Конспект интегрированного занятия по исследовательской деятельности в старшей группе Космическое путешествие


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по образовательным областям «Познание», «Художественное творчество»
на тему «Космическое путешествие»
с детьми средней группы
Иванова Марина Константиновна – воспитатель

г. Шарыпово, п. Дубинино, 2014 г.
Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, художественно-продуктивная.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Художественная литература», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Цель: расширить представления детей о Космосе.
Образовательные задачи:
- уточнить представление детей о космосе, звездах; 
- закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник;
- упражнять в счете в пределах пяти.
Развивающие задачи:  
- развивать фантазию, воображение;
-развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, умение работать в коллективе.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, иллюстраций к книгам о космосе, беседы о планете Земля, строительство космических кораблей из модулей и конструкторов, наблюдение за почвой, песком и др.
Оборудование: модули, геометрические фигуры, иллюстрированный атлас «Планета Земля», ёмкости с песком, лупа, ёмкость с водой, белые листы бумаги, гуашь, ложечки, ватные палочки, карточки с цифрами 1-5, магнит.Ход непосредственной образовательной деятельности
Организационный момент
Дети стоят в кругу
- Добрый день, мой милый друг, (рукопожатие)
- Посмотри-ка ты вокруг. (поворачивают голову)
- Здесь есть ты, (кладут руки друг другу на плечи)
- Здесь есть я. (кладут руку себе на грудь)
- Будем вместе (соединяют ладони друг с другом)
- Жить, (хлопают)
- Друзья! (соединяют ладони друг с другом)
После приветствия, дети садятся на пол.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, я случайно обнаружила вот такую книгу «Планета Земля». Что же интересного мы в ней увидим.
Дети рассматривают иллюстрации.
Воспитатель:
- Это что изображено на картинке? (земля)
- Какой она формы?
- Что означают пятна на земле?
- Почему Земля такая маленькая?
- А что вокруг Земли? Что это такое тёмное? (космос)
- Вот бы туда попасть. Давайте, попробуем, полетим в космос?
- Как вы думаете, что для этого надо?
- А давайте построим ракету из модулей по моему рисунку.
Дети строят ракету из модулей по схеме.
- Ну что, готовы? Тогда в путь!
Отправляемся в полётМы садимся в звездолет.Пристегнулись, ловко, дружно. Запускаем наш моторТеле-теле-теле-теле Завертелся наш пропеллер,Чудеса-чудеса, мы взлетаем в небеса!
(звучит музыка, затем раздаётся скрежет-звук удара)
Воспитатель:
- Оооо, у нас поломка, держитесь крепче друг за друга, мы падаем!!!
- Куда это мы попали? (ответы детей)
- Да, я согласна с вами, мы очутились на незнакомой планете, и ракета у нас сломалась, нужно найти запасную часть, чтобы её отремонтировать. Обследуем планету, может нам повезёт, найти что- то подходящее.
Дети выходят из ракеты и отправляются на обследование незнакомой планеты.
На пути встречаются ёмкости с песком.
Воспитатель:
-Ребята посмотрите, какая интересная почва на этой планете. Что это? (ответы детей)
-Что мы знаем о песке? Поэкспериментируем?
Что такое песок? (ответы детей)Из чего он состоит? (ответы детей)Обследуем сухой песок пальцами, насыплем его на пластину, рассмотрим в лупу, опустим в песок магнит, появившиеся на нем мелкие частички металла рассмотрим в лупу.Вывод. Песок-это очень-очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера. В песке можно найти мелкие частички металла.
В банку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его.Что происходит? (Песок оседает).На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду. Что произойдет? (Песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).Вывод. Песок тяжелый, он опускается на дно банки. Осталась легкая пыльна поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.
Воспитатель:
- Про песок всё знаем, отправляемся дальше?
На пути встречаются разложенные на полу геометрические фигуры - разные по цвету и по размеру.
- Ребята, а это ещё что такое? (дети называют геометрические фигуры)
Звучит релаксационная музыка, педагог предлагает выложить из геометрических фигур любые предметы.
Физминутка - игра «Как живете?»
- Как живете?
- Как идете?
- Как бежите?
- Как вы спите?
- Как плывете?
- Как даете?
- Как берете?
- Как кричите?
- Как молчите?
Дети отвечают:
- Вот так! (большой палец вверх)
- вот так (идут на месте),
- вот так (бегут на месте),
- вот так (показывают),
- вот так (показывают),
- вот так (показывают),
- вот так (показывают),
- вот так (кричат «Земля»)
- вот так (прикрывают рот пальчиком).
Воспитатель:
Отправляемся дальше, надо найти запасную часть для нашей ракеты. Ребята, как вы думаете, здесь кто-нибудь обитает? Есть живые существа? А давайте, заселим её необычными жителями? Предлагаю нарисовать их. А раз жители этой планеты будут необычными, и рисовать их будем необычно.
Рисование кляксами.
Дети рисуют нетрадиционной техникой- кляксография. Дорисовывают мелкие детали образа ватными палочками. Далее выкладывают свои рисунки на ковер и рассказывают что изображено.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что ее нарисованный житель необычной планеты несет, что-то незнакомое.
Воспитатель: Посмотрите, что это? По-моему это наша затерявшаяся деталь корабля. Давайте, проверим, подойдет ли она нам.
Дети подставляют модуль (часть) к ракете и убеждаются в том, что это их потерянная часть корабля.
Итог
Воспитатель:
А это что за цифры? Зачем они нужны здесь? Может с помощью этих цифр, мы сможем вернуться на землю? Давайте, правильно разложим их и проговорим. 1-2-3-4-5(слышится музыка, которая звучала при отправлении ракеты). Ура! наша ракета работает. По местам. Домой! А теперь пора прощаться, и на Землю возвращаться!
Дети машут руками - прощаются.
Воспитатель:
Ну, вот мы и дома! Мне понравилось! А вам что больше всего понравилось? Где подстерегали нас трудности? (ответы детей) А давайте, в следующий раз отправимся в путешествие в жаркие страны? Мне так хочется жирафа увидеть.