Тематическое планирование старшая дошкольная группа


месяц неделя Тема недели Цели и задачи Итоговое мероприятие
сентябрь 1 «До свидания, лето» Обогащать знания детей об изменениях в природе. Закрепить название летних месяцев, их последовательность.
Расширять представления о цветах (строение,  разнообразие видов, условия, необходимые для роста и развития).
Расширять представления детей о жизни животных летом.
          Продолжать формировать представления об охране живой природы, навыки бережного отношения к ней в повседневной жизни.
Выставка рисунков
«Лето, ах лето!»
2 Грибы. Деревья, цветы сада и леса. Расширить знания детей о грибах. Дать понятия: съедобный, несъедобный.
Уточнить понятия детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках).
Уточнить представление детей о значении леса в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к природе.
         Повторить правила поведения в лесу.
Совместный рисунок-коллаж
3 Золотая осень Закрепить знания детей о временах года.
Систематизировать представления об осени (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди).
Закрепить знания детей о желтом, зеленом, красном цветах в природе.
Познакомить с названиями осенних месяцев.
Познакомить с отличительными признаками первого осеннего месяца (желтые листья на березках, кучевые облака, увядание трав). Праздничный утренник.
4 Урожай.
Уточнить и расширить знания детей о фруктах и ягодах. 
Закрепить обобщающие понятия  фрукты, ягоды. Научить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящиеся к этим понятиям. 
Учить узнавать фрукты и ягоды по вкусу, по запаху, по тактильным ощущениям, по описанию. 
Формировать начальные представления о здоровом образе жизни, о пользе продуктов питания.
Воспитывать уважение к труду взрослых в саду, на полях, в огороде.
Оформление выставок урожая в группе.
октябрь
1 Овощи. Продолжить обогащать и совершенствовать представления об овощах.
Учить различать овощи по вкусу, по запаху, по тактильным ощущениям  и составлять рассказ-описание.
Закрепить обобщающее понятие овощи. Научить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящиеся к этим понятиям.
Учить дифференцировать понятия овощи, фрукты, ягоды.
Формировать начальные представления о здоровом образе жизни, о пользе продуктов питания.
Воспитывать уважение к труду взрослых в саду, на полях, в огороде.
Игровая программа
«Во саду ли в огороде»
2 Мониторинг Закрепить знания детей о временах года.
Закрепить названия осенних месяцев.
Познакомить с отличительными признаками второго осеннего месяца (листопад, похолодание, частые дожди, первые заморозки).
Музыкальное развлечение «Ах, эта осень»
3 Хлеб. Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений, дать представления о труде хлебороба, о помощниках-машинах.
Познакомить детей с последовательностью изготовления хлеба, разнообразием хлебобулочных и мучных изделий.
Дать представление о профессиях, связанных с изготовлением хлеба.
            Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Создание альбома «Хлеб всему голова»
4 Транспорт.
 Уточнить  и расширить знания детей о транспорте. Формировать (закреплять) обобщающее понятие транспорт. Учить правильно, относить конкретные предметы к обобщающему понятию.
Сформировать представление о видах транспорта: наземный, водный, воздушный; грузовой, пассажирский; городской, междугородний.Учить правильно, называть детали транспорта (колесо, кабина, руль, штурвал, крыло и т.п.).Познакомить детей с профессиями людей, работающих на разных видах транспорта.
Повторить правила дорожного движений, правила поведения на транспорте.
Рассматривание презентаций.
ноябрь 1 Детский сад. Игрушки. Систематизировать знания детей о детском саде: о внешнем виде здания детского сада, о названии и назначении помещений.
Закрепить знания о труде взрослых в детском саду.
            Формировать (закреплять) обобщающее понятие игрушки. Учить правильно, относить конкретные предметы к обобщающему понятию. Совершенствовать умение описывать предмет, указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.
Создание выставки любимых игрушек.
2 Поздняя осень Расширение и обогащение знаний детей об особенностях поздней осени (предзимье), наблюдение таких явлений природы как заморозки, первый снег, сильные ветры, дожди, иней, град, туман.
Дать представление о том, как похолодание  и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
Расширение знаний о том, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ежи, черепахи, медведи впадают в спячку, зайцы, белки линяют, некоторые птицы улетают на юг).
Обобщить знания детей об отличительных признаках осени по месяцам (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Выставка рисунков:
«Поздняя осень»
3 Дикие животные Обобщить и систематизировать знания детей о диких животных и их детенышах. Сформировать (закрепить) обобщающее понятие дикие животные.
Помочь усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни (повадки, пища, жилище).
Развивать умение выделять признаки сходства и различия.
Закрепить представление о способах подготовки лесных зверей к зиме.
           Дать понятия хищники и травоядные животные.
Викторина «В мире животных»
4 Домашние животные Закреплять знания детей о домашних животных (корова, лошадь, коза, свинья, кошка, собака, овца) и их детенышах. Сформировать (закрепить) обобщающее понятие домашние животные.
Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде, повадках домашних животных.
Дать представления о том, как человек заботиться о домашних животных, о том, какую пользу они приносят людям.
Коллективная работа – коллаж «Наши любимцы»
декабрь 1 Зимушка – зима.
Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, учить самостоятельно, находить их, учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе. Выставка рисунков:
Зимушка – зима.
2 Зима в лесу.
Расширять знания детей о том, как приспосабливаются дикие животные к зимовью, какие изменения происходят с ними во время холодного периода года (белка, заяц - меняют шкуру; медведь накапливает жир, и всю зиму спит), образом жизни животных.
Создание альбома
3 Зимующие птицы.
Продолжать формировать представление о приспособленности птиц к среде обитания. Расширить представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Воспитание заботливого отношения к природе (птицам). Развитие эмоциональной сферы детей, умения сопереживать и помогать птицам.
Викторина «В мире птиц»
4 Новый год стучит к нам в двери.
Формирование представлений о Новом годе, как веселом и добром празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы; совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья, здоровья, добра; поздравления и подарки; Лапландия – родина Деда Мороза и др.).Новогодний маскарад
январь 1 каникулы 2 Зима в искусстве.
Закрепить признаки зимы, передавать в речи впечатления от прослушивания музыкального произведения, рассматривание картин известных художников.
Рассматривание презентаций.
3 Зимние забавы.
Расширять представления детей о зимних забавах (катание на коньках, лыжах, игра в хоккей, лепка снежной бабы). Воспитывать потребность в ЗОЖ, регулярных занятиях спортом.
Коллективная работа – коллаж «Зимние забавы»
4 Царство растений.
Подвести к пониманию того, что в природе есть удивительное царство – мир растений; закрепить представления о культурных растениях и дикорастущих; рассмотреть три государства: деревья, кустарники, травянистые растения.
Выставка рисунков:
Растения
февраль 1 Красная книга.
Познакомить детей с понятием "Красная книга", ее значением. Рассказать о растениях (редкие и исчезающие виды), внесенных в нее.
Рассматривание презентаций.
2 Сказки бабушки Агафьи (лекарственные травы).
Пополнить знания детей о лекарственных растениях (внешний вид, для чего используется, место произрастания).
Создание альбома
Лекарственных трав
3 Кто живет на подоконнике?
Продолжать знакомить с комнатными растениями (названия, внешний вид, правила ухода). Рассказать о способах вегетативного размножения растений.
Выставка рисунков:
Комнатные растения
4 23 февраля.
Продолжать формировать представления детей об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.). Воспитывать чувство гордости за свою армию;  вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Утренник, посвященный дню защитника отечества
март 1 Все о девочках.
Развивать у девочек предпосылки женственности. Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, адекватную полу модель поведения, понимание роли мужчины и женщины.
Музыкальное развлечение «А ну – кА девочки»
2 Профессии
Формировать у детей представления о профессии родителей. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь.
Викторина «В мире профессий»
3 Весна, весна на улице.
Закрепить у детей представления о весенних изменениях в природе (день удлинятся, ночь укорачивается, солнце ярче пригревает, снег стал рыхлым, темным, появились сосульки, оттепели, лужи). Дать понятие о дне весеннего равноденствия. Обговорить правила безопасности в данное время года.
Выставка рисунков:
Весна, весна на улице.
4 Животные весной.
Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве; Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; Воспитывать интерес к жизни животных. Рассматривание презентаций.
апрель 1 В гостях у сказки
Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам сказки, развивать интерес к чтению.
Коллективная работа – коллаж «Мои любимые сказки»
2 День космонавтики.
Расширять знания детей о космосе; космических полетах; формировать первичные представления о выдающихся людях и достижениях России. Воспитывать гордость за свою страну.
Выставка рисунков:
Вперед к звездам!
3 Книжкин дом.
Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек.
Беседа о книге.
Выставка «Мои любимые книги»
4 зоопарк Расширить знания детей об обитателях зоопарка. Познакомить с правилами поведения при наблюдении за животными в зоопарке. Познакомить с образованием и значением слова «зоопарк», понятием «хищник». Воспитывать интерес к миру животных.
Создание модели зоопарка.
май 1 День Победы.
Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героями Великой Отечественной войны.
Утренник посвященный памятной дате.
2 Здравствуй цветик - семицветик.
Познакомить детей с первыми весенними цветами, учить их называть (мимоза, подснежник, мать-и-мачеха, фиалка); формировать представление о цветах (стебелёк, листочки, бутон).Рассматривание презентаций.
3 Лето, лето, ты какого цвета?
Формировать обобщенные представления о лете как времени года, признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных, растений, представления о ягодах и грибах.
Выставка рисунков:
Лето, лето, ты какого цвета?
4 Летние забавы.
Расширить представления детей о летних забавах (играх, купаниях в водоемах, катание на велосипеде, роликах, скейтах и т. д.). Проговорить о правилах безопасности в летний период.
Музыкальное развлечение