Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи и конструированию.

Конспект занятия по развитию речи и конструированию.
Тема: «Зимушка - зима"
Цель:
- повторить и обобщить знания детей по теме «Зима» посредством произведений поэтов и композиторов.
Задачи
Образовательные:
- упражнять в подборе прилагательных и однокоренных слов; - закреплять умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; - активизировать и обогащать словарный запас; - совершенствовать умения выразительного чтения стихотворений; - продолжать учить детей инсценировать небольшие сценки, выразительно передавая образ своего персонажа; - учить вслушиваться в звуки зимней природы, чувствовать её, импровизировать под музыку; - закреплять умение складывать квадрат в разных направлениях при изготовлении поделки методом оригами.
Развивающие:
- развивать умения выражать в речи свои впечатления от увиденного и услышанного; - развивать воображение, мышление, память, эмоционально – чувственную сферу посредством произведений мастеров поэтического и музыкального искусства; - развивать и улучшать общую и мелкую моторику и координацию движений под музыку.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к поэтическому и музыкальному искусству; - воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность, умение слушать других, не перебивая, играть и работать в коллективе.
Оборудование:
демонстрационный материал: репродукция зимнего пейзажа И. Шишкина «Зима», ноутбук, запись Свиридова «Метель. Вальс», снежный ком из ваты, образец поделки: «Лиса» (оригами); раздаточный материал: картинки с изображением зверей на каждого ребенка; картинки к календарю природы о зимних явлениях; девочкам - новогодние дождики; всем детям: бумажные квадраты оранжевого цвета (10*10) –для изготовления туловища лисички, (8*8) – для головы, клей – карандаш, черный фломастер.
Словарная работа: лютая, студеная, жгучий, оригами.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, чтение стихотворений, рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций по теме, изготовление поделок из бумаги по типу оригами.
Интеграция образовательных областей: : «Познание» , «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, музыкальная, художественно - эстетическая, продуктивная.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.
(Дети здороваются с гостями на русском и татарском языках).
Воспитатель: - Прежде чем начать занятие, мы разомнем наши язычки - поиграем в игру
«Эхо» - назови последний слог.
Собирайся, детвора! Дети: ра, ра.
Начинается игра! Ра, ра!
Да ладошек не жалей! Лей, лей!
Бей в ладоши веселей! Лей, лей!
Сколько времени сейчас? Час, час
Сколько будет через час? Час, час!
И неправда будет два! Два, два!
Думай, думай голова! Ва, ва!
Как поет в селе петух? Ух, ух!
Да не филин, а петух? Ух, ух!
Вы уверены, что так? Так, так!
А на самом деле как? Как, как!
Вы хорошие всегда? Да, да!
Или только иногда? Да, да!
Не устали отвечать? Чать, чать!
Разрешаю помолчать! ТСССССССС
Воспитатель: Теперь наши язычки готовы, можно начинать занятие. Отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Дети: Это зима.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о зиме. Давайте сначала вспомним и назовём зимние месяцы. (Ответы детей) Воспитатель: А теперь садитесь на стульчики слушайте и смотрите.
(Сценка «Зима»)
Воспитатель: - Были на земле времена, когда и зимы - то не было. Beсна была, и лето было, и осень была, а зимы совсем не было. Только весна, лето да осень жили не дружно, постоянно ссорились и спорили.
Входят три девочки, на голове у них ободочки по временам года: у Весны – из зеленых листочков, у Лета – из цветов, у Осени – из осенних листьев. Входят и ссорятся.
Осень: - Я первая! Весна: - Нет, я первая! Лето: - Я сказала вам, я первая!
Автор: - Долго так ссорились сестрицы. Природа - мать совсем измучилась с ними, а потом как закричит: «Кто наведет на земле порядок, в конце концов? Кто установит нормальный ход времени?»
Входит Дед Мороз, к нему подбегают Весна, Лето, Осень, толкают друг друга, спорят.
Весна: - Сейчас весна!
Лето: - Сейчас лето!
Осень: - Сейчас осень!
Нахмурился Дед Мороз, топнул ногой и говорит.)
Дед Мороз: - Сейчас зима!
Весна, Лето, Осень: - Какая такая зима? – удивились они.
- Не знаем мы никакой зимы!
Дед Мороз выводит девочку, на голове у которой ободок со снежинками.
Дед Мороз: - Вот она какая - Зима! Она будет первой!
Весна, Лето, Осень: - А как же мы? Что с нами будет?
Дед Мороз: - Второй будет Весна, за ней Лето, потом Осень, и царствовать вы будете по три месяца, чтобы никому не обидно было.
Зима: - Дедушка Мороз, я только родилась и не знаю какая я?
Дед Мороз: - Ребята! Давайте поможем Зиме. Расскажите, какая бывает зима?
Воспитатель: - Давайте вспомним и прочтем стихи о зиме.
(Дети читают стихи)
Зимнее утро.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин.
Печальная береза.
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
А.Фет
«Береза» Сергей Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
·,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Воспитатель: - А вот так представлял себе начало зимы А. С. Пушкин. Это отрывок из его большого романа «Евгений Онегин».
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с подвижною рекою
Сравняла пухлой пеленой;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, почему А. С. Пушкин называет зиму «волшебницей»? (пришла, рассыпалась клоками, повисла на суках дубов, легла волнистыми коврами, среди полей, среди холмов). - Действительно, зима очень разная: она и красивая , и холодная – студеная. У поэта Фетисова в стихотворении «Зима пришла» тоже есть описание зимы. Сейчас Рамис нам прочтет это стихотворение, а вы закройте глаза, послушайте и представьте, какую картинку вам хотелось бы нарисовать, слушая эти строки.
Рамис: - «Зима пришла». Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно,
Там волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд
И папахи на дома
Нахлобучила зима.
Воспитатель: - Какую картинку вам хотелось бы нарисовать? (Дети рассказывают)
- Давайте поиграем в игру «Снежок» и расскажем, какая бывает зима. Передаем снежок из рук в руки и отвечаем на вопрос: «Какая зима?»
(Дети становятся в круг).
Ответы детей: Зима белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, лютая, суровая, веселая.
Воспитатель: - Вы, ребята, назвали зиму морозной, а мороз зимой какой?
Дети: Бодрящий, жгучий, безжалостный, злой, жестокий, крепкий, легкий, обжигающий, сердитый, сильный, скрипучий, слабый, суровый, искристый, трескучий, хрустящий, февральский.
(Садятся на стульчики)
Воспитатель: - А какие изменения происходят в природе с приходом зимы. Рассказывать будете с помощью картинок из нашего календаря природы.
(Каждый ребенок берет карточку и называет одну примету)
Солнце светит, но не греет. Зимой небо может быть ясным и пасмурным. Ветер зимой холодный, сильный, ледяной. Деревья стоят голые, их ветки покрыты снегом. День короткий, а ночь длинная. Зимой часто идет снег. Люди тепло одеваются.
Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, действительно, зима у нас очень разная: она и холодная - студеная, и с оттепелью - капелью, и с метелями - вьюгами, и со снегом хрустящим и снежинками крутящимися. Поэты, писатели, художники, композиторы в своих произведениях рассказывают нам о зиме.
- Как поэты выражают свои мысли? (Дети: в стихах).
- А писатели – ( в рассказах, сказках).
- Художники – (в картинах).
- Композиторы – (в музыке).
Воспитатель: - А бывают зимой дни хоть и морозные, но ясные, светлые, солнечные. Я предлагаю станцевать вам импровизированный танец под музыку Свиридова «Метель. Вальс» и создать образ волшебного зимнего леса, где мальчики будут деревьями: они будут раскачиваться из стороны в сторону, а девочки будут снежинками порхать между ними.
(Девочки берут в руки «дождики»).
По окончании музыки дети садятся на стульчики.
Воспитатель: - Ребята, мы ведь еще пословицы о зиме знаем. Давайте вспомним их. Я буду начинать, а вы продолжайте:
Мороз не велик, да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
В зимний холод всякий молод.
Зимой два друга мороз да вьюга.
Зимой много снега, летом много хлеба.
Зима лето пугает, да всё равно тает.
Воспитатель: - Как вы понимаете пословицу «В зимний холод всякий молод?»
(Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: : - А теперь скажите, какие звери живут в наших лесах? Давайте поиграем в игру «Назови семейку». Возьмите карточку лесного жителя и назовете всю его семью.
Д/и «Назови семейку».
Воспитатель: - Волк, лиса, медведь, заяц, еж, бобер, белка, лось
(Дети: «Волк – волчица – волчонок – волчата.)
Воспитатель: - Сколько похожих слов вы назвали. Как называются эти похожие слова?
Дети: Родственные.
Воспитатель: Вспомните и скажите, как называются жилища диких животных?
Д/и «Кто где живет?»
- Как называется дом у волка, зайца, лисы, медведя, белки, ежа, бобра?
(Дети отвечают: логово, ямка, нора, берлога, дупло, хатка).
Воспитатель: - А кто из этих зверей ложится спать зимой?
Воспитатель: - Я думаю, мы достаточно много рассказали о зиме и теперь наша Зима будет знать, какая она. - Давайте, дети, подарим ей зверушек в лес, мы ведь умеем делать поделки из бумаги. Хотите? А кого мы сегодня сделаем отгадайте по загадке:
За деревьями, кустами
Промелькнуло, будто пламя,
Промелькнуло, пробежало
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Воспитатель: - Ну конечно, это лиса. Сегодня мы постараемся сделать лису из бумаги способом оригами. Что такое оригами?
(Дети: изготовление поделок из бумаги способом складывания)
Воспитатель: У вас на столе 2 квадрата. Как вы думаете, для чего большой квадрат? А маленький? Верно, из большого квадрата мы сделаем туловище лисички, а из маленького – головку.
(Показ и объяснение. Воспитатель обращает внимание детей на схемы поэтапного складывания туловища и головы лисицы).
Воспитатель: Внимательно смотрите и запоминайте, как мы будем делать лисицу.
(Показ с подробным объяснением) В ходе занятия воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям, делает напоминания.
Итог: - А теперь посмотрите, сколько красивых у нас получились лисичек. Зима обрадуется, что в ее лесу теперь будет жить много таких красавиц.
Воспитатель: Закончить наше занятие я хотела бы известным вам стихотворением поэта С. Есенина, его прочтет Артем.
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес – что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно
ИТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель: - Кому и как мы сегодня помогали? Что нового вы сегодня узнали? Что у вас получилось лучше всего? Что не получилось и почему? Что нужно сделать, чтобы в следующий раз получилось? Что было самым трудным? Что было самым интересным? Кому вы расскажете о нашем занятии?
РЕЛАКСАЦИЯ «В зимнем лесу».
Воспитатель: - Ребята, вы так хорошо сегодня поработали на занятии, давайте немного отдохнем. Закройте глаза и представьте, что мы сейчас на лесной поляне. День солнечный, теплый, хоть и зимний. Подставьте лицо солнечным лучам. Нос, глаза и щеки стали теплыми, вам легко и хорошо дышится, лесной воздух свежий и чистый. Вам приятно и вы улыбаетесь солнышку и последним зимним дням
А теперь откройте глаза. Мы в детском саду, вы хорошо отдохнули, у вас бодрое настроение, и пусть приятные ощущения будут с вами в течение всего дня.
Самооценка.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю оценить свой труд. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет красное солнышко, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет желтое.
Дети делают свой выбор.


















15