Технологическая карта урока «Аммиак»


Технологическая карта урока «Аммиак»
Дидактическая цель: в процессе обсуждения учебных проблем учащиеся должны установить причинно-следственные связи между строением молекулы аммиака и его свойствами.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Задачи урока:
1. Учащиеся должны выяснить и объяснить причины основных свойств водного раствора аммиака, изучить механизм образования донорно-акцепторной связи на примере образования иона аммония. Опираясь на ранее приобретенные знания, учащиеся должны определить окислительно-восстановительные свойства аммиака и объяснить их причину (предметный результат).
2. Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации (метапредметный результат).
3. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Методы обучения: проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: презентация, учебник, рабочие тетради, электронное пособие, задания на карточках, раздаточные материалы, карточки рефлексии.Оборудование и реактивы: пробирки, штатив, пробка с газоотводной трубкой, кристаллизатор, спиртовка, гидроксид кальция, хлорид аммония, вода, фенолфталеин, нашатырный спирт. Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Ресурсы
Этап 1. Организационный
Приветствует ребят: добрый день, я рада вас видеть. Приглашаю вас на урок. Техника «Ладошка к ладошке».
Знакомит с правилами по выставлению отметки за урок. За домашнее задание – 0-6 баллов; маршрутный лист №1 – 0-6 баллов; активность на уроке – 0-4 баллов; тест – 4 балла. Итого: 0-10баллов – «3», 10 -16 баллов – «4», 17-20 баллов –«5». Приветствуют учителя. Жестами сообщают о своей готовности и настрое на урок. Личностные
(смыслообразование) Этап 2. Проверка Д/зПрежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо выбрать себе задание в зависимости от того, на сколько вы освоили домашний материал.
Учитель раздает листы для проверки домашнего задания и назначает консультанта ряда. Ученик выбирает свой уровень задания и выполняет его.
Консультант получает «ключ» и проверяет работы своего ряда. Личностные (самоопределение)
Регулятивные (оценка, саморегуляция)
Коммуникативные (определение способов взаимодействия) Раздаточный материал.
Этап 3. Актуализация субъектного опыта
Учитель предлагает рассмотреть «паутину знаний» на слайде и просит учащихся попытаться сформулировать тему урока.
Мы сегодня на уроке проследим взаимосвязь, соответствующую «паутине знаний».
Организует обсуждение, где встречается аммиак в повседневной жизни – игра «Угадай «профессию» аммиака» Ребята рассматривают слайд презентации и формулируют тему урока «Аммиак и его свойства». Записывают ее в тетрадь.
Выдвигают гипотезы об областях использования аммиака.
Продолжают предложение: знание этой темы может помочь в профессии … Личностные
(смыслообразование)
Познавательные
(постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)
Коммуникативные
(сотрудничество в поиске и сборе информации)
Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция) Электронная презентация к уроку.
Этап 4,5. Применение изученного, контроль и самоконтроль.
Учитель организует работу учащихся по маршрутным листам №1.
Пока консультант по «ключу» проверяет маршрутный лист №1, учитель предлагает детям собрать шаростержневую модель молекулы аммиака.
Учитель формулирует проблему «Как строение влияет на свойства?» и показывает демонстрационный опыт «Получение аммиака и растворение его в воде».
Задает вопросы по опыту фронтально:
Укажите агрегатное состояние полученного вещества.
Почему газоприемник расположен вверх дном?
Какие признаки химической реакции вы наблюдаете?
Сделайте вывод, какими физическими свойствами обладает аммиак.
Учитель корректирует и дополняет ответы учащихся о температуре кипения(-33,350С) и температуре плавления(-77,70С), а также хорошей сжижаемости, т.е. способности образовывать ассоциаты за счет водородной связи.
Учитель подводит учащихся к определению понятия «водородной связи».
Формулирует проблему по результатам лабораторного опыта: «Откуда и как в данном растворе появились гидроксид-ионы?»
Учитель актуализирует знания о строении аммиака и говорит о возможности образования связи по донорно-акцепторному механизму с ионом водорода NH3+HOH→NH4OH. Как электролит, гидроксид аммония диссоциирует согласно уравнению:
NH4OH↔[NH4]++OH-.
А какие еще вещества при диссоциации образуют ион водорода? Проводит обсуждение решения проблемного вопроса.
Все ли задания вы смогли выполнить? В чем затруднения?
Формулирует новую проблему: «Исходя из степени окисления азота в аммиаке предположите, какими свойствами окислительными или восстановительными будет обладать аммиак?»
Учитель организует обсуждение применения аммиака по слайду презентации. Ребята заполняют маршрутный лист №2, а консультант осуществляет проверку и выставляет баллы.
Ребята собирают шаростержневую модель молекулы аммиака.
Смотрят, анализируют, делают выводы, заполняют маршрутный лист №2 и формулируют физические свойства аммиака, вклеивают его в тетрадь.
Ребята рассматривают механизм образования водородной связи, формулируют определение и записывают его в тетрадь.
Водородная связь возникает между атомами водорода одной молекулы, несущими частичный положительный заряд и ЭО атомом элемента другой молекулы с частично отрицательным зарядом.
Учащиеся выполняют лабораторный опыт: «Изменение окраски индикатора в растворе аммиака».
Пытаются самостоятельно ответить на поставленный вопрос.
Делают записи и выполняют тренировочные задания:
NH3+HCl→NH4Cl (соль - хлорид аммония).
2NH3+H2SO4→ (NH4)2SO4 (соль - сульфат аммония).
Ребята объясняют свои затруднения.
Выдвигают гипотезы и дописывают в тетради ОВР оксида меди с аммиаком, а два учащихся выполняют эту реакцию на развороте доски.
Ребята участвуют в обсуждении. Личностные
(смыслообразование)
Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия, постановка и решение проблемы)
Регулятивные (прогнозирование, коррекция, оценка)
Коммуникативные (определение способов взаимодействия) Учебник, набор для сбора моделий, раздаточный материал, презентация.
Этап 5. Информация о домашнем задании
Учитель предлагает выбрать ученикам домашнее задание: обязательная часть по учебнику и одно задание по выбору учащихся из презентации. Ученики выбирают задания и пишут себе рекомендации «как мне успешно выполнить Д/з». Личностные (самоопределение)
Регулятивные (оценка, саморегуляция) Учебник, презентация.
Этап 6. Подведение итогов учебного занятия
Учитель дает оценку работе класса, отмечает наиболее проблемные вопросы изученной темы, приводит тест, изображенный на слайде презентации. Нацеливает, что ученики готовы к дальнейшему изучению темы «Соли аммония». Ученики сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущим уроком.
Выполняют тест. Регулятивные (оценка, саморегуляция)
Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия)
Электронное пособие, раздаточный материал,
тетрать.
Этап 7. Рефлексия
Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Учитель благодарит школьников за урок. Ученики пишут себе телеграмму:
Я узнал……………………………
Меня удивило……………………
Хочу повторить…………………. Регулятивные (оценка, саморегуляция) Раздаточный материал.