«ОПРИЧНИНА ИВАНА IV ГРОЗНОГО», конспект урока истории, для учащихся 8 класса


ДАТА:
КЛАСС: 8
ТЕМА:
«ОПРИЧНИНА ИВАНА IV ГРОЗНОГО»
ЦЕЛЬ:
Формирование представлений у учащихся об опричнине и ее отрицательных последствиях для Российского государства.
ЗАДАЧИ:
Продолжать работу по ознакомлению учащихся с личностью Ивана Грозного; познакомить с термином «опричнина»; показать вред опричнины для народа;
Коррекция и развитие произвольного внимания на основе анализа текста учебника;
Воспитывать уважительное отношение к исторической личности.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
Опричник – дворянин в охране Ивана IV Грозного; цель борьбы – расправа с боярами.
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Помещики, самодержец, опричнина, опричники, земщина.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карта «Русское государство в XVI веке»
ТИП УРОКА:
Комбинированный
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие учащихся
Заходите дружно в класс
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подравнялись, собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Все, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
Начинаем наш урок,
Рты закрыли на замок.
Проверка готовности учащихся к уроку
5 – ти минутное чтение
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
Вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке?
Учащиеся:
На прошлом уроке мы изучали «ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЦАРЬ ИВАН IV ГРОЗНЫЙ»
Учитель:
Когда произошло венчание на царствование Ивана IV?
Учащиеся:
Венчание на царствование произошло 16 января 1547 года
Учитель:
Для чего Иван IV созвал Земский собор
Учащиеся:
Иван IVсозвал Земский собор для того, чтобы уменьшить влияние бояр.
Учитель:
Кто входил в состав Земского собора?
Учащиеся:
В состав Земского собора водили представители бояр, духовенства, дворян, знатных горожан.
Учитель:
Как назывался новый сборник законов Российского государства принятый при Иване IV?
Учащиеся:
Новый сборник законов Российского государства назывался – СУДЕБНИК ИВАНА IV.
Учитель:
Когда был утверждён СУДЕБНИК ИВАНА IV?
Учащиеся:
СУДЕБНИК ИВАНА IV был принят в 1550 году
Учитель:
Какие новые законы были записаны в СУДЕБНИКЕ ИВАНА IV.
Учащиеся:
По новым законам воры и разбойники жестоко наказывались. по новому же закону - крестьяне за переход должны были заплатить старому хозяину большую плату.
Учитель:
Что такое Церковный собор?
Учащиеся:
ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР – собрание высшего духовенства
Учитель:
Почему Церковный собор называли Стоглавым?
Учитель:
Стоглавым называли Церковный собор потому, что решения собора были записаны в книгу и где было записано 100 глав, от этого собор и получил название Стоглавый
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель:
Сегодня на уроке вы встретитесь с новым словом, а вот с каким – вам предстоит его найти путём вычёркивания повторяющихся букв. Оставшиеся буквы нужно вставить в прямоугольники.
I ГРУППА (Кристина, Влад, Нина)
В Ц К З Е Щ
Х О У П Ю М
Р Е Щ И Й
Й Э Ч Э Ц Ъ
М Н Ю З В И
К Ъ Н У А Х
О П Р И Ч Н И Н А
III ГРУППА (Дима, Сергей)
О К П М Ж
М Р Ы И Ч Ж Н Э И
Э Н К А Ы
О П Р И Ч Н И Н А
Учитель:
Какое слово у вас получилось?
Учащиеся:
Слово «ОПРИЧНИНА»
Учитель:
Опричнина – часть российской территории, находившейся в царском управлении.
Учитель:
Иван IV стал первым русским царём. Он укрепил царскую власть: принял новый сборник русских законов – Судебник, созвал Церковный собор и Земский собор. Помогала царю в управлении государством «Избранная рада» - несколько самых близких его друзей. Им он доверял, советовался с ними по самым важным государственным вопросам. За время своего царствования Иван Грозный совершил много поступков таких, за которые сделали его предметом ужаса и отвращения. Иван Грозный потребовал учредить в стране особый порядок, получивший название опричнины. Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как проводилась опричнина и к чему она привела. Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
Тема урока: «ОПРИЧНИНА ИВАНА IV ГРОЗНОГО»
Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
С раннего детства Иван Грозный видел, как бояре боролись за власть с помощью коварства и измены. Иван Грозный был вспыльчивым, подозрительным. Во всех бедах и ошибках винил бояр. Приближая к себе дворян, царь старался отдалить от царского двора бояр. За службу царь давал дворянам землю, которая закреплялась за ними, на то время пока они служили. Поэтому дворян называли помещиками, а их земли поместьями.
В декабре 1564 года Иван Грозный с семьёй и приближёнными неожиданно выехал из Москвы в Александрову слободу. В начале 1565 года он направил в Москву две грамоты, которые нужно было огласить на Красной площади. В первой грамоте, адресованной митрополиту Афанасию, царь объявил бояр и духовенство во многих «изменных делах», в расхищении казны и земель, в нежелании защищать царя от «недругов его». Иван объявлял, что оставляет престол и поселится там, «где Бог наставит». Во второй грамоте, адресованной жителям посада, он, объясняя причины отречения, выставил себя защитником «черных» людей от боярского своеволия. В Москве началась паника. Горожане, которых в меньшей степени коснулись царские гонения, потребовали от духовенства и бояр уговорить царя вернуться на царство и пообещали, что государевых «лиходеев и изменников» они сами «истребят»
В Александрову слободу выехала делегация духовенства и бояр. Иван был не против вернуться к царствованию, но предъявил требования. Сейчас при работе с текстом учебника вам нужно выяснить, какие требования предъявил Иван Грозный.
РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА
стр. 30 (6 абзац)
Учитель:
Какие условия поставил Иван Грозный боярам и духовенству?
Учащиеся:
Иван Грозный заявил, что вернётся только при условии предоставления ему права казнить «изменников» по своему усмотрению. Он потребовал учредить в стране особый порядок, получивший название опричнины.
Учитель:
Бояре и духовенство вынуждены были согласиться с этими условиями. Вся территория государства была поделена на 2 части. Одной управлял – царь (ОПРИЧНИНА), а другой ЗЕМЩИНОЙ – Боярская дума. Все бояре, которые имели земли на части опричнины были выселены, а земли у них отобраны. Бывшие земли бояр царь передал дворянам, служившим в опричнину. Их называли опричниками.
РАБОТА С ТЕКСТОМ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
«ОПРИЧНИКИ И ИВАН ГРОЗНЫЙ» стр. 32.
Учитель:
Как одевались опричники?
Учитель:
Кто был самым жестоким опричником?
Учитель:
Когда была отменена опричнина?
ФИЗМИНУТКА
УЧИТЕЛЬ НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТЫ. ЕСЛИ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ НАХОДЯТСЯ В КЛАССЕ, ДЕТИ ВСТАЮТ, А ЕСЛИ ЭТОГО ПРЕДМЕТА НЕТ В КЛАССЕ – СИДЯТ.
ЦВЕТОК, СТУЛ, РАДУГА, ДОСКА, КНИГА, СНЕГ, МЕЛ, ОДЕЖДА, ВОЗДУХ, ДЕРЕВО, ОКНО, ТРАВА.
Учитель:
Когда то Россия имела свободный выход к Балтийскому морю. Но постепенно шведы и рыцари Ливонского ордена захватили всё морское побережье. Иван Грозный решил отвоевать часть побережья Балтийского моря, чтобы расширить торговлю с европейскими государствами. Он напал со своим войском на ливонцев в 1558 г., за короткий срок русские воины захватили города: Юрьев, Нарву и подошли к Риге и Ревелю. Победа была уже близко. Магистр Ливонского ордена попросил у Ивана Грозного на полгода перемирия. Иван согласился и совершил ошибку. За это время магистр передал Ливонские земли Великому княжеству Литовскому. Литовский король объединился с Польшей в одно государство и попросил помощи у Дании и Швеции. Когда через полгода Иван Грозный начал новое наступление, то воевал он уже не с одним государством, а с тремя: Польши, Дании и Швеции. Российские войска терпели одно поражение за другим. Эта война длилась 25 лет. Некоторые города завоевывались по несколько раз. И снова оставлялись ими. В конце войны шведы захватили Нарву, а польские осадили Псков, пять месяцев жители города оборонялись. Через год в 1583 году Иван Грозный подписал мирный договор. Россия потеряла все прибалтийские территории. Побережье Балтийского моря отошло Швеции. Выхода в Балтийское море Иван Грозный так и не добился.
Учитель:
Какие цели преследовал Иван Грозный затеяв Ливонскую войну?
Учащиеся:
Иван Грозный решил отвоевать часть побережья Балтийского моря, чтобы расширить торговлю с европейскими государствами.
Учитель:
В чем состояла ошибка Ивана Грозного?
Учащиеся:
Ошибка Ивана Грозного была в том, что он заключил перемирие на полгода с магистром Ливонского ордена.
Учитель:
Каковы итоги Ливонской войны?
Учащиеся:
Россия потеряла все прибалтийские территории. Побережье Балтийского моря отошло Швеции.
Восемь долгих лет опричники разоряли и грабили русские земли, расправляясь с боярами. Поля не засевались и деревни были заброшены. население голодало и умирало от болезней. Тысячи невинных людей было убито, многие города разорены, а дома горожан ограблены. Никто из бояр и духовенства теперь не смел сопротивляться или спорить с царём. Недовольных ждала казнь.
Вот такой ценой добился царь своей цели – расправлялся с ненавистными боярами. Власть Ивана Грозного еще более усилилась.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся:
Сегодня на уроке говорили об опричнине при Иване Грозном.
Учитель:
Почему Иван Грозный боролся с боярами?
Учитель:
Кто помогал Ивану Грозному бороться с боярами?
Учитель:
Какой вред нанесли опричники стране?
Учитель:
ВЫБРАТЬ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, КОТОРАЯ БОЛЕЕ УБЕДИТЕЛЬНА:
Для чего Ивану Грозному потребовались опричники?
Для укрепления единоличной власти и дальнейшего закрепощения крестьян;
Для охраны его жизни;
Для расправы над изменниками;
Учитель:
Какие цели преследовал Иван Грозный, затеяв Ливонскую войну?
Учащиеся:
Иван Грозный решил отвоевать часть побережья Балтийского моря, чтобы расширить торговлю с европейскими государствами.
Учитель:
В чем состояла ошибка Ивана Грозного?
Учащиеся:
Ошибка Ивана Грозного была в том, что он заключил перемирие на полгода с магистром Ливонского ордена.
Учитель:
Каковы итоги Ливонской войны?
Учащиеся:
Россия потеряла все прибалтийские территории. Побережье Балтийского моря отошло Швеции.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
НИНА – ВЛАД – СЕРГЕЙ – ДИМА –
КРИСТИНА -
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
I ГРУППА – СТР. 30 - 34 , ЧИТАТЬ, ОТВЕТИТЬ НА 3 ВОПРОС СТР.32,
II ГРУППА –
III ГРУППА – СТР. 30 - 34 , ЧИТАТЬ,
В Ц К З Е Щ
Х О У П Ю М
Р Е Щ И Й
Й Э Ч Э Ц Ч
М Н Ю З В И
К Ч Н У А Х
В Ц К З Е Щ
Х О У П Ю М
Р Е Щ И Й
Й Э Ч Э Ц Ч
М Н Ю З В И
К Ч Н У А Х