Cтатья Традиции и обычаи – как источник нравственного воспитания


Традиции и обычаи – как источник нравственного воспитания.
Семья – это самая маленькая ячейка общества, но именно она играет важнейшую роль в жизнеспособности человека, общества и государства. Мы учимся любить, познавать мир в кругу своей семьи. Именно в семье закладываются понятия о достоинстве, чести, добре и зле. Любовь к родине, народу это, прежде всего, любовь к своей семье.
Наши предки через отношения в семье, заложили основу выживания этноса. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции ,тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ ,как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью все более становится живо-трепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь деформаций, деградации. Таким образом, традиции имеют определяющее значение в народной судьбе.
Традиции многообразны по ним можно судить о народе, или о какой – то стороне его бытия. Даже такая, свойственная традиции черта, как консерватизм, порой оказывается благом, спасением, ибо является условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета. В традициях пересекаются духовные искания человечества, народов, людей, ибо человечество – это единый космический этнос.
Обычаи касались межличностных отношений, требуя проявления нравственных качеств: почитания родителей, вежливости, порядочности, тактичности, сдержанности, взаимопонимания, взаимопомощи, гостеприимства, милосердия
В Калмыкии Указом Президента национальные праздники: « Зул», «Цаһан Сар», «Үр Сар», День рождения Будды Шакья –Муни стали народными. Эти праздники широко отмечаются в школах, в учебных заведениях. Подготовка и проведение их способствует созданию атмосферы национального быта, народной традиции, среды с национальным колоритом. Использованию воспитательных факторов, национальных семейных отношений, освоению национального этикета. На уроках родного языка и родной литературы учащиеся учатся думать, рассуждать, размышлять, творить, спорить, радоваться и переживать.
Традиции содействуют восстановлению теряемого духовного наследия. Национальная гордость, национальное и человеческое достоинство народа питается гуманистическими традициями нации. Любой этнос сохраняет себя только благодаря собственной традиционной культуре воспитания – народной педагогике. Есть у калмыков пословица: «Хальмг күн, хандм биш», что значит, калмык не благодарит. Например благодарить за гостеприимство не надо, так как принять гостя, оказать помощь – это закон, норма жизни у калмыков. Благодарят за добро в обществах, где добро не является обязательной ценностью. В тоже время нельзя делать вывод, что калмыки не благодарный народ, потому что полностью пословица звучит так: «Сделав добро – забудь о нем, получив добро – обязательно воздай больше». Большое значение в воспитании подрастающего поколения отводилось этикету – соблюдению правил поведения дома, в гостях в общественных местах. Существовал определенный порядок почитания по возрасту, который предусматривал все в поведении человека – речь, лексику, интонацию, позу, мимику говорящего. Словом, регламентировалось все в поведение. Таким образом, воспитание, образование в соответствии с традиционным обрядовым этикетом управляло поведением всех членов общества в зависимости от пола, возраста, семейного и общественного положения.
В устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – добродетель, и ее надо прививать, ей необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание. Следовательно, никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры человечества.
Искусство воспитывает чувства, философия – интеллект, педагогика регулирует и то и другое.
Ничто так не скрепляет народ, как традиции. Именно на них и опирается культуросообразность . Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство , что, например подтверждается на каждом шагу калмыками. Традиция вбирает в себе многое: и самое ценное из быта, и искусство, и труд. Трудовые традиции, пожалуй самые устойчивые.