Конспект ОД с палочками Кюизенера


Тема: В гостях у сказки «Гуси лебеди». Геометрические фигуры.
Счет до 5. Цифра 5.
Задачи:
Обучающие: - закрепить навыки счёта (в пределах 5);- уточнить представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); умение объединять геометрические фигуры по двум признакам: форма, цвет; - продолжать работу детей со схемами;- упражнять в ориентировке в пространстве (лево, право, низ, верх, посередине), длине (самая длинная, короче, самая короткая), назывании цвета палочек; - продолжать учить детей решать логические задачи на нахождение недостающих фигур путем сочетания практических и мыслительных проб, делать предположения и анализировать возможные пути решения
Развивающие - коммуникативные навыки и умения работать в коллективе. -познавательные процессы мышления, внимание, наблюдательность, память, речь. - мелкую моторику, двигательную активность-музыкальный слух
Воспитывающие - сопереживание, умение объединяться для общего дела; -повторить с детьми формы доброжелательного приветствия, прощания, слов участия.-доводить начатое дело до логического конца; -интерес к русским народным сказкам;Повторить правила безопасного поведения дома, во дворе.
Интеграция образовательных областей: познание, познавательно – исследовательская деятельность, игровая, коммуникативная.
Виды детской деятельности: игра, экспериментирование, моделирование.
Планируемые результаты: закрепить у детей счет до 5, соотносить количество предметов с числом, умение различать геометрические фигуры; закрепить понятие длинный и короткий, закрепить цвета.
Словарь: названия геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).Методические приёмы:- беседа; - погружение в игровую ситуацию;
-игра- показ;-постановка и решение проблемы;- совместная деятельность;- индивидуальная творческая работа детей.Материалы:Демонстрационный: мультфильм по сказке «Гуси лебеди», «яблоки» - «Блоки Дьенеша»; Наборное полотно; картинки 5 зайчиков и 5 пирожков.
Раздаточный: -дидактические игры «Блоки Дьенеша», палочки Кюизенера; - на каждого ребёнка - конверты с цифрами 1-5;- счётный материал (пирожки, зайцы);-схемы свойств блоков;-наборное полотно.Оборудование экран, ноутбук, костюм сказочницы (кокошник, на плечи платок.), дидактическое дерево (яблоня), корзинки для складывания блоков, дидактический видеофильм «Гуси-лебедиПредварительная работа: 1. Чтение сказки «Гуси лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке.2.Индивидуальная работа с детьми. Ход деятельности:
Воспитатель (Дети располагаются полукругом возле воспитателя)А какие русские народные сказки Вы знаете ?
Воспитатель Я сегодня хочу пригласить вас в сказку. Посмотрим на экран. (Дети становятся полукругом перед экраном.)На экране появляется Маша, по щелчку мышки раздается тихий плач Маши.
Маша (комп.) - Меня зовут Машенька. Батюшка с матушкой уехали на базар, а мне строго - настрого наказали смотреть за братцем Ванюшей, я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси - лебеди, подхватили, да унесли моего братца Ванечку к Бабе Яге (плачет).Ну что ж, сама виновата, сама и выручать братца буду.
Воспитатель Ребята, из какой сказки Машенька?
А вы хотите помочь Маше? Но для этого нужно отправиться в сказку. Где нас будут ждать трудные испытания. Вы готовы к испытаниям?Тогда закройте глазки. (Включается запись спокойной музыки)Закрываем мы глаза,Представляем чудеса.А сейчас откроем глазки,Оказались все мы в сказке.(Воспитатель надевает кокошник, накидывает на плечи платок.)
Здравствуйте ребята. Я - добрая сказочница. Я слышала, что вы собираетесь помочь Машеньке, а я вам помогу преодолеть испытания. А вот и Машенька возле печки стоит.
Маша (комп.) -Здравствуй, матушка-печь! Подскажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?
Печка Скажу, если вы поможете мне решить задачку. Ко мне в гости должны прийти 5 зайчиков. А я и не знаю, хватит ли пирожков которые я испекла.
Воспитатель(Сказ)ВоспитательВоспитатель Ребята, поможем Маше? А я вам помогу выполнить задание. Посмотрите, куда ведут стрелки? (к столу) Давайте пойдём по стрелке.(По стрелке проходим. Дети присаживаются за столы.) Ребята, нам нужно узнать, хватит ли пирожков зайчикам.А что для этого нужно сделать?Маша, пройди к доске и сосчитай зайчиков. Как мы будем считать? Сколько всего зайчиков? (Опрос 2-3 ребят). Какой цифрой обозначаем количество 5зайчиков?Возьмите цифру 5 и положите рядом с зайчиками.А какая палочка обозначает количество 5 зайчиков?Покажите. Положите рядом с зайчиками.А как узнать, хватит ли пирожков зайчикам?Кристина, разложи пирожки зайчикам. Как мы будем раскладывать?Ребята, сколько пирожков? (5) Какой цифрой обозначим количество 5 пирожков?Возьмите цифру 5 и положите рядом с пирожками.А какая палочка обозначает количество пирожковПокажите. Положите рядом с пирожками.Ребята, так хватит пирожков зайчикам? Почему вы так решили?
Печка Спасибо вам ребята. Теперь я вижу, что всем зайчикам хватит пирожков. А лебеди полетели в сторону яблони.
Воспитатель  Спасибо, тебе матушка- печка.Ну что, ребята, идём дальше?
(Физминутка) Зашагали ножки: топ - топ - топ,Прямо по дорожке: топ - топ - топ,Побежали ножкиПо ровненькой дорожке,Убегают, убегаютТолько пяточки сверкают.
Воспитатель Ребята, тропинка кончилась, куда дальше идти? А вот и яблонька.Может спросим у яблоньки?
Маша (комп.) Не видела ли ты яблонька куда гуси- лебеди полетели?
(голосяблони) «Ребята, мои яблочки созрели и упали на землю. Соберёте их в ящики, скажу, куда гуси-лебеди полетели»
Воспитатель Поможем ребята? Посмотрите на яблоньку. Яблочки то не простые. (Блоки Дьенеша)Какого цвета яблочки?А какой формы?Ребята, а вот какие яблочки вы соберёте, вам подскажут волшебные карточки, которые я вам приготовила. Вам нужно взять то волшебное яблочко, которое спряталось в этой карточкеВозьмите.Проверка. (Какое яблоко взяли)А теперь положите в корзину, такого цвета, какого цвета «яблоки».
Задание выполняется с блоками Дьенеша. Детям раздаются карточки с кодировкой фигур. Дети «читают» кодировку и находят нужный им блок, складывают в корзину


(голосяблони) «Спасибо ребята. Вот теперь отвечу на ваш вопрос. Гуси-лебеди полетели к речке».
Воспитатель Давайте поблагодарим яблоню.
Дети Спасибо яблонька.
Воспитатель Ну, что ребята, отправимся к речке? (Звучит музыка)Дорога не тропинка.Дорога не канава.Сперва смотри налево.Потом смотри направо.Ты налево повернись,А потом на право.А вот и речка. Машенька, может спросим у реки, куда нам дальше идти?
Маша (комп.) Молочная река - кисельные берега, подскажи пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?
(голосречки) Дом бабы Яги находится на другом берегу. Вы попадёте туда, если отремонтируете мой мост. Недавно был сильный ветер, мост и сломался.
Поможем? Ребята, какая дощечка пропущена? Почему вы так решили?(Дети определяют пропущенную палочку, доказывают свой выбор и восстанавливают мост.)Какой замечательный мост у вас получился! Давайте пройдём по мостику.
Воспитатель А вот и избушка.Кто живет в лесной избушке? Кто послал гусей-лебедей за Иванушкой?
(голос БабыЯги) (Из избушки выходит Баба-Яга) - Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие?Зачем пришли? Зачем пожаловали?
Воспитатель (Побуждает детей ласково обратиться с просьбой к Бабе-Яге, вести диалог)Здравствуй, Баба-Яга, верни нам, пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Машенька плачет, мама с папой воротятся, а его нет, волноваться будут.
Баба-Яга - Ванечку отдать вам? А почему это я должна отдавать его, он мне самой нужен!Моя избушка покосилась. Некому строить. Если построите мне новую избушку, тогда и отпущу Ванятку.
Воспитатель Ребята, а давайте построим дом для Бабы Яги из цветных палочек. Возьмите четыре оранжевые палочки и положите их так, чтобы получился квадрат. Стены готовы. А из двух синих палочек постройте крышу. Какой формы получится крыша у дома? (Ответы нескольких детей.) А что еще бывает у дома, кроме стен и крыши? (Окно, дверь, труба.) посмотрите на схему и достройте дом.Красивые домики у вас получились, но что нам скажет Баба Яга?
Б Я Как я рада, что у меня есть новая избушка. И не одна, а много. Теперь мне ещё на 100 лет хватит. Я стала доброй и решила отпустить братца на волю. (На экране сюжет, когда сестрица и братец вернулись домой)
Воспитатель Ребята, Машенька и Ванечка уже дома. Они очень благодарны вам за помощь.А вам пора возвращаться в садик. Глазки закрываем! Раз, два, три. (Воспитатель снимает кокошник и накидку.Сказку покидаем, только не грусти!Открывайте глазки.Вот мы и оказались снова в д/саду.Наше путешествие подошло к концу. Подойдите все ко мне. Понравилось вам путешествие? Ребята, по какой сказке мы путешествовали?
Дети: Мы путешествовали по сказке Гуси-лебеди.
Воспитатель: Чем мы занимались в сказке?
Помогали Машеньке спасать Иванушку.Как же мы с вами им помогли? Считали зайцев, пирожки. Собрали яблочки. Отремонтировали мост. Построили дом для Бабы Яги.
Вот если бы не ваша дружба, то мы бы не спасли бы Иванушку, и он так бы и остался у Бабы Яги. Не зря люди говорят: «Сам погибай, а товарища выручай». Ребята, вы все молодцы. Помогли Машеньке с братцем вернуться домой. А за то, что вы выполнили все задания правильно, яблонька приготовила вам яблочки. - Те ребята, кому на занятии было интересно, и кто легко справился с заданиями, возьмите красное яблоко.- А может, кому-то было не интересно, скучно или трудно выполнять задания – возьмите зеленое яблоко Я очень рада, что вам понравилось занятие. На этом наше путешествие в сказку закончилось.
Источники:
Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. М.: Гном, 2008.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией В.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Русская народная сказка «Гуси – лебеди».
Финкельштейн Б.Б. «Страна блоков и палочек для детей 4-7лет» Сюжетно-дидактические игры с международными материалами и логическими блоками Дьенеша, цветными палочками Кюизенера.
Финкельштейн Б.Б.. «На золотом крыльце сидели». Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.
Мультфильм «Гуси-лебеди». М.: «Союзмультфильм», 1949.
Интернет источники: