Конспект занятия Свистульки из глины-птички


Конспект занятия
Тема: «Свистульки из глины-птички»
Цель: Познакомить детей с традициями русского народа –лепка свистулек.
Научить лепить игрушку из глины - свистульку
Задачи.
Учить лепить птичек, передавать ее формы, пропорции и характерные детали.
Закреплять умение пользоваться стеком.
Коррекция эстетического вкуса через видение красоты предмета.
Воспитывать аккуратность и последовательность в работе.
 Оборудование: образцы  народных  игрушек, дымковские и филимоновские игрушки выполненные детьми, мультимедийная презентация «Свистульки из глины-птички».
Формы организации занятий: Практическое занятие - путешествие
Мотивация к обучению поддерживается через знакомство с яркими красочными лепными игрушками – свистульками.
Методы организации занятий:
Наглядный (объяснение, консультация)
Исследовательский (поэтапное исследование керамических игрушек)
Проведение занятия с использованием ИКТ (презентация)
Практический (лепка свистулек с использованием полученных знаний)
Оборудование и материалы: глина, стеки.
Содержание.
1. Игра с лентами.
2.Беседа о народной игрушке - свистульке.(презентация, рассматривание образцов игрушек)
3. Рассматривание разных видов свистулек.
4. Игра на закрепление названий игрушек по месту их изготовления.
5. Поэтапный показ изготовления свистульки.
6. Практическая работа: лепка птички.
Ход занятия.
1.    Игра с цветными лентами. У каждого ребенка цветная лента (всего три цвета – красный, желтый и зеленый). По сигналу 1– один раз свистнуть в свистульку – дети идут по кругу с высоко поднятыми руками. По сигналу 2 – два раза свистнуть – дети кружатся. По сигналу 3 – три раза свистнуть – дети с желтой лентой встают первыми, за мини паровозиком дети с красной лентой, а за ними,  сзади держась за талию дети с зелёной лентой. Должны получиться «паровозики» состоящие из трех человек с разными лентами. Вам понравилась игра с лентами по сигналу свистульки? Кто еще хочет посвистеть в мою свистульку?  А вы хотите сделать себе такую же игрушку?
 2. Беседа. Глиняные свистульки в наше время - это большая редкость, даже не детская игрушка, а реликвия из глубины веков. (Слайд № 1) Мастера-свистуличника встретишь сегодня едва ли не реже, чем мастера-гончара, коих тоже единицы. А когда-то в каждом городе и поселке обязательно была гончарная мастерская, которая обеспечивала жителей посудой всех возможных форм. В дни обжига, когда мастерам нужно было следить за печами-горнами и не отвлекаться надолго, они лепили из остатков глины забавные фигурки - игрушки и свистульки для своих детей. Много веков назад у наших предков-язычников свистулька вовсе не была детской забавой, ее использовали как магический инструмент для связи с духами, чтобы, например, попросить у неба дождя в летнюю жару. Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег. А суеверие "не свисти - денег не будет" - это всего лишь миф, который выдумали пытаясь отучить народ от языческих привычек. 3. Рассматривание птички – свистульки. Игрушка внутри полая, а свисток маскируют в хвостик. Отметить ее форму, размер, у всех птичек форма туловища одинаковая (конус, овал), только они отличаются головой (у уточки клюв расплющен, у петушка есть гребешок и бородка, маленький острый клюв). Роспись довольна проста: полоски, штрихи, ромбы, овалы, прямоугольники как бы обрезанные с одной стороны, косые кресты, крапинки. Для росписи свистульки использовали краски: голубую, кирпично – красную, зеленую, черную, охристую, коричневую. Свистульки лепили в разных регионах нашей страны. Какие вы знаете свистульки? Давайте рассмотрим самые известные свистульки – дымковские и филимоновские. Чем же они отличаются друг от друга? (Слайд № 2) Филимоновская игрушка - это свистулька, у которой есть самостоятельный образ в виде птицы или какого-нибудь зверька. Петушок и курочка самые популярные персонажи лепки свистулек. Свисток расположен у курочки, с помощью двух дырочек можно исполнить даже небольшую мелодию, или издавать приятные трели. Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.
 Белые фигурки филимоновской игрушки горят основными цветами росписи: желтым, красным, зеленым. Старинная филимоновская игрушка расписывалась только красным и зеленым, а желтоватый цвет имела сама глина после обжига. Дымковская глиняная игрушка. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Раскрашивают игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшают игрушки в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц обычно самодельные, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знают мастерицы, в каких только комбинациях не дают!  И завершающий штрих – мастерица «сажает» золото: смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место: барышням и водоносам на шляпы и кокошники, петухам – на гребешки. (Слайд № 3)
4. Игра «Определи игрушку на карточке». Раздаются карточки с изображением игрушек разных ремесленных центров. Задание: объединитесь по группам происхождения игрушки. 
5.  Поэтапный показ лепки свистульки.
Знакомство учащихся с приемами лепки. Простейшие свистульки лепят совсем так, как хозяйки делают пельмени. Катают глиняный шарик, раскатывают лепешку, складывают пополам, и птичья основа свистульки готова. Корпус – основу свистульки снизу дополняют двумя маленькими шариками, примазывают их – это коротенькие ножки. Остается вылепить головку. Сверху оттягиваем глину и сгибаем. Вытянуть плоский клюв, можно слепить утку, завернув хохолок и приделав гребень – петуха или курочку. На боках свистульки можно сделать дополнительные отверстия – и тогда на ней можно сыграть нехитрую мелодию. Лепим сам свисток в хвосте птички: прорезаем снизу небольшую прямоугольную канавку, вставляем палочку, со срезанным концом, налепляем небольшую пластинку, заглаживаем, убираем палочку, делаем скос в 45% с двух сторон канавки, можно свистеть. (Слайд № 4)
 6. Практическая работа.
 7.Подведение итогов.
Выставка работ учащихся и их обсуждение.
Обобщение (что нового узнали, чему научились?)
8. Уборка рабочего места