Рабочая программа кружка Юный эколог


Пояснительная записка
Важность экологического воспитания детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Главной задачей его является формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Только в этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты – решительно отвергаться, какую бы прибыль их внедрение ни сулило.
От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Актуальность и новизна:
Обеспечение трудовой занятости и социализации детей, введение их в область реальной научно-изыскательной деятельности приобретение навыков исследовательской работы. В природе предполагает использование современных эколого-образовательных технологий. Учащиеся в полевых условиях занимаются изучением природно-климатической характеристики района, его месторасположением, водными ресурсами, флорой и фауной.
Данная программа рассчитана на детей основного общего и среднего общего образования в возрасте 11-14 лет
Цель программы: Способствовать формированию у детей активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности по охране природы, творческого подхода к изучаемым вопросам в условиях коллективной жизни в природе и школе
Программа кружка « Юный эколог» призвана решать следующие задачи:
1.Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
2.Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки;
3.Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
В целом кружковые занятия позволяют полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивает более надежные основы экологической ответственности младших школьников.
Особенностью организации работы кружка является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, допустимость более свободного выражения чувств младшими школьниками во время работы, более широкое использование разнообразных форм проведения занятий и элементов соревнования на них. Атмосфера легкости создается путем включения в ситуацию рассказов-загадок, заданий героев веселых детских сказок, кроссвордов, викторин, инсценировок, путешествий, экскурсий.
Формы и методы обучения:
Лекции с элементами беседы;
Работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся;
Видеоуроки,
Уроки-экскурсии
Урок диспут,
Урок-игра;
Написание и защита проектов по изучаемой проблеме.
Возрастные особенности учащихся
В кружковой деятельности принимают учащиеся в возрасте от 11 до 14 лет, где происходит развитие познавательной сферы. Учебная деятельность приобретает черты деятельности по самообразованию и саморазвитию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На этом этапе происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.
Сюда же относятся приемы сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, развлечение, классификация, наблюдение, умения и навыки определения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
К концу года учащиеся должны знать и уметь:
- различать объекты живой и неживой природы; устанавливать связи и зависимости в неживой и живой природе;
- проводить простейшие наблюдения за погодой и за организмами в природе;
- выполнять простейшие поделки из природного материала ;
- о значении природы в жизни человека и выполнять правила поведения в природе;
Данный кружок рассчитан на учащихся 5-7 классов, на 35 часов ( 1 час в неделю)
Результатом работы кружка будет являться участие в проведении экологического месячника, проводимого в образовательном учреждении, в апреле 2016 г
Календарный план работы кружка «Юный эколог »
№ п/п Сроки Кол-во
часов Тема Вид занятий Содержание занятий Формируемые понятия Формируемые умения и навыки
          природоохранные нравственные  
1 02.09 1 С любовью к природе Беседа Беседа об отношении школьников к природе Бережное отношение к природе Любовь и забота о природе Умение оценивать свои поступки и отношение к природе других людей
2-3 09.09
16.09 2 По тропинке в лес пойдем Экскурсия в лес Наблюдение в     природе, стихи, песни, загадки      о природе, сбор природного материала, заготовка корма для птиц, знакомство с грибами Природа как источник эстетического наслаждения Долг каждого человека — беречь родную природу Умение   оценивать   эстетические достоинства природной среды
4 23.09 1 Природа и искусство Занятие в классе Беседа «Природа и искусство».  Рисование по впечатлениям от экскурсии, изготовление поделок    из природного материала, слушание музыки на тему осени Природа как источник эстетического наслаждения Долг каждого человека — беречь красоту природы Навыки работы с природным материалом
5 30.09 1 Будь добрым к природе Занятие   в библиотеке Беседа      по рассказу Н. Гарина- Михайловского «Тема и Жучка» и по книге Б. Рябинина «0 любви к живому» Роль животных в природе и в жизни человека, бережное отношение к животным Жалость, доброта к животным Умение давать оценки поступкам
6 07.10 1 Растения просят помощи Занятие    в холле школы Беседа о растениях; посадка комнатных растений, правила ухода за ними. Игра «Угадай растение» Бережное отношение к растениям в природе и жизни человека Долг детей — заботиться о зеленом друге Навыки ухода за комнатными растениями, умение выращивать их
7-8 14.10
21.10 2 Конкурс поделок из природного материала Занятие    в классе Конкурс,   награждение, игры, загадки Любой объект природы можно рационально использовать Необходимость сохранения эстетических ценностей природы Умение оценивать эстетическую значимость поделок
9-10 11.11
18.11 2 Звери и птицы зимой Занятие   в компьютерном классе Беседа, просмотр диафильма. Игра «Угадай птицу». Беседа об условиях зимовки зверей и птиц, зимней подкормке птиц, о кормах. Стихи о помощи птицам, чтение рассказа Н. Сладкова «Жалейкин и птенчик» Бережное отношение к птицам. Особенности их кормов Подкормка птиц — обязанность каждого школьника Навык узнавания зимующих птиц по внешнему виду
11-12 25.11
02.12 2 Мы — друзья птиц Занятие в классе, прогулка в парк. Практическая работа Изготовление различных видов кормушек. Игра «Какой корм нужен этой птице?». Подкормка птиц Особенности кормушек для разных видов птиц Долг детей — помогать птицам в трудное время Навык изготовления кормушек
13-14 09.12
16.12 2 Природа — наш общий дом Беседа Беседа о состоянии воды, воздуха, почвы. Фенологические наблюдения в природе Необходимость бережно, рационально относиться к компонентам неживой природы Забота о природе Умение наблюдать
15-16 23.12
30.12 2 Охраняемые  животные и растения нашего края Занятие   в компьютерном классе Беседа о редких и исчезающих растениях и животных края Отрицательные последствия деятельности людей в природе Ответственность за результаты своих поступков Умение определять охраняемые растения и животных по внешнему виду
17-18 13.01
20.01 2 Лес     — наше богатство Беседа Беседа о русском лесе с показом картин известных художников, о пользе муравьев, о бережном отношении к бумаге и древесине, о мерах по восстановлению лесов. Стихи о лесе. Голоса птиц Лесные богатства могут истощаться; сберегая   бумагу, мы   сбережем лес.      Рациональное      использование и охрана леса и его обитателей Осуждение тех, кто наносит ущерб природе Умение различать голоса птиц
19-20 27.01
03.02 2 Великий учитель — Природа Беседа Беседа о бионике, народных приметах, растениях и животных — синоптиках и индикаторах Многообразная роль живых существ Уважение ко всему живому Умение наблюдать
21-22 10.02
17.02 2 Доктор — Природа Занятие в классе Беседа о лекарственных растениях, сроках и правилах их сбора,      местах распространения   и   назначении с использованием таблиц, гербариев, картин. Викторина «Походная аптечка» Роль  лекарственных  растений   в   жизни животных и человека; отрицательная    роль человека в исчезновении этих растений Долг детей — охранять лекарственные растения и разъяснять товарищам и взрослым правила их сбора Умение распознавать и использовать лекарственные растения
23-24 24.02
02.03 2 Поможем природе! Беседа. Практическая работа Беседа о способах оказания помощи природе, доступных младшим школьникам. Посадка деревьев, разбивка клумбы на пришкольной территории Положительное воздействие человека на природу Тот, кто любит природу, обязан участвовать в работе по ее сохранению и приумножению Навыки и умения посадки деревьев и цветов
25-26 09.03
16.03 2 Вредных животных нет! Беседа Беседа о пользе и вреде животных, об относительности этого понятия: о роли и взаимосвязи всех животных в природе. Разучивание стихотворения Б. Заходера «Все-все-все на свете нужны» Взаимосвязь живых организмов Необходимость охраны всего живого, сочувствие к нему Умение оценивать роль и место отдельных видов в природе
27-28 30.03
06.04 2 Праздник друзей природы Занятие в библиотеке Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала Бережное отношение к природе Любовь к природе, желание и стремление ее защитить  
29-30 13.04
20.04 2 Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека. Занятие в классе.
Экскурсия на водоём. Опыт «Волшебница вода».
Просмотр видеофильма.
Операция «Малые реки» (рейд в пойму реки Широкая). Положительное воздействие человека на природу Любовь к природе, желание и стремление ее защитить Умение оценивать свои поступки и отношение к природе других людей
31 27.04 1 «Охраняемые растения Донского края» Занятие в классе. Практическая работа Игра-путешествие «По лесным тропинкам». Бережное отношение к природе Любовь к природе, желание и стремление ее защитить Умение оценивать свои поступки и отношение к природе других людей
32 04.05 1 «Охраняемые жи-вотные Донского края» Занятие в классе. Практическая работа. Виртуальная экскурсия «Следы. Фенологические наблюдения.» Бережное отношение к природе Любовь к природе, желание и стремление ее защитить Умение оценивать свои поступки и отношение к природе других людей
33-
34 11.05
18.05 2 Экскурсия в природу Экскурсия. Практическая работа Изучение травянистых, кустарниковых и древесных растений. Наблюдение за птицами, игры на воздухе. Расчистка пришкольной территории от сушняка. Выработка правил охраны природы и культурного поведения в ней Культурное поведение в природе Любовь к природе, желание ее охранять Навык уборки территории и уничтожения мусора, основы культурного поведения в природе
35 25.05 1 «Мир вокруг нас» Актовый зал Театрализованное представление на экологическую тему. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». Бережное отношение к природе Любовь к природе, желание и стремление ее защитить Умение оценивать эстетическую значимость

Использованная литература :
Пути реализации регионального образовательного стандарта по экологии для общеобразовательных школ Читинской области :Научно – методические материалы./ под общей редакцией Е.А.Игумновой. – Чита : ЧИПКРО, 2006
Неделя экологии в школе/ автор – составитель Г.А.Фадеева. Волгоград: Учитель, 2007
Экологическое воспитание в школе. 5-9 классы: игры, праздники, конкурсные программы, тематические вечера, беседы. – Вып.2/ автор – составитель Е.М.Вавилина.- Волгоград : Учитель, 2008
Воспитание экологической культуры: сборник материалов/ составитель: В.Н. Васильева; под редакцией В.В.Крапивьяновой – Чита: ЧИПКРО, 2008
Интернетресурсы