь , бледный венчик ночного света;Небо - разворачиваясь, все играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость;Свет - холодно замирал.Пейзаж подчеркивает связь тайны мира с тайной человеческой жизни, необходимость жить с природой в гармонии, соблюдая ее законы, чтобы завтрашний день был рассветом, а не предвещал неотвратимость. Глазами кого показан пейзаж? Итоги урока Что дает женский разговор обеим героиням?Что происходит с нашими душами «распутинским» вечером? (Бабка Наталья отогревает душу внучки Вики, учит ее понимать нравственные устои жизни, основанные на традициях народной культуры. Рассказывая о своей жизни, она проживает снова то давнее, что ей дорого. А Вика, проявляя интерес, не остается равнодушной и «глухой» ) Домашнее задание. Прием РАФТ(роль, аудитория, форма, тема) технологии ЧПКМ (чтение и письмо для критического мышления). Дифференцированное задание-девочкам и мальчикам отдельное. Задание девочкам: Роль: ВикаАудитория: для себяФорма: дневникТема: Женский разговор Задание мальчикам: Роль: отец ВикиАудитория: классный руководительФорма: беседаТема: Почему я отвез дочь в деревню к матери? Разработала и провела урок Учитель русского языка и литературыНиякая ЛарисаАлександровна