Конспект урока по русскому языку на тему Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами (8 класс)


Конспект
урока по русскому языку в 8 классе.
Учитель: Котунина Т.П.Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами».
Цели урока: Обобщение и закрепление знаний об обособлении определений и дополнений.
Совершенствование навыка обособления обстоятельств, выраженных одиночными обстоятельствами и деепричастными оборотами.
Употребление в речи обособленных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами
Развитие творческих способностей учащихся и навыка выразительного чтения предложений с деепричастиями.
Ход урока.
Оргмомент. Слайд № 1
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
- Сегодня мы продолжим изучение самой большой и трудной с точки зрения синтаксиса и пунктуации темы учебного курса 8 класса – «Обособленные члены предложения». Особое внимание обратим на обособленные обстоятельства. В ходе урока будем учиться видеть их на письме и слышать, выделять интонационно и запятыми. Предложения с этими синтаксическими конструкциями сегодня очень широко используются в публицистике и рекламе, могут пригодиться и вам в вашей речи и на экзаменах, и в жизни.
II. Повторение.
- Что такое обособление? (выделение на письме запятыми, а в устной речи интонацией части высказывания)
Слайд № 2
- С какими обособленными членами предложения мы уже познакомились? (с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами и прилагательными, с приложениями и уточняющими дополнениями)
- У вас лежат на партах листочки с заданиями. Прочитайте задание № 1. (Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.) Работу выполните на этих же листочках.
Слайд № 3
Высоко в небе светила полная луна освещавшая нам путь.
Эта девушка милая и скромная привлекала всеобщее внимание.
Владимир Маяковский талантливый поэт-футурист известен и за рубежом.
Я ничего не мог различить кроме мутного кручения метели (А. П у ш к и н).
Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель.
(И. Северянин)
- Чем осложнено 5 предложение? (деепричастием, деепричастным оборотом)
- Расскажите об обособлении деепричастных оборотов и одиночных деепричастий. (д/о и о/д на письме всегда обособляется, а в устной речи – интонационной паузой)
- Каким членом предложения является одиночное деепричастие и деепричастный оборот? (обстоятельством)
- Можем ли мы сказать, это обособленное обстоятельство? Чем оно выражено? (Да, это обособленное обстоятельство, выраженное о/д и д/о)
Слайд № 4
III. Новый материал.
- Итак, ребята, сформулируйте тему нашего урока?
- Запишите в тетрадях тему урока:
Слайд № 5
«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами».
- Попробуем, исходя из нашей темы, определить задачи нашего урока. Пожалуйста, ваши предположения.
Слайд № 6
Цели урока:
- Повторение сведений об обособлении и об изученных обособленных членах предложения.
- Совершенствование навыков обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;
- Употребление в речи обособленных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами
- Развитие навыка выразительного чтения предложений с о/д и д/о.
Слайд № 7
- Следующую работу выполняем в тетрадях. Прочитайте задание № 2. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Работу вы также можете найти на листочке.
1. Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой скользила к берегу. (М. Лермонтов)
2. И темный лес склоняясь дремлет под звуки песни соловья. (С. Есенин)
3. Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя.(А. Пушкин)
4. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А. Грибоедов)
Выход из создавшейся ситуации
- Как найти выход из создавшейся проблемы? (найти нужную информацию в учебнике, в справочнике, в таблицах и т.д.)
Слайд № 8
Предлагаю разделиться на 3 группы. Первая группа работает с учебником «Теория» § 196
Вторая - с таблицей, которую вы найдете на листочках. Они на ваших партах.
Третья работает со справочником. Стр.272-273
- Пожалуйста, мнение первой группы;
Второй;
Третьей. (не обособляются одиночные слова, сближающиеся с наречиями; фразеологизмы)
- Итак, почему обстоятельства шутя и сломя голову не обособляются? (наречие и фразеологизм)
- Какие еще сведения об обособлении обстоятельств вы нашли в ваших источниках информации? (обособляются о/д, образующие сочинительное словосочетание, в положении перед сказуемым; д/о относится к одному из однор. сказуемых, связанных союзом и , запятая перед союзом и не ставится)
IV. Практическая часть.
Слайд № 9
- Прочитайте задание № 3. Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Задание есть на листочках.
Слайд № 10
- Упр. 370. Прочитайте задание к упр. К доске пойдет…
Слайд № 11
Физкультминутка
Физкультминутку с вами проведут …
- С какой целью изучается обособление обстоятельств, выраженных о/д и д/о? А может можно вообще обойтись без деепричастий?
- Послушайте, какую информацию об обособленных обстоятельствах, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, нашла …
Сообщение.
Слайд № 12
Творческая работа.
Преобразуйте данные пары предложений в простые с обособленными обстоятельствами и запишите их в таком порядке, чтобы получился текст. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
На опушке леса стояла стройная березка. Она робко ш..лестела листвой.
Тихо вставало летнее утро. Оно как бы перел..валось в знойный день.
Птицы весело щ..бетали в лесной чаще. Они радовались первым лучам солнца.
Зачитайте полученный текст.
Слайд № 13
А теперь сравните два текста. Какой вам больше понравился. Почему? За счет чего он приобрел выразительность, яркость? (обособленные обстоятельства, выраженные д/о)
- Вы сказали, что изучение этой темы вам поможет справиться с заданиями на итоговой аттестации. Я предлагаю вам отправиться на экзамен.. Выполните тесты. Записываем только номер.
Слайды № 14-18
Тест
Поднимите руку те, кто не сделал ни одной ошибки; одну ошибку!
Слайд № 19
V. ИТОГИ УРОКА
- Подведем итоги урока. Достигнуты ли были поставленные цели?
Слайд № 20
VI. Запишите домашнее задание: 1. § 196
Из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» выписать 5 предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
VII. Оценки
Слайд № 21
VIII. РЕФЛЕКСИЯ
Продолжите предложения.
Слайд № 22
Спасибо за урок!